Автор(-ы):
Герасимов Андрей Сергеевич
15 марта 2024
Секция
Информационные технологии
Ключевые слова
Аннотация статьи
Системы поддержки принятия решений (СППР) – компьютерные автоматизированные системы, целью которых является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях, для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.
Знание принципов построения современных систем поддержки принятия решений (СППР), основу технологий хранилищ данных, оперативного анализа для аналитической поддержки процессов принятия решений является необходимым знанием в подготовке IT-специалистов.
Текст статьи
Основная часть
Система поддержки принятия решений – это компьютерная система, которая путем сбора и анализа большого количества информации может влиять на процесс принятия решений организационного плана в бизнесе и предпринимательстве. Интерактивные системы позволяют руководителям получить полезную информацию из первоисточников, проанализировать ее, а также выявить существующие бизнес-модели для решения определенных задач [3].
СППР позволяет спрогнозировать доход организации при гипотетическом внедрении новой технологии, проследить за всеми доступными информационными активами и получить сравнительные значения объемов продаж, а также рассмотреть все возможные альтернативные решения.
Система поддержки принятия решений − комплекс математических и эвристических методов и моделей, которые объединены общей методикой формирования альтернатив управленческих решений в организационных системах, определения последствий реализации каждой альтернативы и обоснования выбора наиболее приемлемого управленческого решения [3].
Поддержка принятия решений и заключается в помощи лицу, принимающему решение (ЛПР), в процессе принятия решений. Она включает:
СППР в большинстве случаев служит как интерактивная автоматизированная система, она же помогает ЛПР использовать данные и модели для идентификации и решения задач и принятия решений. Система должна обладать возможностью работать с интерактивными запросами с достаточно простым для изучения языком [2, с. 100-105].
СППР обладает следующими четырьмя основными характеристиками:
Идеальная СППР:
Компьютерная поддержка процесса принятия решений так или иначе основана на формализации методов получения рекомендаций, даваемых ЛПР, и алгоритмизации самого процесса выработки решения.
К тому же, формализация методов генерации решений, их оценка и согласование являются чрезвычайно сложной задачей. Эта задача стала интенсивно решаться с возникновением вычислительной техники.
Все больше предприятий рассматривают возможность перехода к облачным технологиям, которые имеют огромный потенциал для существенного повышения эффективности без ущерба для производительности. Популярность облачных ИТ доказывается тем, что по результатам исследований аналитических компаний Forrester Research, IDC, российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) мировой рынок облачных услуг вырос на 90 % в 2023 г. [1, с. 35-38].
Облачные вычисления – быстро развивающаяся область IT. Термин «облачные вычисления» появился чуть более пяти лет назад. На рынке информационных технологий уже предлагаются комплексные решения, которые позволяют предоставлять облачные сервисы различным категориям потребителей: финансовому сектору, промышленности, торговле, сфере услуг, сектору телекоммуникаций и, конечно, науке и образованию.
«Облако» (cloud computing) обозначает сложную инфраструктуру с большим количеством технических деталей, спрятанных в «облаках». Облачные системы связаны как с рисками, характерными исключительно для таких систем, так и с инструментами, которые могут быть применены для управления ими. Используя облачную структуру, вы делите ее с большим числом людей, при этом у вас в руках очень немного инструментов, делающих возможность контролировать то, как люди будут использовать этот общественный ресурс. Существуют методы, позволяющие сделать систему безопасной изначально, вместо того чтобы полагаться на аттестаты безопасности, которые предлагает поставщик услуг облачных вычислений [1, с. 35-38].
Положительными сторонами использования облачных технологий можно назвать следующие:
Обобщая структуру разрабатываемой системы поддержки принятия решений, можно представить из следующих базовых модулей:
Хранение данных в разрабатываемой СППР организовано в виде база данных с использованием облачных технологий, применение которой обусловлено необходимостью накопления больших данных для принятия решений.
Технология облачного хранения данных использует модель онлайн-хранилища, в котором все данные хранятся размещенных в сети. Данные хранятся представляющем собой абстрактный виртуальный сервер. Физически эти серверы могут быть расположены территориально удалённо друг от друга географически. С позиции организации, для него наглядно, что все действия осуществляются в одном месте – «облаке» [3].
Заключение
Развитие науки и техники значительно ускорило появление новых достижений в сфере ИТ во всех сферах социально-экономической жизни общества. Применение ИТ позволяет справиться с огромным объемом обрабатываемой информации и способствует сокращению сроков ее обработки и поддержки принятия решений. Внедрение проекта в области ИТ «облака» представляет собой как сбор и хранилища базы данных, являющийся более масштабным, и как этап для поддержки принятия решения.
Список литературы
Поделиться
Герасимов А. С. Облачные сервисы в системах поддержки принятия решений // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.I.С. 27-29. URL: https://apni.ru/article/8770-oblachnie-servisi-v-sistemakh-podderzhki