Главная
АИ #11 (193)
Статьи журнала АИ #11 (193)
Роль проектного менеджмента в создании эффективных онлайн-курсов

Роль проектного менеджмента в создании эффективных онлайн-курсов

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

проектный менеджмент
проектное управление
проекты
принципы agile
scrum
prince2
kanban
lean
six-sigma

Аннотация статьи

Выполнен исследовательско-аналитический обзор методов проектного менеджмента, которые могут применяться в создании эффективных онлайн-курсов. Значение данных методов обусловлено увеличением значения эффективности управления проектами при стратегическом развитии бизнеса, функционирующего в данном секторе.

Текст статьи

Проектный менеджмент играет ключевую роль в создании эффективных онлайн-курсов, поскольку он помогает структурировать и управлять процессом разработки курса от идеи до реализации. Все проекты, включая создание онлайн-курсов, требуют определенного уровня организации, планирования, контроля и коммуникации, что делает проектный менеджмент неотъемлемой частью процесса.

В подходе PRINCE2 фигурирует следующая структура:

  1. Совет проекта (project board), который состоит из Заказчика, Главного пользователя и Главного специалиста, и перед которой отчитывается Менеджер проекта.
  2. Служба project assurance, задачей которой является предоставлять независимую точку зрения о проекте с точки зрения заказчиков, пользователей и специалистов. Эта служба предоставляет три отчета: busness report (отчет по финансовому состоянию проекта и его выгодности), user report (отчет об удовлетворении потребностей пользователей), technical report (отчет о технологическом аспекте проекта). В малых проектах роль этой службы выполняет Совет проекта.
  3. Служба административной поддержки, которая отвечает за проведение встреч, доведения необходимой информации до сведения всех адресатов, сохранение проектной информации. В малых проектах это входит в задачи Менеджера проекта.

Гибкий подход к управлению проектами включает в себя некоторые итеративные подходы, основанные на принципах управления взаимодействием людей, и базируется на процессном взгляде на человеческое сотрудничество. Методы, основанные на Agile, наиболее часто используются в разработке программного обеспечения, веб-сайтов, творческой и маркетинговой индустрии.

Этот подход контрастирует с традиционными подходами, такими как водопадный метод. В гибкой разработке программного обеспечения проект позиционируется как последовательность относительно небольших задач, выполняемых адаптивным путем, как того требует ситуация, а не так, как было запланировано.

«Руководители компаний и риск-аналитики на глобальном уровне видят наиболее опасный риск для роста бизнеса в 2018 году в киберугрозах.

Тем не менее проведенное PwC Глобальное исследование тенденций информационной безопасности свидетельствует о том, что компании плохо подготовлены к противодействию постоянно растущим и меняющимся угрозам нарушения кибербезопасности и конфиденциальности данных» [7, с. 97-99].

Возможно, именно поэтому «угрозы нарушения кибербезопасности или конфиденциальности относят к категории самых быстрорастущих рисков, связанных с любым из рассмотренных нами направлений внедрения инноваций. Вне зависимости от того, идет ли речь о выходе на новые рынки, создании стратегических союзов или новых моделей сбыта, наибольшие опасения респондентов неизменно вызывают угрозы нарушения кибербезопасности» [3, с. 61-66].

Компании осуществляют свою деятельность в условиях ускоренной цифровизации, и технологии лежат в основе многих инновационных процессов, что закономерно влечет за собой все большую уязвимость для кибератак.

Вчерашние практики управления рисками не являются адекватными при борьбе с сегодняшними угрозами, данные механизмы необходимо модернизировать. Эти соображения лежат в основе пересмотра стандарта ISO 31000, Менеджмент рисков.

«Процесс повышения уровня социальной ответственности начался в корпорациях, представители которых осознают его важность перед обществом. На данный момент признано, что люди, планета и доход взаимосвязаны. С момента проведения дискуссий понятие претерпело множество модификаций, в том числе внедрение стандарта ISO 26000. Данный стандарт завоевал доверие и был признан авторитетным менее чем за десятилетие» [6, с. 138-141].

Моделирование Монте-Карло становится лучшим оружием менеджера проекта для количественного анализа рисков проекта. Это чрезвычайно мощный инструмент, который позволяет менеджерам проектов учитывать неопределенность и риск в своих планах проектов и устанавливать разумные ожидания относительно стоимости и графика своих проектов. Тем не менее моделирование Монте-Карло все еще не очень популярно в текущей практике управления проектами, в первую очередь из-за его статистического характера.

Результатом является распределение вероятностей стоимости проекта и даты его завершения на основе выявленных рисков в проекте.

В анализе Монте-Карло детерминированные затраты и значения графика в моделях проекта заменяются распределениями вероятностей, отражающими возможный диапазон результатов для каждой из этих переменных. Генератор случайных чисел используется для вычисления значения для каждого из распределений вероятности для получения значения стоимости/графика. Одна и та же модель запускается многократно, сотни или тысячи раз. Каждый раз, когда он выполняется, значение записывается и представляется как распределение вероятностей.

Влияние риска выражается в виде дискретных или непрерывных вероятных результатов в пределах определенного диапазона, например, с нижними и верхними пределами затрат и/или времени. Распределения вероятностей являются удобным способом представления этой детали, и они пригодны для статистического анализа.

Тип распределения вероятностей должен быть выбран (например, ведущим аналитиком), чтобы наилучшим образом отражать предполагаемый диапазон воздействий события риска.

Используя информацию оценки рисков, владелец проекта может оценить меры по снижению затрат и составить график рисков. Эффективное управление рисками снизит воздействие и повысит вероятность того, что проект будет выполнен вовремя и в рамках бюджета, и владельцу не придется делать дополнительные резервы на непредвиденные обстоятельства. Предлагаемое снижение риска задокументировано в плане управления рисками. Это становится планом действий владельца проекта для эффективной минимизации воздействия рисков на проект.

Зачастую внешние риски вносят больший вклад в риск портфеля, поскольку они влияют на несколько проектов одновременно. Например, на проект НИОКР фармацевтической компании влияют неопределенные результаты, связанные с конкретным компонентом, однако изменение правил может повлиять на многие проекты. Аналогичным образом, проект разведки нефтяной фирмы зависит от неопределенности относительно наличия нефти в данном месте, но неопределенность относительно рыночной цены нефти влияет на многие проекты. Аналогично, у строительной компании может быть много проектов, которым угрожает внешний риск роста цен на сталь или сырье.

«После того, как вы решили, какую стратегию выбрать, запланировали действия, важно обеспечить их выполнение».

«Один из самых простых способов учесть риски по проекту - отразить их уровень в ставке дисконтирования, которая применяется в расчетах показателей экономической эффективности проекта (NPV, IRR, PI, PP). Для этих целей, по мнению автора, наиболее подходящим является кумулятивный метод расчета (build-up approach), позволяющий выявить различные факторы риска экспертным путем» [7, с. 97-99].

По мнению Т. Дингсоера существует три элемента риска, которые касаются управления проектами:

  • График – будет ли проект завершен в запланированные сроки?
  • Стоимость – будет ли проект завершен в рамках выделенного бюджета?
  • Производительность – будет ли результат проекта удовлетворять деловым и техническим целям проекта?

Там, где это возможно, эти риски должны быть количественно определены, чтобы позволить проектной команде разработать эффективные стратегии снижения рисков или включить соответствующие непредвиденные обстоятельства в оценку проекта.

Для определения непредвиденных обстоятельств было предложено много способов. Ниже приведен список методов, которые появляются в литературе по управлению проектами:

Эвристические методы, основанные на опыте или экспертные методы для оценки непредвиденных обстоятельств; они включают:

  • Процентная доля от общей стоимости (Moselhi, 1997);
  • Предварительно определенные рекомендации (Hollmann et al., 2012);
  • Контролируемый интервал и память (Chapman & Cooper, 1983; Cooper, MacDonald & Chapman, 1985);
  • Модель рассуждения на основе случая (Kim, An & Kang, 2004).

Методы ожидаемой стоимости умножают вероятность риска на максимальное время / стоимость подверженности риску, чтобы получить непредвиденную стоимость; эти методы включают в себя:

  • Метод моментов (Moselhi, 1997);
  • Ожидаемая величина индивидуальных рисков (Mak, Wong, & Picken, 1998).

Методы распределения вероятностей основываются на расчете непредвиденных обстоятельств на заранее определенных статистических распределениях; они включают:

  • Симуляция Монте-Карло (Kwak & Ingall, 2007; Whiteside, 2008);
  • Оценка дальности (Curran, 1990; Humphreys et al., 2008).

Методы математического моделирования используют теоретические математические модели для определения значений непредвиденных обстоятельств. Эти модели обычно используют как линейные, так и нелинейные уравнения и включают в себя:

  • Искусственные нейронные сети (Günaydın & Doğan, 2004; Kim et al., 2004);
  • Нечеткие множества (Nieto-Morote & Ruz-Vila, 2011; Paek, Lee & Ock, 1993).

Модели взаимозависимостей используют логические и ресурсные зависимости между действиями для определения непредвиденных обстоятельств; эти методы включают в себя:

  • Диаграммы влияния (Diekmann & Featherman, 1998);
  • Теория ограничений (Лич, 2003);
  • Процесс аналитической иерархии (Dey, Tabucanon, & Ogunlana, 1994; An, Kim, & Kang, 2007).

Эмпирические методы используют исторические проекты для определения факторов, которые определяют риск. Эти факторы затем применяются к перспективным проектам для определения характеристик на основе непредвиденных обстоятельств, которые разделяются с историческими проектами; эти методы включают в себя:

  • Регрессия (Lowe, Emsley & Harding, 2006; Williams, 2003); а также Рейтинг факторов (Hollmann, 2012; Trost & Oberlender, 2003).

Риски возможно выявлять, вести их реестр, делать различные документы и создавать бизнес-процессы, но если отсутствует действие по рискам, то все схемы оказываются бесполезными.

Важность проектного менеджмента в создании онлайн-курсов проявляется в следующих аспектах:

  1. Организация процесса: Управление проектом помогает организовать различные этапы разработки курса, от планирования до исполнения, обеспечивая структурированный и системный подход.
  2. Управление ресурсами: Эффективное управление проектом гарантирует, что ресурсы, такие как время, бюджет и персонал, распределяются надлежащим образом для достижения целей проекта и сроков.
  3. Принятие решений: Управление проектом облегчает принятие обоснованных решений, предоставляя основу для оценки вариантов, оценки рисков и выбора наилучшего курса действий.
  4. Контроль качества: Управление проектом помогает поддерживать стандарты качества, устанавливая четкие цели, отслеживая прогресс и внедряя меры по обеспечению качества на протяжении всего процесса разработки курса.
  5. Коммуникация: Эффективная коммуникация необходима для успешного управления проектом, позволяя членам команды сотрудничать, обмениваться информацией и оперативно решать проблемы для обеспечения успеха проекта.
  6. Разработка расписания: Управление проектом включает в себя создание расписаний и управление ими для обеспечения своевременного выполнения задач и контрольных точек, помогая поддерживать проект в нужном русле и в рамках бюджета.
  7. Управление рисками: Управление проектом помогает выявлять и снижать потенциальные риски, которые могут повлиять на процесс разработки курса, позволяя осуществлять проактивное планирование и стратегии снижения рисков.

В целом, проектный менеджмент играет важную роль в создании эффективных онлайн-курсов, обеспечивая организованное, структурированное и результативное выполнение проекта. Эффективное управление проектом способствует достижению поставленных целей, улучшению качества курса и удовлетворению потребностей аудитории.

Список литературы

  1. Александрова Т.В. Повышение эффективности проектного управления в организации на основе гибкой методологии Agile // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №9. C. 11-15.
  2. Арсенова Е.А., Николаева Т.Ю. Внедрение системы бережливого производства в процессы создания и разработки новых продуктов: пример компании «Нестле Россия». Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 1. С. 118-133.
  3. Бабанова Ю.В., Орлов В.М., Антонян Р.С. Гибкие технологии управления предприятием в условиях цифровизации экономики // Известия ВГТУ. 2018. № 6(216). С. 61-66.
  4. Денисенко Е.В., Малинин В.Л. Скрам-метод управления инновационными проектами в машиностроении и оценка его эффективности (на примере автомобильного стартап проекта «Крым») // Инновации инвестиции. 2018. № 5. С. 28-31.
  5. Лесун Б.В., Уласюк Н.Н., Пацей Н.Е. Система управления качеством «Шесть сигма» // Энергетика. Известия высших учебных заведений и энергетических объединений СНГ. 2010. № 6. С. 80-83.
  6. Минина Ю.А., Бугаева М.В. Внедрение бережливого производства в российских компаниях // Инновационная наука. 2016. № 5-1 (17). С. 138-141.
  7. Русинов В.М., Ситников В.В. Управление рисками инновационных проектов: проблемы и решения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 6-2. С. 97-99.
  8. Самерханова Э.К., Круподёрова К.Р. Сетевое взаимодействие педагога и студентов как главное условие создания единого информационно-образовательного пространства // Школа будущего. 2011. № 6. С. 65-68.
  9. Шишлина Н.В. Автор электронного курса: учебно-методическое пособие. – ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 2015.

Поделиться

745

Иванова А. А. Роль проектного менеджмента в создании эффективных онлайн-курсов // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.II.С. 25-28. URL: https://apni.ru/article/8768-rol-proektnogo-menedzhmenta-v-sozdanii-effekt

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря