Главная
АИ #11 (193)
Статьи журнала АИ #11 (193)
Облачные сервисы в системах поддержки принятия решений

Облачные сервисы в системах поддержки принятия решений

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

облачные сервисы
система поддержки принятия решений (СППР)
база данных
интерактивные системы
облако

Аннотация статьи

Системы поддержки принятия решений (СППР) – компьютерные автоматизированные системы, целью которых является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях, для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.

Знание принципов построения современных систем поддержки принятия решений (СППР), основу технологий хранилищ данных, оперативного анализа для аналитической поддержки процессов принятия решений является необходимым знанием в подготовке IT-специалистов.

Текст статьи

Основная часть

Система поддержки принятия решений – это компьютерная система, которая путем сбора и анализа большого количества информации может влиять на процесс принятия решений организационного плана в бизнесе и предпринимательстве. Интерактивные системы позволяют руководителям получить полезную информацию из первоисточников, проанализировать ее, а также выявить существующие бизнес-модели для решения определенных задач [3].

СППР позволяет спрогнозировать доход организации при гипотетическом внедрении новой технологии, проследить за всеми доступными информационными активами и получить сравнительные значения объемов продаж, а также рассмотреть все возможные альтернативные решения.

Система поддержки принятия решений − комплекс математических и эвристических методов и моделей, которые объединены общей методикой формирования альтернатив управленческих решений в организационных системах, определения последствий реализации каждой альтернативы и обоснования выбора наиболее приемлемого управленческого решения [3].

Поддержка принятия решений и заключается в помощи лицу, принимающему решение (ЛПР), в процессе принятия решений. Она включает:

  • помощь ЛПР при анализе объективной составляющей, то есть в понимании и оценке сложившейся ситуации, и ограничений, накладываемых внешней средой;
  • выявление предпочтений ЛПР, то есть выявление и ранжирование приоритетов, учет неопределенности в оценках ЛПР и формирование его предпочтений;
  • генерацию возможных решений, то есть формирование списка альтернатив;
  • оценку возможных альтернатив, исходя из предпочтений ЛПР, и ограничений, накладываемых внешней средой;
  • анализ последствий принимаемых решений;
  • выбор лучшего с точки зрения ЛПР варианта.

СППР в большинстве случаев служит как интерактивная автоматизированная система, она же помогает ЛПР использовать данные и модели для идентификации и решения задач и принятия решений. Система должна обладать возможностью работать с интерактивными запросами с достаточно простым для изучения языком [2, с. 100-105].

СППР обладает следующими четырьмя основными характеристиками:

  1. Использует и данные, и модели;
  2. Помогает менеджерам в принятии решений для слабоструктурированных и неструктурированных задач;
  3. Поддерживает, а не заменяет выработку решений менеджерами;
  4. Повышает эффективность решений.

Идеальная СППР:

  1. Оперирует со слабоструктурированными решениями;
  2. Предназначена для ЛПР различного уровня;
  3. Может быть адаптирована для группового и индивидуального использования;
  4. Поддерживает как взаимозависимые, так и последовательные решения;
  5. Поддерживает три фазы процесса решения: интеллектуальную, проектирование и выбор;
  6. Поддерживает разнообразные стили и методы решения, что может быть полезно при решении задачи группой ЛПР;
  7. Является гибкой и адаптируется к изменениям как организации, так и ее окружения;
  8. Проста в использовании и модификации;
  9. Улучшает процесс принятия решений;
  10. Позволяет человеку управлять процессом принятия решений с помощью компьютера;
  11. Поддерживает эволюционное использование и легко адаптируется к изменяющимся требованиям;
  12. Может быть легко построена, если сформулирована логика конструкции СППР;
  13. Поддерживает моделирование;
  14. Позволяет использовать знания [2, с. 100-105].

Компьютерная поддержка процесса принятия решений так или иначе основана на формализации методов получения рекомендаций, даваемых ЛПР, и алгоритмизации самого процесса выработки решения.

К тому же, формализация методов генерации решений, их оценка и согласование являются чрезвычайно сложной задачей. Эта задача стала интенсивно решаться с возникновением вычислительной техники.

Все больше предприятий рассматривают возможность перехода к облачным технологиям, которые имеют огромный потенциал для существенного повышения эффективности без ущерба для производительности. Популярность облачных ИТ доказывается тем, что по результатам исследований аналитических компаний Forrester Research, IDC, российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) мировой рынок облачных услуг вырос на 90 % в 2023 г. [1, с. 35-38].

Облачные вычисления – быстро развивающаяся область IT. Термин «облачные вычисления» появился чуть более пяти лет назад. На рынке информационных технологий уже предлагаются комплексные решения, которые позволяют предоставлять облачные сервисы различным категориям потребителей: финансовому сектору, промышленности, торговле, сфере услуг, сектору телекоммуникаций и, конечно, науке и образованию.

«Облако» (cloud computing) обозначает сложную инфраструктуру с большим количеством технических деталей, спрятанных в «облаках». Облачные системы связаны как с рисками, характерными исключительно для таких систем, так и с инструментами, которые могут быть применены для управления ими. Используя облачную структуру, вы делите ее с большим числом людей, при этом у вас в руках очень немного инструментов, делающих возможность контролировать то, как люди будут использовать этот общественный ресурс. Существуют методы, позволяющие сделать систему безопасной изначально, вместо того чтобы полагаться на аттестаты безопасности, которые предлагает поставщик услуг облачных вычислений [1, с. 35-38].

Положительными сторонами использования облачных технологий можно назвать следующие:

  • Доступность: доступ к информации, хранящейся на облаке, может получить каждый, кто имеет компьютер, планшет, любое мобильное устройство, подключенное к сети интернет. Из этого вытекает следующее преимущество.
  • Мобильность: у пользователя нет постоянной привязанности к одному рабочему месту. Из любой точки мира менеджеры могут получать отчетность, а руководители – следить за производством.
  • Экономичность: одним из важных преимуществ называют уменьшенную затратность. Пользователю не надо покупать дорогостоящие, большие по вычислительной мощности компьютеры и ПО, а также он освобождается от необходимости нанимать специалиста по обслуживанию локальных IT-технологий.
  • Арендность: пользователь получает необходимый пакет услуг только в тот момент, когда он ему нужен, и платит, собственно, только за количество приобретенных функций.
  • Гибкость: все необходимые ресурсы предоставляются провайдером автоматически.
  • Высокая технологичность: большие вычислительные мощности, которые предоставляются в распоряжение пользователя, которые можно использовать для хранения, анализа и обработки данных.
  • Надежность: некоторые эксперты утверждают, что надежность, которую обеспечивают современные облачные вычисления, гораздо выше, чем надежность локальных ресурсов, аргументируя это тем, что мало предприятий могут себе позволить приобрести и содержать полноценный ЦОД [2, с. 100-105].

Обобщая структуру разрабатываемой системы поддержки принятия решений, можно представить из следующих базовых модулей:

  1. Сбор данных. В данном модуле происходит сбор статистических данных, а также данных, предоставленных пользователем в ходе взаимодействия с программным интерфейсом разрабатываемой системы.
  2. Хранилище данных. Хранение данных, собранных в первом модуле, производится в облачной базе данных.
  3. Аналитическая система. В данном модуле происходит обработка данных согласно предложенной экономико-математической модели.
  4. Система поддержки принятия решений (СППР). Модуль, обеспечивающий взаимодействие лица, принимающего решение, с данными, обработанными системой.

Хранение данных в разрабатываемой СППР организовано в виде база данных с использованием облачных технологий, применение которой обусловлено необходимостью накопления больших данных для принятия решений.

Технология облачного хранения данных использует модель онлайн-хранилища, в котором все данные хранятся размещенных в сети. Данные хранятся представляющем собой абстрактный виртуальный сервер. Физически эти серверы могут быть расположены территориально удалённо друг от друга географически. С позиции организации, для него наглядно, что все действия осуществляются в одном месте – «облаке» [3].

Заключение

Развитие науки и техники значительно ускорило появление новых достижений в сфере ИТ во всех сферах социально-экономической жизни общества. Применение ИТ позволяет справиться с огромным объемом обрабатываемой информации и способствует сокращению сроков ее обработки и поддержки принятия решений. Внедрение проекта в области ИТ «облака» представляет собой как сбор и хранилища базы данных, являющийся более масштабным, и как этап для поддержки принятия решения.

Список литературы

  1. Осадчий В.В. Основы инвестирования. Правила для начинающих инвесторов / В.В. Осадчий // Управленческий учет. – 2020. – № 4. – С. 35-38.
  2. Осадчий В.В. Сложные проценты в инвестировании как восьмое чудо света / В.В. Осадчий // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 3. – С. 100-105. – DOI 10.34755/ИРОК.2021.62.75.087.
  3. Гребнев Е. Облачные сервисы. Взгляд из России, 2021.

Поделиться

759

Герасимов А. С. Облачные сервисы в системах поддержки принятия решений // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.I.С. 27-29. URL: https://apni.ru/article/8770-oblachnie-servisi-v-sistemakh-podderzhki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января