Главная
Конференции
Социально-экономические и гуманитарные науки: идеи, гипотезы, результаты
Изучение отношения молодежи Екатеринбурга к ненормативной лексике

Изучение отношения молодежи Екатеринбурга к ненормативной лексике

Автор(-ы):

Вафина Алина Рустамовна

Кузнецова Екатерина Александровна

Скобелина Диана Юрьевна

17 марта 2024

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

лексика
русский язык
ненормативная лексика
мат
матерная лексика
молодежь
культурная политика

Аннотация статьи

Статья посвящена обобщению, проведённого автором, социологического исследования «Изучение отношения молодежи Екатеринбурга к ненормативной лексике». В статье представлены характеристики частности потребления представителями молодежи ненормативной лексики, условий и первопричин употребления ненормативной лексики.

Текст статьи

В настоящее время, вопрос использования ненормативной лексики не имеет широкого интереса среди научного сообщества. Так, по поисковому запросу «ненормативная лексика» в электронной библиотеке Elibrary.ru, мы можем найти лишь 30 релевантных результатов. Вместе с тем разработка государственной политики в сфере использования ненормативной лексики должна опираться на достаточный массив научных исследований. Совокупность указанных факторов указывает на актуальность настоящего исследования.

В рамках данной исследования мы будем использовать термины «ненормативная лексика» и «матерная лексика» как тождественные.

Бранное слово всегда было попутчиком человека разумного. Первые крики, обозначавшие первые слова предъязыка, уже включали в себя возгласы недовольства и гнева. С развитием языков они выделились в отдельный класс – обсценную лексику и фразеологию, вобравшую в себя все то, что произносить в обществе неприлично или, иначе говоря, ненормативную лексику. Уничижительные, оскорбительные, непристойные слова, которые направлены на выражение очень негативного отношения, могут классифицироваться по-разному, но их объединяет то, что они считаются вульгарными и нежелательными в культурном обществе.

Русский мат является крайней формой русской обсценной лексики и фразеологии. В научной лексике не сложилось единого представления о происхождении термина «мат». Ряд авторов считает, что «мат» происходит либо от слова «мать» [1], либо от древнего слова, означавшего «громкий крик, вой», которое до сих пор используется в некоторых фразеологизмах, таких как «орать благим матом» (громко кричать, рыдать, вопить) [2]. Первый вариант происхождения наименования объясняется наиболее оскорбительной частью матерных выражений, когда нападки оскорбляющего направлены на мать оскорбляемого. Впрочем, вопрос о происхождении наименования открыт, в отличие от вопроса происхождения самого набора матерных слов.

Версию о происхождении русского мата из языка Золотой Орды, которая была популярна еще 2–3 десятилетия назад, окончательно опровергли берестяные грамоты домонгольского периода. Русский мат имеет славянские корни, уводящие еще глубже – к индоевропейским корням.

Характерной особенностью этого пласта лексики является максимальный акцент на коитус. Русская матерная триада, обозначающая три ключевых лексемы, от которых в качестве производных идет большая часть остальных матерных слов, состоит из обозначений половых органов, мужского и женского, и собственно коитуса [3]. Журналист и лексикограф А. Ю. Плутцер-Сарно, посвятивший изучению мата как лингвистического явления большое число работ, расширяет триаду до 35 единиц, основываясь на опросах фокус-групп. Семь из 35 слов, включая обозначение падшей женщины, Алексей Юрьевич считает базисом русского мата [4].

Причины использования мата в речи молодых людей обозначил д-р наук РАЕ М. Б. Солодкий, который выделил в работе 2004 года ряд функций обсценной лексики [5]. В их числе когерентная функция, которая означает, что использование матерных лексем идет для междометной связки слов. Подчеркивая аморфную семантику данных «междометий», автор признает за ними и дейктическую функцию – функцию ситуативных обозначений предмета разговора.

Молодежь использует мат в том числе и как ответ на слишком зарегулированный и бесправный характер подростковой жизни. Обозначить эту функцию вслед за М. Б. Солодким можно как «реакцию на систему запретов формализованного общества». Мат, таким образом, выступает как бравада «вседозволенностью», в действительности мнимой, но от этого речевая агрессия подростка, осознающего бесперспективность пробивания стен, лишь приобретает накал и градус.

Не менее значима инвективная функция мата. Мат – это всегда оскорбительно для нормального человека. Но мат, прямо направленный на оскорбление, оскорбителен вдвойне. Несть числа и этажей выражениям, которые должны обидеть того, к кому обращены. Изощренная жестокость находит в мате свое абсолютное выражение.

При этом, для человека использование ненормативной лексики, нередко, являет зачастую единственную возможность не перейти со своим оппонентом в рукопашную. Брань матом словно клапан парового котла позволяет сбросить нервное напряжение. И мат выступает, таким образом, в психологической функции. Выругавшись, человек сбросил агрессию в слова и не ударил другого. Главное при этом, чтобы другой, задетый словами, в свою очередь не воспринял последние как руководство к рукоприкладству. В литературе встречается мысль, что первый человек, который выругался, сделал самый главный шаг – шаг к цивилизованности.

У лексики, о которой мы сейчас говорим, есть очень даже «цивилизованная» функция – идентифицирующая. Выражаться матом без последствий мы можем в кругу своих. Матом начальник показывает подчиненному степень своего доверия. Говоря матом при коллегах, мы как если показываем, что считаем себя своим в их кругу. Мат – это контр-марка закрытых социальных групп.

Так или иначе, но понять, что заставляет молодых людей использовать мат сегодня, как они реагируют на оскорбления матом и каким образом снизить обсценную составляющую в речи молодых, – все это видится интересной и актуальной задачей.

С целью выявления отношения представителей молодежи к ненормативной лексике, в период с 1 августа по 30 августа 2021 года, нами было проведено социологическое исследование в форме опроса. В качестве респондентов выступили представители молодежи, в возрасте от 16 до 24 лет, проживающие в городе Екатеринбурге. Выборочная совокупность исследования составила – 138 человек.

В качестве цели настоящего исследования мы определили – выявление отношения представителей молодежи о использовании нецензурной лексики и разработка практических рекомендаций по сокращению практики её использования.

Для достижения установленной цели исследования нами была разработана анкета, включающая как открытие вопросы, предполагающие выбор из представленных вариантов, так и открытые вопросы, предполагающие рассуждения респондента, позволяющих выявить отношение молодёжи к ненормативной лексике, а также 3 общих вопроса раскрывающих социально-возрастные характеристики респондентов. В целях формирования целостного представления об отношении молодежи к ненормативной лексике вопросы анкеты включали ряд условий, включая: «социальную среду употребления лексики», «причины употребления лексики», «место употребления лексики» и ряд иных.

Для повышения эффективности получения ответов респондентов анкета была представлена в интерактивной форме, с применение коммуникационных инструментов сети Интернет.

Дизайн исследования предполагает использование большого объема уточняющих вопросов, размещённых в различных частях анкеты. Согласно авторской позиции, такой подход позволит повысить корректность полученных результатов.

Перейдем к анализу основных результатов проведённого социологического исследования

Первый блок вопросов посвящен анализу частности употребления ненормативной лексики. Отвечая на вопросы из данного блока 36,2% респондентов, указало, что не используют ненормативную лексику в какой-либо из возможных форм. Ещё 39,9% участников исследования указало, что часто используют ненормативную лексику.

В целях дополнительной проверки полученных ответов в анкету был включен вопрос, характеризующий частность употребления с разделением по 3 основным группам: «никогда», «редко», «часто». По результатам подсчета ответов на указанный вопрос мы выявили, что 39,1% участников исследования абсолютно не используют, а 42,8% респондентов часто используют бранные слова. Как следует из компаративного анализа ответов на рассматриваемые вопросы, сократилась численность респондентов, которые редко употребляют ненормативную лексику и выросли основные группы «редко» и «часто».

Следующий блок вопросов позволяет нам провести оценку условий употребления ненормативной лексики. Первый вопрос посвящен допустимости употребления ненормативной лексики при неформальной устной коммуникации. 46,4% респондентов ответили, что допускают употребление ненормативной лексики, ещё 41,3% опрошенных респондентов ответили, что нейтрально относятся к употреблению ненормативной лексике при неформальной коммуникации. Лишь 12,3% участников исследования высказали негативную оценку употребления ненормативной лексики в устной коммуникации.

Второй вопрос блока посвящен выявлению допустимости употребления ненормативной лексики в состоянии эмоциональной нестабильности. 76,1% респондентов высказалось, что ненормативную лексику они могут использовать в эмоциональном состоянии, а 13% допускают использование нецензурных слов в своей речи в качестве оскорбления или унижения адресата.

Схожие результаты были получены в ходе анализа ответов на вопросы о допустимости использования матерной речи в художественной литературе. 80,4% участников ответили, что равнодушны к матерной речи, если она употребляется для придания эмоциональной окраски в литературном произведении.

Третий блок анкеты посвящен выявлению первопричин использования матерной лексики. Автором было сделано предположение, что основы использования матерной лексики закладываются в первичных социальных группах – «семье» и «кругу друзей». С целью подтверждения или опровержения данного предположения, мы выяснили у участников исследования, используется ли матерная лексика членами их семей. Анализ ответов на данный вопрос показал, что мнения респондентов разделились практически поровну. Так 50,7% респондентов ответило, что нецензурная лексика используется членами их семей, а 49,3% указало, что нецензурная лексика не в семейном кругу не используется. Полученные ответы в существенной мере соотносятся с ответами респондентов на первый блок вопросов. Отвечая на вопрос об употреблении ненормативной лексики в кругу друзей, 53,7% участников исследования указали на допустимость использования данной лексики при коммуникации с друзьями.

В четвертом блоке вопросов мы попытались выяснить какие инструменты позволят сократить использование ненормативной лексики. Первый вопрос блока посвящен выявлению существующих формальных инструментов контроля за употреблением ненормативной лексики. 84% участников исследования указали, что законом предусмотрена ответственность за употреблением нецензурной лексики в публичных местах, в размере до 1 тыс. руб. При этом оценивая эффективность формального контроля за ненормативной лексикой по мнению 73% респондентов является недостаточной. По мнению большинства участников увеличение ответственности за использование ненормативной ответственности не окажет существенного воздействия на динамику употребления ненормативной лексики. Данная позиция была высказана 67% участников исследования. Респонденты отмечают, что язык является динамичной средой и формируется, во многом, исходя из состояния социальной среды. В качестве предложенных респондентов механизмов сокращения использования ненормативной лексики можно выделить:

  1. Совершенствование социальной политики направленной на сокращение социальной среды, являющейся источником распространения ненормативной лексики. Для некоторых социальных групп использование ненормативной лексики является культурной нормой (бывшие заключенные, бывшие военные и т. д.). При интеграции представителей таких групп в социум происходит смешение культурных норм.
  2. Совершенствование культурной политики направленной на контроль за использованием ненормативной лексики в массовой культуре, в первую очередь в песнях. Следует отметить, что Министерство культуры Российской федерации, совместно с Роскомнадзором уже начали кампанию по выявлению фактов использования ненормативной лексики в музыкальных произведениях.
  3. Самоконтроль. Большая часть опрошенных респондентов, что самым эффективным инструментом сокращения употребления ненормативной лексики является контроль за чистой речи.

Список литературы

  1. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Мат // Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М., 2004.
  2. Чернявская Т.Н. и др. Мат // Россия. Большой лингвострановедческий словарь. М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина. АСТ-Пресс., 2007.
  3. Мокиенко В.М. Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное // Русистика. Берлин, 1994, № 1/2.
  4. Плуцер-Сарно А.Ю. О семантике слова «мат». // Большой словарь мата. Том 1. Лимбус Пресс, 2005.
  5. Солодкий М.Б. Сниженная лексика в современном немецком языке; источники пополнения и особенности функционирования в молодёжном сленге: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Славянск-на-Кубани, 2004.

Поделиться

42

Вафина А. Р., Кузнецова Е. А., Скобелина Д. Ю. Изучение отношения молодежи Екатеринбурга к ненормативной лексике // Социально-экономические и гуманитарные науки: идеи, гипотезы, результаты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 мар. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 23-28. URL: https://apni.ru/article/8789-izuchenie-otnosheniya-molodezhi-ekaterinburga

Другие статьи из раздела «Социологические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая