Главная
Конференции
Социально-экономические и гуманитарные науки: идеи, гипотезы, результаты
Подготовка педагогических кадров к организации обучения в современной цифровой о...

Подготовка педагогических кадров к организации обучения в современной цифровой образовательной среде

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

цифровая образовательная среда
современные педагогические технологии
дистанционное обучение
смешанное обучение

Аннотация статьи

Цифровая трансформация образования требует опережающей подготовки будущих учителей к работе в условиях цифровых образовательных сред; освоения современных педагогических технологий; формирования готовности к использованию цифровых инструментов и ресурсов. Рассмотрены используемые в цифровой образовательной среде педагогические технологии. Особое внимание уделено подготовке будущих учителей к применению дистанционных образовательных технологий, смешанного обучения.

Текст статьи

Цифровая эпоха требует пересмотра традиционного преподавания и учения. Быстро растущие технологические инновации в образовании обусловливают смену парадигмы от традиционного преподавания к использованию современных педагогических технологий. Современные цифровые технологии открывают многочисленные новые образовательные возможности и подходы, позволяющие сделать обучение более эффективным, обогатить его, облегчить процессы персонализации обучения, поддержать обучающихся с ограниченными возможностями.

Анализ публикаций по проблеме цифровизации образования [2, с. 3-10] показал, что авторы выделяют информационно-коммуникационные технологии универсального назначения; педагогические технологии, основанные на использовании цифровых инструментов; цифровые технологии, обеспечивающие формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и профессиональных компетенций. Считаем, что список технологий обучения в цифровой образовательной среде должен быть дополнен сквозными технологиями, на освоение которых сегодня нацеливают различные нормативные документы. Это технологии Интернета вещей, виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта, робототехники, больших данных.

Среди педагогических технологий исследователи выделяют: доцифровые педагогические технологии (например, проектный метод, технология «кейс-стади» и др.), которые могут предполагать использование ИКТ как вспомогательного педагогического средства и цифророжденные педагогические технологии («перевернутое» обучение, мобильные технологии, дистанционное обучение и т. д.). Подготовить будущего учителя к использованию данных технологий в цифровой образовательной среде школы – важная задача педагогического образования. При этом студенты должны овладеть необходимыми цифровыми образовательными ресурсами, в т.ч. размещенными на отечественных образовательных платформах; научиться подбирать необходимые цифровые инструменты для использования различных педагогических технологий; овладеть современными цифровыми оценочными средствами; быть готовыми к организации учебного процесса в дистанционном формате; получить навыки организации в цифровой образовательной среде учебной и внеучебной проектной и учебно-исследовательской деятельности. При этом решение данной задачи должно осуществляться в рамках соответствующей цифровой образовательной среды колледжа [1].

Для реализации системно-деятельностного подхода в образовании в рамках предметной цифровой образовательной среды эффективным является использование технологии: «1 ученик: 1 компьютер». «1 ученик: 1 компьютер» – это модель, в которой основным инструментом обучения является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов [1]. При использовании образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер» создаются реальные условия для повышения мотивации, побуждающие обучающихся к активизации познавательной деятельности. Такими условиями могут быть: совместная продуктивная деятельность, использование ресурсов сети Интернет, создание социально значимого продукта, публичная презентация, само и взаимооценивание и т. п.

Одним из наиболее актуальных и полемистических вопросов в сфере образования сегодня является дистанционное обучение. Студенты осваивают различные способы представления контента при использовании дистанционных образовательных технологий для организации синхронной и асинхронной коммуникации с обучающимися [3, с. 193-196]. Будущие учителя разрабатывают задания на использование элементов СДО Moodle; проектируют применение отечественных цифровых платформ, облачных хранилищ и сервисов Веб 2.0; создают интерактивные рабочие листы и оценочные материалы для организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся; подбирают цифровые ресурсы, выполняют их анализ и оценку. Применение только дистанционных технологий, несмотря на все более широкое распространение, не всегда имеет достаточно высокую эффективность: обучающимся может не хватить мотивации и навыков самоорганизации, чтобы качественно освоить программу и дойти до конца курса. Поэтому наиболее перспективной формой организации образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды видится смешанное обучение, предполагающее чередование онлайн и очного форматов обучения. Студенты осваивают различные модели смешанного обучения (перевернутое обучение, ротация станций, автономная группа и др.), проводят их SWOT-анализ.

Что касается доцифровых педагогических технологий, то применение цифровых инструментов и сервисов, сделает их использование более эффективным. Будущие учителя убеждаются в этом на примере организации проектной деятельности в цифровой образовательной среде школы. Сегодня инструментальную основу проектной деятельности составляют средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий и, прежде всего, сетевые технологии. Развитие Интернет создало условия переноса проектной деятельности в сеть.

В условиях цифровой трансформации образования роль подготовки будущих учителей к организации обучения школьников в цифровой образовательной среде значительно возрастает. Создать условия для приобретения студентами навыков интеграции в учебном процессе современных педагогических и информационных технологий – одна из основных задач образования.

Список литературы

  1. Блинов, В.И. Педагогика 2.0. Организация учебной деятельности студентов: учебное пособие для вузов / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев И.С. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
  2. Козлов, О.А. Развитие цифровой трансформации образования: проблемы и пути решения / О.А. Козлов, Ю.Ф. Михайлов // Информатизация образования и науки. – 2021. – № 1 (49). – С. 3-10.
  3. Круподерова, Е.П. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий / Е.П. Круподерова Е.П., К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-1. – С. 193-196.

Поделиться

1145

Кононыхина Л. Н., Матвеева Д. А., Трухачева С. Н., Трухачёва Л. В. Подготовка педагогических кадров к организации обучения в современной цифровой образовательной среде // Социально-экономические и гуманитарные науки: идеи, гипотезы, результаты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 65-67. URL: https://apni.ru/article/8792-podgotovka-pedagogicheskikh-kadrov-k-organiza

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря