Началом зарождения Следственного комитета можно считать 25 июля (5 августа) 1713 года, когда Пётр I подписал именной указ «О создании следственной канцелярии гвардии майора М. И. Волконского», которым был учреждён первый в Российской империи специализированный следственный орган - следственная канцелярия гвардии майора Семёновского полка Михаила Ивановича Волконского. Согласно данного указа князь Волконский направлялся в Архангельскую губернию для проведения следственных действий в отношении архангелогородского обер-комиссара Дмитрия Алексеевича Соловьева и устюжского комиссара Семёна Матвеевича Акишева.
Позднее Император дописал в указе, что по своему собственному решению майор может применять пытки против подозреваемых, что можно считать своеобразным правом применения особых полномочий. В последствии создавались и другие следственные канцелярии, такие как следственная канцелярия князя Василия Владимировича Долгорукова, Богдана Григорьевича Скорнякова-Писарева и другие, которые стали именовать «майорские», в честь самой первой. Однако именно учреждение следственной канцелярии гвардии майора Семёновского полка Михаила Ивановича Волконского дало начало всей следственной службы в России.
Кроме того, именно в день учреждения канцелярии Волконского в современной России празднуется день сотрудника органов следствия Российской Федерации [20]. В петровские времена следственные канцелярии занимались расследованием наиболее важных и резонансных дел, связанных с государственными преступлениями и злоупотреблениями должностных лиц.
Вместе с тем формально первым следственным органом можно считать учрежденную в 1860 году при прокуратуре города Санкт-Петербурга следственную часть, которая занималась предварительным следствием. Главное отличие следственных частей от следственной канцелярии заключается в том, что канцелярии создавались для расследования одного или нескольких дел по Указу Императора, следственная часть же стала заниматься расследованием всех преступлений, что и делает её формально первым следственным органом.
В 1917 году, после Октябрьской революции, в ходе борьбы с «имперским наследием» декретом Совета Народных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Республики № 1 от 22 ноября 1917 года «О Суде» следственные органы были упразднены, а их функции переданы различным органам советской власти. Следственные отделы были воссозданы лишь в 1922 году, в рамках судебной реформы. В первом уголовно-процессуальном кодексе Российской Советской Федеративной Социалистической Республике, утверждённом 25 мая 1922 года [19] и Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 11 ноября 1922 года «О введении в действие Положения о судоустройстве Р.С.Ф.С.Р.» предусматривались следующие должности: народные следователи при Советах народных судей и революционных трибуналах, военные следователи и следователи по важнейшим делам при Народном комиссариате юстиции [14, с. 49-55]. Они входили в систему органов юстиции и занимались предварительным следствием по уголовным делам. Предпосылками судебной реформы стали потребности новой экономической политики (НЭП) и неблагополучие общего состояния всей системы правосудия [18].
Во время Великой Отечественной войны следственные отделы занимались расследованием преступлений об уклонении от исполнения воинской обязанности и о незаконной купле-продаже и хранении оружия [17], а также участием в расследовании преступлений против человечности, совершенных нацистским режимом.
После распада Советского Союза в 1991 году следственные подразделения были переданы в ведение Министерства внутренних дел, Федеральной службы контрразведки (впоследствии Федеральной службы безопасности) [16] и Генеральной прокуратуры.
Вторым днём рождения Следственного комитета по праву можно назвать 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Именно 15 января 2011 года на базе Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации был образован как отдельный, самостоятельный орган – Следственный комитет Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации №38 от 14 января 2011 года «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации») основными задачами Следственного комитета Российской Федерации являются:
- оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
- обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования и судебной экспертизы, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
- осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц; организация и производство в судебно-экспертном учреждении Следственного комитета судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
- организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
- осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
- участие в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
- совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
- определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета, а также о процессуальном контроле деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц [9].
Стоит отметить, что предпосылки создания следственного комитета в новейшей истории как отдельного органа были ещё в апреле 1990 года, когда на I съезде народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик Комитету Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик по законодательству и Совету министров Союза Советских Социалистических Республик было предложено создать союзный Следственный комитет. Уже в 1993 году проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» [7] был внесён на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации и одобрен в первом чтении. Однако история Российского государства внесла свои коррективы и после разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации процесс принятия закона был приостановлен.
Следующей предпосылкой можно назвать принятие двух федеральных законов: Федерального закона от 05 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федерального закона от 06 июня 2007 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [15], в соответствии с которыми из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием, а следственный аппарат органов прокуратуры получил относительную самостоятельность. 7 сентября 2007 года был образован Следственный комитет при Прокуратуре Российской Федерации, который состоял из Главного следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе следственных управлений, отделов военных прокуратур, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов. Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2007 года № 1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации») основными задачами Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации являлись:
- Разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
- Совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
- Обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- Оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
- Организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;
- Обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства [8].
На данный момент Следственный комитет доказывает, что без него не обойтись в системе правоохранительных органов России, но невозможно предугадать судьбу этого государственного органа, не узнать в каком направлении пойдёт история. Ждёт ли его дальнейшее развитие или он вновь уйдёт в небытие, а может остаться единственным следственным подразделением во всей правоохранительной системе.