Когда речь заходит о муниципальных образованиях, важно понимать их как социально-экономические системы, где социальные и экономические процессы играют ключевую роль. Хотя некоторые исследователи могут называть их территориальными системами, системный подход все равно остается важным инструментом для решения проблем управления в таких организациях.
Муниципальное образование – это местная административная территория, управляемая органами местного самоуправления, способная удовлетворять потребности жителей, используя имеющиеся ресурсы. Ключевые характеристики включают территорию, собственность, бюджет, местное управление, законы и символы. Федеральный закон определяет муниципальное образование в более широком смысле как городские или сельские поселения, районы, городские подразделения или территории, не уточняя его существенные характеристики.
Социально-экономическое развитие должно быть основано на планомерных и целенаправленных мерах, направленных на улучшение социальных условий и экономического благополучия муниципального образования. При этом необходимо обеспечить баланс между развитием экономики и сохранением окружающей среды, чтобы не нанести ущерба экологическим ресурсам и улучшить экологическую обстановку. При этом главной целью социально-экономического развития остается повышение качества жизни населения – улучшение доступности качественных услуг, повышение уровня доходов, обеспечение равных возможностей, развитие социальной инфраструктуры и укрепление социальной солидарности. Вместе с тем развитие экономической сферы выступает в качестве инструмента для достижения этих целей.
Социально-экономическое развитие любой территориальной системы, в том числе муниципальных образований, является результатом эффективного управления, требующего глубоких исследований. В данной работе мы выделим два ключевых подхода к анализу управления социально-экономическим развитием муниципалитетов с целью разработки эффективных стратегий развития на основе полученных данных.
Первый подход основан на системе, которая оценивает социально-экономический прогресс муниципалитета с помощью показателей, показывающих его развитие с течением времени. При помощи данного метода можно оценить текущее состояние, предсказать будущие тенденции развития и определить важные области, требующие внимания и корректировки.
Данный подход включает в себя несколько существующих методик, представляющих различные подходы к определению сущности управления развитием. Некоторые из них:
- Система индикаторов ООН для «Повестки-21» и оценки прогресса достижения устойчивости развития,
- Методика расчета комплексной оценки социально-экономического развития регионов Российской Федерации (Минэкономразвития),
- Комплексный анализ социально-экономического развития Псковской области,
- Методика формирования рейтинга муниципальных образований Псковской области в части деятельности по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата,
- Система индикаторов социально-экономического развития муниципальных образований, разработанная по проекту «Городской барометр».
Современные методы оценки социально-экономического развития предлагают значительные преимущества, включая доступные данные для расчета показателей, простые процессы расчета и комплексные показатели для облегчения сравнения, что дает муниципалитетам возможность проводить оценки автономно. Однако к заметным недостаткам относятся неадекватная оценка воздействия управления, чрезмерный акцент на экономических аспектах, избыточные показатели, сложные расчеты и отсутствие данных по некоторым показателям в информационной системе России.
Второй подход к анализу управления социально-экономическим развитием муниципальных образования фокусируется на значимости использования подходящих инструментов для организации развития. Он подчеркивает важность оценки качества стратегического планирования и программно-целевого развития для оценки эффективности управления.
Для оценки программ необходима точная и достоверная информация. Использование технических стандартов обеспечивает последовательную информационную основу для сравнения программ развития в разных муниципалитетах.
Для обеспечения компетентности в оценке программ необходимо привлечение квалифицированных специалистов с соответствующим образованием, знаниями и навыками. Разработка критериев отбора специалистов и их работа в рамках профессиональной компетенции гарантируют качественное выполнение задач оценки.
Показатели общей социальной эффективности муниципального управления оцениваются по уровню и качеству жизни населения, включая доступ к материальным благам и социальной поддержке.
Оценка эффективности муниципального управления основывается на следующих критериях:
- Уровень выполнения поставленных задач.
- Использование ресурсов для их решения.
- Соответствие требований и ожиданий к работе управления.
- Удовлетворенность работой в управлении.
- Применение инноваций для достижения целей.
Эффективное управление социально-экономическим прогрессом муниципалитетов муниципальных образований предполагает тщательный анализ, оценку и стратегическое планирование устойчивого развития. Двумя основными методами для этого являются изучение текущего социально-экономического статуса и изучение стратегических планов и программ, которые способствуют развитию муниципалитетов.
Исходя из первого подхода мы провели анализ муниципального образования «Город Псков» Псковской области. Рассмотрели ключевые точки роста экономического развития благодаря развивающемуся в городе промышленному производству и туризму.
Несмотря на то, что пищевая и легкая отрасли считаются стареющими отраслями промышленности, в городе Пскове данные предприятия относятся к числу градообразующих, являясь крупнейшими налогоплательщиками Псковской области и обеспечивая населения рабочими местами.
Псков также является значимым центром историко-культурных памятников, где каждый уголок города представляет собой настоящий музей архитектуры. При эффективной финансовой и административной поддержке туризм в Пскове обретет новые горизонты, становясь ведущей отраслью и ключевым фактором в решении социальных и экономических вызовов, стоящих перед городом.
В целом, экономика города Пскова разнообразна и стремится к развитию различных отраслей для обеспечения устойчивого экономического роста и благополучия его жителей.
Рассматривая социально-демографический потенциал города Пскова, мы выявили тенденцию убыли населения с 2020 года, темп убыли средней численности населения на территории города Пскова в 2023 году по сравнению с 2019 годом составил 9,9%.
Одним из ключевых показателей, отражающим социально-экономическое состояние территории, является средняя номинальная заработная плата, начисленная в течение месяца. За последние 5 лет средняя номинальная заработная плата на территории города Пскова и в области увеличилась, однако среднее значение по области оказалось примерно на 20% ниже, чем в городе Пскове, который является административным центром области.
Для определения факторов, влияющих на среднемесячную номинальную начисленную заработную плату, ключевой показатель социально-экономического состояния территории, был использован метод корреляционно-регрессионного анализа.
В ходе анализа было выявлено, что наибольшее влияние на среднемесячную начисленную заработную плату оказывают обеспеченность трудовыми ресурсами (коэф кор. 0,539624) и объём инвестиций (коэф кор. 0,570091458). Данные точки имеют наиболее сильное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных образований Псковской области. Следовательно, необходимо сосредоточить усилия на стимулировании роста данных показателей.
Используя второй подход к анализу управления социально-экономическим развитием муниципальных образований, фокусирующийся на значимости стратегического планирования и программно-целевого развития для оценки эффективности управления, был рассмотрен основной документ стратегического развития муниципального образования «Город Псков» – Стратегию развития города Пскова до 2030 года, утвержденную Псковской Городской Думой Решением от 25 декабря 2020 г. № 1411 «Об утверждении Стратегии развития города Пскова до 2030 года».
В качестве приоритетных векторов развития в Стратегии представлены следующие направления:
- Содействие росту человеческого капитала посредством стабилизации местного населения, создания гибкого рынка труда и повышения доступности и качества социальной инфраструктуры;
- Формирование конкурентоспособной экономики города и активизация инвестиционной деятельности (развитие многоотраслевого конкурентоспособного производственного комплекса города и сферы услуг, активизация и стимулирование развития малого и среднего бизнеса, активизация и реализация инвестиционного потенциала города, развитие туризма и повышение конкурентоспособности туристского продукта);
- Трансформация пространственного развития города Пскова (формирование благоприятной и безопасной городской среды, модернизация и повышение качества жилищной сферы, развитие устойчивой мобильности и транспортной доступности).
Для понимания текущих результатов реализации Стратегии развития города Пскова был изучен документ промежуточной отчетности, утверждённый Главой города, «Отчет о ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии развития города Пскова до 2030 года за 2022 год», основной задачей которого является сравнение плановых показателей с достигнутыми.
Было выявлено, что множество неучтённых факторов оказали своё влияние и не всех запланированных Стратегией показателей удалось достичь. Соответственно, можно сделать вывод, что Стратегия не совершенна, данный документ нуждается во внесении постоянных корректировок в зависимости от влияющих факторов. Также есть вероятность, что ожидаемые показатели необоснованно завышаются, не обращая внимания на действительное положение дел.
В нашем исследовании города Пскова как социально-экономической системы мы выявили, что слабыми точками роста территории является численность населения, а вместе с ней численность трудоспособного населения, а также объем инвестиций.
Система муниципального управления объективно требует обновления, внедрения новых инструментов и технологий, которые могут выступить надежным решением поставленных проблем.
Краудфандинг – это новый подход к финансированию, который повышает эффективность муниципального управления, обеспечивая коллективную финансовую поддержку через специализированные онлайн-платформы. Эти платформы обслуживают широкий спектр типов проектов, позволяя отдельным лицам или организациям воплощать свои идеи в жизнь при поддержке добровольного пула участников [4].
Краудфандинг служит альтернативой или дополнением к налогообложению граждан и инициативному бюджетированию, позволяя делать взносы любому человеку, независимо от места жительства. Такое более широкое участие помогает привлечь больше средств, позволяя проектным командам включать в себя участников из разных мест, что облегчает реализацию межмуниципальных проектов.
Еще одним инструментом, уже успевшим положительно себя проявить на практике, является инициативное бюджетирование. Инициативное бюджетирование, также известное как партисипаторное бюджетирование, предполагает непосредственное участие граждан в местном самоуправлении путем выдвижения инициатив по выделению конкретных бюджетных средств. Он опирается на гражданские инициативы по решению местных проблем, вовлекая граждан в выбор проектов для распределения бюджета и контролируя их реализацию [5].
В качестве еще одного инструмента для привлечения дополнительных инвестиций из бюджетов других уровней в муниципальное образование выступает участие в конкурсах с целью получения гранта. Участниками конкурса могут стать как граждане, так и само муниципальное образование.
Нормативно-правовая база, в свою очередь, закладывает вектор деятельности органов власти всех уровней, поэтому обеспечение правового регулирования является важнейшим шагом при реализации любых проектов и решений. Оно, в отличие от методических рекомендаций, накладывает обязательство исполнения на органы власти, закрепляет источники финансирования и обеспечивает подконтрольность деятельности.
В связи с вышесказанным, внедрения инноваций необходимо начать с совершенствования нормативно-правовой базы: нужно законодательно закрепить основные термины и понятия современных инструментов и технологий (ст.2 ФЗ № 257 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты»); сделать обсуждения общественно значимых моментов с использованием информационной телекоммуникационной сети «Интернет» обязательными (ст.28 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») и закрепить процесс разработки и реализации документов стратегического планирования в качестве обязательной деятельности на всех уровнях власти РФ (ст.39 ФЗ от № 172 «О стратегическом планировании в РФ»).
Выявленные в работе проблемы характерны не только для муниципального образования «Город Псков», но и для территорий всей страны.
Организация эффективного развития муниципального управления является важной задачей, стоящей перед каждым регионом нашей страны. Для решения этой задачи необходимо участие не только органом муниципального управления, но и инициативность местных жителей, ведь именно они глубоко осведомлены о недостатках и проблемах, имеющихся на территории. Для возможности ведения совместной работы власти и населения в современном мире созданы все условия, в частности новые инструменты и технологии, позволяющие обеспечить открытость, более широкую распространённость информации и сократить элементы бюрократизма в реализации общественной деятельности.