Главная
АИ #12 (194)
Статьи журнала АИ #12 (194)
История создания Следственного комитета в российском государстве

История создания Следственного комитета в российском государстве

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

следователь
Следственный комитет Российской Федерации
Следственный комитет при Прокуратуре Российской Федерации
Следственная канцелярия

Аннотация статьи

На сегодняшний день невозможно представить в нашей стране систему правоохранительных органов без Следственного комитета Российской Федерации. Данный государственный орган имеет более чем трёхсотлетнюю историю создания, развития, исчезновения и возрождения. Следователи Следственного комитета, как и 300 лет назад расследуют самые громкие и тяжкие преступления. В данной статье будет рассмотрена история создания Следственной канцелярии в 1713 году в Российской империи и Следственного комитета в 2011 году в Российской Федерации, а также период существования следствия между этими годами.

Текст статьи

Началом зарождения Следственного комитета можно считать 25 июля (5 августа) 1713 года, когда Пётр I подписал именной указ «О создании следственной канцелярии гвардии майора М. И. Волконского», которым был учреждён первый в Российской империи специализированный следственный орган - следственная канцелярия гвардии майора Семёновского полка Михаила Ивановича Волконского. Согласно данного указа князь Волконский направлялся в Архангельскую губернию для проведения следственных действий в отношении архангелогородского обер-комиссара Дмитрия Алексеевича Соловьева и устюжского комиссара Семёна Матвеевича Акишева.

Позднее Император дописал в указе, что по своему собственному решению майор может применять пытки против подозреваемых, что можно считать своеобразным правом применения особых полномочий. В последствии создавались и другие следственные канцелярии, такие как следственная канцелярия князя Василия Владимировича Долгорукова, Богдана Григорьевича Скорнякова-Писарева и другие, которые стали именовать «майорские», в честь самой первой. Однако именно учреждение следственной канцелярии гвардии майора Семёновского полка Михаила Ивановича Волконского дало начало всей следственной службы в России.

Кроме того, именно в день учреждения канцелярии Волконского в современной России празднуется день сотрудника органов следствия Российской Федерации [20]. В петровские времена следственные канцелярии занимались расследованием наиболее важных и резонансных дел, связанных с государственными преступлениями и злоупотреблениями должностных лиц.

Вместе с тем формально первым следственным органом можно считать учрежденную в 1860 году при прокуратуре города Санкт-Петербурга следственную часть, которая занималась предварительным следствием. Главное отличие следственных частей от следственной канцелярии заключается в том, что канцелярии создавались для расследования одного или нескольких дел по Указу Императора, следственная часть же стала заниматься расследованием всех преступлений, что и делает её формально первым следственным органом.

В 1917 году, после Октябрьской революции, в ходе борьбы с «имперским наследием» декретом Совета Народных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Республики № 1 от 22 ноября 1917 года «О Суде» следственные органы были упразднены, а их функции переданы различным органам советской власти. Следственные отделы были воссозданы лишь в 1922 году, в рамках судебной реформы. В первом уголовно-процессуальном кодексе Российской Советской Федеративной Социалистической Республике, утверждённом 25 мая 1922 года [19] и Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 11 ноября 1922 года «О введении в действие Положения о судоустройстве Р.С.Ф.С.Р.» предусматривались следующие должности: народные следователи при Советах народных судей и революционных трибуналах, военные следователи и следователи по важнейшим делам при Народном комиссариате юстиции [14, с. 49-55]. Они входили в систему органов юстиции и занимались предварительным следствием по уголовным делам. Предпосылками судебной реформы стали потребности новой экономической политики (НЭП) и неблагополучие общего состояния всей системы правосудия [18].

Во время Великой Отечественной войны следственные отделы занимались расследованием преступлений об уклонении от исполнения воинской обязанности и о незаконной купле-продаже и хранении оружия [17], а также участием в расследовании преступлений против человечности, совершенных нацистским режимом.

После распада Советского Союза в 1991 году следственные подразделения были переданы в ведение Министерства внутренних дел, Федеральной службы контрразведки (впоследствии Федеральной службы безопасности) [16] и Генеральной прокуратуры.

Вторым днём рождения Следственного комитета по праву можно назвать 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Именно 15 января 2011 года на базе Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации был образован как отдельный, самостоятельный орган – Следственный комитет Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации №38 от 14 января 2011 года «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации») основными задачами Следственного комитета Российской Федерации являются:

  1. оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  2. обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования и судебной экспертизы, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
  3. осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц; организация и производство в судебно-экспертном учреждении Следственного комитета судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  4. организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
  5. осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
  6. участие в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
  7. совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  8. определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета, а также о процессуальном контроле деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц [9].

Стоит отметить, что предпосылки создания следственного комитета в новейшей истории как отдельного органа были ещё в апреле 1990 года, когда на I съезде народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик Комитету Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик по законодательству и Совету министров Союза Советских Социалистических Республик было предложено создать союзный Следственный комитет. Уже в 1993 году проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» [7] был внесён на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации и одобрен в первом чтении. Однако история Российского государства внесла свои коррективы и после разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации процесс принятия закона был приостановлен.

Следующей предпосылкой можно назвать принятие двух федеральных законов: Федерального закона от 05 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федерального закона от 06 июня 2007 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [15], в соответствии с которыми из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием, а следственный аппарат органов прокуратуры получил относительную самостоятельность. 7 сентября 2007 года был образован Следственный комитет при Прокуратуре Российской Федерации, который состоял из Главного следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе следственных управлений, отделов военных прокуратур, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов. Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2007 года № 1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации») основными задачами Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации являлись:

  1. Разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
  2. Совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  3. Обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  4. Оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
  5. Организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;
  6. Обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства [8].

На данный момент Следственный комитет доказывает, что без него не обойтись в системе правоохранительных органов России, но невозможно предугадать судьбу этого государственного органа, не узнать в каком направлении пойдёт история. Ждёт ли его дальнейшее развитие или он вновь уйдёт в небытие, а может остаться единственным следственным подразделением во всей правоохранительной системе.

Список литературы

  1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18 декабря 2001 года №174-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 30.01.2024) «О федеральной службе безопасности».
  3. Федеральный закон № 403-ФЗ от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации».
  4. Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации»).
  5. Указ Президента Российской Федерации от 01.08.2007 № 1004 (ред. от 04.01.2009) «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации»).
  6. Именной указ «О создании следственной канцелярии гвардии майора М.И. Волконского».
  7. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 31 марта 1993 года
    № 4715-I «О проекте закона Российской Федерации «О Следственном комитете Российской Федерации».
  8. Положение о Следственном комитете при Прокуратуре Российской Федерации (Утверждено Указом Президента Российской Федерации № 1004 от 01.08.2007 года.
  9. Положение о Следственном Комитете Российской Федерации (Утверждено Указом Президента Российской Федерации № 38 от 14.01.2011 года).
  10. Аверченко А.К., и др. История органов следствия России. Хрестоматия. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 223 с.
  11. История органов следствия России: хрестоматия для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / сост.: А.К. Аверченко, Д.О. Седов, В.О. Пантелеев [и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 223 с. – ISBN 978-5-238-02612-1. – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1028895 (дата обращения: 06.01.2024). – Режим доступа: по подписке.
  12. Петр I и становление российского следствия. М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2022. – 158 с.
  13. «Разыскать накрепко, правдою, без всяких приказных крючков»: указы Петра I, Екатерины I и Сената в области судоустройства и уголовной политики. 17161726 гг./публ. Д. О. Серова // Исторический архив. 2000 № 6 С. 200-211. / «И по делам всем, что есть, следовать»: документы об организации и деятельности первых отечественных органов предварительного следствия. 1713-1728 гг. / публ. Д.О. Серова // Исторический архив. 2006 № 2 С. 192-206. (дата обращения: 04.01.2024).
  14. Серов Д.О., Фёдоров А.В. Советское следствие: от судебной реформы 1922 г. до преобразований 1928-1929 гг. // Российский следователь. 2015. № 19. С. 49-55.
  15. Российская газета «Изменения в законе о прокуратуре» (опубликован 07.06.2007) // https://rg.ru/documents/2007/06/08/genprokuratura-doc.html.
  16. Статья 25 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 30.01.2024) «О федеральной службе безопасности».
  17. В СК рассказали о работе военных следователей в годы войны//РИА Новости, 15.05.2021. – https://ria.ru/20210515/sledovateli-1732402786.html.
  18. Г.Т. Камалова «Предпосылки проведения Советской судебной реформы 1922 года» // Южно-Уральский государственный университет, город Челябинск.
  19. Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 25.05.1922 «Об Уголовно-Процессуальном Кодексе» (вместе с «Уголовно-Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.»).
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2013 года № 741 «О Дне сотрудника органов следствия Российской Федерации».

Поделиться

1406

Пахотин Н. С. История создания Следственного комитета в российском государстве // Актуальные исследования. 2024. №12 (194). Ч.III.С. 50-53. URL: https://apni.ru/article/8791-istoriya-sozdaniya-sledstvennogo-komiteta

Похожие статьи

Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября