Методы оценки конкурентоспособности предприятия

Методы оценки конкурентоспособности предприятия

В статье рассматриваются методы и способы оценки конкурентоспособности предприятия. Проведена оценка эффективности рассматриваемых методик. Изучение конкурентоспособности позволяет выявить сильные и слабые стороны фирмы, определить стратегию развития.

Аннотация статьи
конкурентоспособность товара
методика оценки
предприятие
конкурентоспособность
конкуренция
Ключевые слова

В современных экономических условиях развитие конкурентоспособности фирмы является одним из важнейших требований для эффективного осуществления деятельности предприятий всех отраслей мирового хозяйства. Для достижения положительных результатов руководству организации необходимо точно производить оценку возможностей предприятия, используя различные способы и методы, доступные на данный момент.

На современном этапе развития экономики высокий уровень конкурентоспособности является главной целью большинства организаций, поэтому его можно считать одним из важнейших факторов коммерческого успеха предприятия. В рыночных условиях особое значение приобретает проблема повышения конкурентоспособности фирмы. Высокий уровень достигается не только качеством менеджмента, но также зависит от конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от превосходства над товарами конкурентов.

Научные исследования в данной области, как правило, ориентированы на изучение имеющегося опыта развития рынка. Поэтому возникает необходимость в создании комплексного подхода к определению и оценке конкурентоспособности для розничного предприятия с целью выбора наиболее реальных и эффективных стратегий.

Все методы оценки конкурентоспособности предприятия можно классифицировать по следующим признакам:

  • категория предприятия;
  • тип метода;
  • особенности расчета показателей конкурентоспособности;
  • возможность прогнозирования конкурентоспособности;
  • учитываемые факторы конкурентоспособности;
  • использование весомости показателей;
  • источник информации для расчетов;
  • трудоемкость расчетов;
  • критерии конкурентоспособности [3, с. 374].

Матричный метод производится путем изучения и оценки хозяйственной деятельности предприятия и ее продукции. Анализ проводится с учетом жизненного цикла продукции. При данном методе строится матрица, которая использует в своей основе систему координат: по горизонтали располагаются темпы роста и сокращения количества продаж, по вертикали – относительная доля товаров компании, представленных на рынке. Из преимуществ данного метода можно выделить то, что при наличии достаточного количества информации об объемах реализации товаров и относительных долях рынка конкурентов можно получить высокую точность оценки конкурентоспособности своей фирмы. Из недостатков – невозможность анализа причин, из-за которых предприятие или его конкуренты занимает ту или иную долю рынка, осложнение выборки для управленческих решений, необходимость обладания достоверной информацией, что подразумевает собой дополнительные затраты для проведения исследований рынка.

Метод, в ходе которого проводится оценка конкурентоспособности продукции компании. Данный метод подразумевает, что конкурентоспособность фирмы напрямую зависит от востребованности его продукции у потребителей. Чтобы определить конкурентоспособность продукции можно использовать различные маркетинговые и количественные методы. Большая часть этих методов подразумевает собой определение оптимального соотношения цены к качеству.

В ходе расчета необходимо по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием, выявить ряд показателей, наиболее важным из которых является объем реализации каждого вида продукции. Затем нужно определить коэффициент конкурентоспособности самого предприятия.

Так как конкурентоспособность продукции является одним из важнейших показателей конкурентоспособности фирмы, то изучение данного показателя можно считать весомым преимуществом этого подхода. Среди недостатков можно выделить недостаточное количество информации о положительных и отрицательных сторонах других составляющих конкурентоспособности фирмы.

Метод, основанный на теории эффективной конкуренции. Согласно этому подходу, наиболее конкурентоспособным является то предприятие, где все подразделения работают как отлаженный механизм. Каждое подразделение или служба должна эффективно использовать ограниченное количество ресурсов. От этого и зависит результативность работы данных служб [1, с. 210].

В данном методе производится оценка в бальной системе способности предприятия конкурировать с другими с точки зрения имеющихся ресурсов. Данные, полученные при оценке, в дальнейшем подвергаются различным математическим способам обработки.

Преимуществом данного подхода можно считать всесторонний охват различных сторон деятельности фирмы. Однако данная методика предполагает повышение конкурентоспособности отдельных аспектов жизнедеятельности предприятия, а не системы в целом.

Комплексный метод предполагает, что оценку конкурентоспособности компании стоит производить исходя не только из нынешнего состояния фирмы, но и его вероятного будущего. Очень важно определить потенциальную конкурентоспособность.

Способы вычисления текущей и потенциальной конкурентоспособности могут заметно отличаться друг от друга. Это связано с тем, что существует много различных методов. Например, текущую конкурентоспособность могут определять с помощью методов оценки конкурентоспособности товаров, а потенциальную на основании теории эффективной конкуренции.

Конечно же, среди преимуществ данного метода стоит выделить то, что данный подход оценивает не только настоящий уровень конкурентоспособности организации, но и ее потенциальное состояние, которое может быть достигнуто в будущем. Стоит уточнить, что данный метод, используя в себе способы подсчета конкурентоспособности предыдущих подходов, так же приобретает и их недостатки.

SWOT-анализ – один из наиболее часто встречающихся методов оценки конкурентоспособности отечественной экономической практики. Данный анализ позволяет выделить определенный ряд действий, необходимых для улучшения хозяйственной деятельности предприятия, что способствует росту уровня конкурентоспособности [4, с. 25].

Для выполнения этого анализа необходимо определить сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы для фирмы. Сильные и слабые стороны являются факторами внутренней среды. Возможности и угрозы – внешней. Стоит уточнить, что слабые стороны, при определенных условиях, а также в случае их устранения могут стать сильными сторонами. То же самое касается и угроз. Если вовремя не использовать свои возможности, то в будущем они также могут стать угрозами.

Чтобы провести SWOT-анализ, необходимо построить таблицу, состоящую из 4 граф. В верхней части записываются сильные и слабые стороны, снизу возможности и угрозы. Пример проведения SWOT-анализа приведен в таблице 1.

Таблица 1

SWOT-анализ предприятия

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Высокое качество обслуживания;

2. Сплоченный коллектив;

3. Налаженные партнерские отношения с поставщиками;

4. Высокое качество товаров;

5. Быстрая обработка заказов.

1. Ограниченные финансовые возможности;

2. Неудобное расположение;

3. Отсутствие маркетинговых исследований рынка;

4. Недостаток знаний о конкурентах;

5. Неизвестность компании.

Возможности

Угрозы

1. Дополнительные услуги;

2. Увеличение количества рекламы;

3. Обучение персонала;

4. Развитие современных технологий.

1. Политическая нестабильность;

2. Ценовой демпинг;

3. Новые игроки на рынке;

4. Повышение требований к качеству;

5. Снижение доходов покупателей.

Из преимуществ данного метода можно выделить: универсальность и гибкость, для использования не требуется специальных знаний и навыков. Из недостатков: при выполнении данного анализа не используются количественные параметры, необходимо дополнительно разрабатывать стратегию предприятия, так как при анализе не приводятся способы решения возникающих проблем [2, с. 87].

Метод оценивания конкурентоспособности на основе рейтинговой системы. Для выполнения данного метода необходимо выделить ряд показателей, которые можно считать наиболее важными. Затем оценить данные показатели по бальной шкале у конкурентов и у себя. Если потребуется, то можно выделить вес определенного показателя, присвоив ему коэффициент. Если по какому-либо параметру фирма получила 5 баллов, то можно считать, что по данному показателю фирма занимает лидирующее положение на рынке. С единицей баллов все обстоит в точности до наоборот. Посмотреть, как проводится рейтинговая система оценки конкурентов, можно в таблице 2.

Таблица 2

Рейтинговая оценка конкурентов

Показатели

Фирма №1

Фирма №2

Фирма №3

Качество товаров

5

5

5

Цена товаров

4

5

4

Количество товаров

3

4

1

Финансовая стабильность

2

4

2

Известность

3

4

2

Географическое положение

3

5

5

Итоговая оценка

3

5

3

Преимуществом данного метода можно назвать простоту и универсальность, однако же, оценка показателей весьма субъективна и результат может быть хорошим, только если данный подход использует опытный экономист.

Ни один из данных методов не преобладает над другими, так как они, при наличии весомых преимуществ, так же обладают и рядом недостатков. Поэтому при выборе какого-либо метода нужно учитывать нужды самого предприятия или же предпочтения руководства, так как не существует единого подхода, который наиболее точно мог бы определить конкурентоспособность фирмы.

Показатель конкурентоспособности предприятия или его продукции можно провести только в сравнении с аналогичными объектами конкурирующих фирм, данный показатель является относительным. Все вышеизложенные подходы действуют по данному принципу.

В зависимости от того, какой показатель был выбран для оценки конкурентоспособности предприятия, может разниться и результат.

Так как процесс выбора единой методики, которая подошла бы всем предприятиям, практически невозможен, то стоит сосредоточить усилия для создания общих принципов и положений, которые возможно изменить и использовать для оценки деятельности любой организации.

Текст статьи
  1. Головачев, А.С. Конкурентоспособность организации [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.С. Головачев. – Минск: Высш. шк., 2015. – 319 с.
  2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: учебник и практикум. – М.: Изд–во Юрайт. – 2013. – 573 с.
  3. Лазаренко А. А. Методы оценки конкурентоспособности // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 374–377.
  4. Мельников, И. В. Конкуренция: как победить / И. В. Мельников – Москва: И. В. Мельников, 2015. – 372 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Сегодня — последний день приема статей
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября