Главная
АИ #11 (193)
Статьи журнала АИ #11 (193)
Проблемные аспекты и законодательные основы процедуры административных споров: а...

Проблемные аспекты и законодательные основы процедуры административных споров: анализ правоприменительной практики

Автор(-ы):

Сидорова Дарья Александровна

16 марта 2024

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

административный спор
правовой спор
субъект
сторона
конфликт

Аннотация статьи

В статье исследованы актуальные вопросы, связанные процедурой административных споров. Автором обозначены проблемные аспекты правоприменительной практики, а также законодательные основы процессуального обеспечения института административных споров.

Текст статьи

Административные споры относятся к одним из самых распространенных в отечественной судебной практике. Обоснованно это прежде всего распространенностью самих административных правоотношений.

Во-первых, сущность любого спора требуется рассматривать через призму наличия взаимных претензий сторон друг к другу по поводу определенного объекта. Указанное характерно для споров, возникающих в частном порядке. Во-вторых, существо спора носит межотраслевой характер.

В-третьих, данного рода спор предполагает строго определенную процессуальную оболочку, что его позволяет разграничить со спорами и конфликтами, имеющими место быть в повседневной жизни человека.

По справедливому замечанию Н.В. Сухова и Г.М. Миннуллина основную группу участников судебного разбирательства составляют «субъекты, собирательно именуемые в законодательстве как «лица, участвующие в деле»: это стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс для дачи заключения» [1].

Действующее законодательство по-разному именует стороны в административном деле: в КАС законодатель использует термины «административный истец» [2] и «административный ответчик», а согласно статье 40 АПК РФ – «заявители» и «заинтересованные лица».

В публично-правовом отношении, из которого вытекает административно-правовой спор, имеется, как правило, два вида участников [3]:

а) субъекты, представляющие публичный интерес, выполняющие публичные функции и наделенные публичными правами для их осуществления в виде властных полномочий;

б) лица, представляющие частный интерес. В этом правоотношении в качестве обязательного субъекта присутствует публичная сторона, а другой стороной, как правило, выступают представляющие свой интерес частные лица.

Всегда при административных спорах одной из сторон является тот или иной исполнительный орган (должностное лицо), чьи действия или решения служат предметом конкретного спора.

Специфику административных споров определяет само существо административных правоотношений, которое, в свою очередь, следует рассматривать через призму общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, урегулированные нормами административного права. Сущность общественных отношений данного рода не предполагает непосредственного существования спора, но и не исключает его.

Ввиду чего признаки, присущие административно-правовым отношениям, непосредственным образом определяют сущность административно-правовых споров.

Во-первых, административный спор отличается субъектным составом.

Во-вторых, как уже было отменно выше, неравенство субъектов имеет место быть в административных правоотношениях, но при возникновении административного спора участники равны перед судом и имеют равные процессуальные полномочия.

В-третьих, между сторонами имеется спор, сущность которого требуется рассматривать через призму расхождения правовых позиций по связывающему их спорному правоотношению.

Четвертый признак неразрывным образом связан с предыдущим ввиду того, что расхождение позиций связано с применением, нарушением, различным толкованием норм публичного права и реализацией определяемых ими субъективных публичных прав и обязанностей;

В качестве еще двух признаков, следует выделить специфику предмета спора, которым являются субъективные публичные права и законность административных актов, а также наличие определённой процедуры его заявления и разрешения.

Характерными признаками, свойственными административным спорам являются:

  • специфический субъектный состав, обусловленный природой административно-правовых отношений, где одной стороной выступает орган публичной власти или должностное лицо.
  • юридическое равенство участников административного спора,
  • наличие разногласий между сторонами административного спора относительно одного и того же правоотношения,
  • предметом спора вступают субъективные публичные права и законность административных актов,
  • специфика процедуры административного спора.

Подводя итоги, следует отметить, что административно-правовой спор представляет собой разногласия между субъектами административно-правовых отношений различно понимаемых взаимных прав и обязанностей и (или) законности административных актов, возникающие в связи с реализацией, применением, нарушением либо установлением правовых норм в сфере публичного управления и разрешаемые в рамках определенной административной процедуры.

Список литературы

  1. Сухова Н.В., Миннуллина Г.М. Проблема определения сторон в гражданском процессе // Вестник магистратуры. 2015. №1. С.76.
  2. Ст.38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ.
  3. Административное дело и административно-правовой спор: понятие и соотношение А. В. Глодина, с.7 http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/pravo/2017/03/2017-03-14.pdf

Поделиться

275

Сидорова Д. А. Проблемные аспекты и законодательные основы процедуры административных споров: анализ правоприменительной практики // Актуальные исследования. 2024. №11 (193). Ч.I.С. 68-69. URL: https://apni.ru/article/8783-administrativnie-spori

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля