Основной задачей современного школьного образования является формирование функциональной грамотности учащихся. Функциональная грамотность, по определению А. А. Леонтьева – это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т. д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо).
В современном мире функциональная грамотность это не только «читать и понимать текст». Она включает в себя:
- читательская грамотность;
- естественно-научная грамотность;
- математическая грамотность;
- финансовая грамотность;
- креативное мышление;
- глобальные компетенции.
Формирование функциональной грамотности – задача каждого современного учителя. Каждый учитель подбирает для себя эффективные методы и средства обучения, которые позволяют повысить мотивацию на уроках представить материал в более интересном и привлекательном качестве, а также стимулировать мыслительную деятельность.
К наглядным средствам обучения на уроке относятся информация из учебника, презентации, таблицы, плакаты, видео, а также интерактивный плакат.
По Б. Д. Затынайченко, «интерактивный плакат – электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса»; по М. В. Тюменцевой и О. И. Чикуновой – «презентация, центральный, основной слайд которой содержит краткую тематическую информацию и средства интерактивного управления, позволяющие переходить к различным фрагментам информации, углубляющим и расширяющим первоначальные сведения, другим слайдам и возвращаться обратно по желанию пользователя».
Интерактивный электронный плакат – это современное многофункциональное средство обучения, имеет интерактивную навигацию, включающую в себя графику, текст, звук.
Структура интерактивного плаката включает в себя основной слайд, и ссылки на ряд вторичных слайдов, на которые можно перейти с основного. Ссылки на вторичные слайды – это интерактивные элементы. Каждый вторичный слайд представляет из себя модуль, замкнутый по содержанию. Вход в модуль возможен только с основного слайда. Основной слайд, как правило, содержит тему плаката, что придает целостность всему плакату. Отличие интерактивного плаката от графического в широких возможностях первого, а также в том, что интерактивный плакат представляет информацию не всю сразу, а постепенно, что позволяет контролировать уровень погружения в тему. Таким образом, можно сформулировать следующее определение: «Интерактивный плакат – это укрупненная дидактическая единица в форме программного средства, содержащего интерактивные элементы».
Кроме того, использование интерактивного плаката позволяет систематизировать материал, одновременно изучать взаимообратное, сопоставлять, сравнивать информацию, анализировать, обеспечивать вариативность изучаемого материала, обеспечивает обратную связь.
Таким образом, использование интерактивного плаката позволяет повышать качество восприятия на уроках физики, создавать условия для улучшения внимания и развития творческого мышления учеников, повышать познавательный интерес к научному мировоззрению, оптимизировать учебный процесс, задавать индивидуальный темп обучения.
Кроме того, использование интерактивных плакатов способствует развитию функциональной грамотности на уроках физики, так как реализуется комплексный подход к использованию мультимедийных технологий.