В сфере экономической деятельности информация является довольно актуальным и практически важным элементом, распространенным в самых разных категориях правоотношений. С цифровизацией экономики значимость информации существенно повысилась, поскольку возник большой объем качественно новых направлений экономической деятельности, реализуемой с использованием информационных технологий [3, с. 39-41]. В связи с этим вопрос о правовом регулировании такой информации становится все более актуальным.
Рассмотрим некоторые из наиболее востребованных направлений экономической деятельности, где информация выступает важной составляющей.
Прежде всего, необходимо говорить о защите данных. Экономика характеризуется различными типами взаимодействия, совершением сделок, в т. ч. международных и в сети Интернет, а потому вопрос о защите информации сегодня актуален, как никогда. Ключевым источником регулирования в данном случае выступает Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [8], который, собственно, является главным источником правового регулирования статуса информации не только в экономике, но и в любых других сферах и областях, где она в том или ином виде используется. Документ устанавливает правовые основы существования информации, определяет особенности ее сбора, хранения, передачи, закрепляет функции уполномоченных органов государственной власти в рассматриваемой сфере, а также субъектный состав правоотношений и т. д. В контексте защиты информации на международном уровне можно обозначить значительный ряд источников законодательства Европейского Союза, а также двусторонние договоры и соглашения.
Например, это профильные Регламенты и Директивы, посвященные защите персональных данных как таковых – с практической точки зрения крайне важная составляющая, которая в РФ приобрела высокую значимость относительно недавно, с принятием Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных». На международном уровне примером такого документа выступает, в частности, Регламент ЕП и Совета ЕС № 2016/679 о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных [1, 4]. Персональные данные относятся исключительно к физическим лицам, но для экономики выступают также значимой категорией, поскольку физические лица в полной мере являются участниками различных экономических отношений.
Здесь же в контексте рассмотрения вопроса о защите информации приведем еще несколько актуальных источников: например, это Федеральный закон № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Указ Президента РФ № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», а также ряд других актов.
Второе направление – это антимонопольное законодательство, которое имеет целью своего регулирования защиту конкуренции и участников конкурентного рынка, предотвращение монополистической деятельности как таковой и т. д. Собственно, защите информации в Федеральном законе № 136-ФЗ «О защите конкуренции» посвящена глава 2.1, регламентирующая особенности защиты от недобросовестной конкуренции. Таковым может быть, например, распространение о конкуренте заведомо ложной информации, порочащей его деловую репутацию. Рассматриваемый нормативно-правовой акт определяет, каким образом подлежат привлечению к ответственности виновные в недобросовестной конкуренции субъекты правоотношений.
Особенности установления правового статуса информации требуются и в еще одной широкой и практически востребованной области – это права потребителей. Основным источником здесь Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей». В этом документе целый ряд статей посвящен регулированию использования информации в сфере защиты прав потребителей. Например, это касается нормативно установленного права каждого потребителя на информацию о товарах, работах или услугах. Законом, в частности, регламентирована сущность такой информации, ее правовые характеристики, а также установлена юридическая ответственность за несоблюдение указанных требований. Аналогичные положения закреплены, например, в отношении информации об изготовителе, продавце и т. д.
В отличие от представленных выше направлений, защита прав потребителей – актуальное направление в современной судебной практике [7, с. 130-133]. Это происходит, с одной стороны, из-за широкого практического распространения правоотношений данной категории, с другой – из-за значительного объема различных нарушений, допускаемых участниками сделок.
Обозначим еще одно актуальное направление, кратко уже упомянутое выше – это электронная коммерция, а также возникающие в этой связи отношения в области обеспечения кибербезопасности. Данное направление появилось в РФ не так давно, но уже приобрело высокую практическую значимость, а потому получило и соответствующее нормативное регламентирование. Перечислим некоторые источники, регулирующие правоотношения данной категории:
- Федеральный закон № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ»;
- Указ Президента РФ № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности РФ»;
- Указ Президента РФ № 260 «О некоторых вопросах информационной безопасности РФ»;
- КоАП РФ (ст. 13.12, посвященная административной ответственности за нарушение правил защиты информации);
- иные [5, с. 430-445; 9].
В данном направлении сегодня принято немало правовых источников, однако обеспечение защиты информации в сети Интернет продолжает оставаться актуальным, поскольку информационные технологии развиваются с более высокой скоростью, чем соответствующее правовое регулирование, возникают все новые составы правонарушений и преступлений в этой сфере. А то, что отношения имеют экономический характер, несет в себе еще и существенные материальные потери, которые зачастую имеют невосполнимый характер из-за того, что правоохранительные органы сталкиваются со значительными сложностями в расследовании киберпреступлений [10, с. 69-76]. Поэтому обеспечение кибербезопасности сегодня – важное и актуальное направление, нуждающееся в уделение особого внимания со стороны законодателя.
Кратко перечислим также некоторые иные направления экономической деятельности, где информация имеет наиболее значимый характер, и обозначим также ряд источников правового регулирования:
- подготовка финансовой отчетности, электронный документооборот (Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 13, 18, 21 и другие, Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной цифровой подписи, иные акты);
- защита информации как объекта интеллектуальной собственности (часть 4 Гражданского кодекса РФ, указанный выше Федеральный закон № 149-ФЗ, иные);
- иные.
Подведем итог изложенному выше вопросу.
Прежде всего, необходимо говорить о том, что информация сегодня распространена практически на все категории правоотношений в области осуществления экономической деятельности, а потому выступает значимым ее элементом.
Наиболее актуальный вопрос здесь – это, собственно, обеспечение защиты информации, ведь она касается и характеристик субъектного состава экономических отношений, и непосредственно содержания, и ряда других аспектов. С повсеместным распространением информационных технологий и внедрением в экономику процессов цифровизации тема защиты информации более актуализировалась, сегодня это буквально ключевое направление работы с ней.
В тексте научной статьи приведены отдельные направления экономической деятельности, в каждом из которых так или иначе используется информация, а также кратко проанализированы основные источники регулирования данных правоотношений. Можно обобщить, что существует ключевой нормативно-правовой акт, регламентирующий рассматриваемую сферу, – это Федеральный закон, определяющий особенности правового статуса информации, разного рода информационных технологий и защиты информации [8]. Также присутствует совокупность более профильных источников регулирования.
Тем не менее в настоящее время правовое регулирование информации в сфере экономики продолжает оставаться актуальным для совершенствования. В частности, это касается обеспечения защиты информации и в большей степени связано с акцентированием внимания на кибербезопасности.