Цифровая эпоха требует пересмотра традиционного преподавания и учения. Быстро растущие технологические инновации в образовании обусловливают смену парадигмы от традиционного преподавания к использованию современных педагогических технологий. Современные цифровые технологии открывают многочисленные новые образовательные возможности и подходы, позволяющие сделать обучение более эффективным, обогатить его, облегчить процессы персонализации обучения, поддержать обучающихся с ограниченными возможностями.
Анализ публикаций по проблеме цифровизации образования [2, с. 3-10] показал, что авторы выделяют информационно-коммуникационные технологии универсального назначения; педагогические технологии, основанные на использовании цифровых инструментов; цифровые технологии, обеспечивающие формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и профессиональных компетенций. Считаем, что список технологий обучения в цифровой образовательной среде должен быть дополнен сквозными технологиями, на освоение которых сегодня нацеливают различные нормативные документы. Это технологии Интернета вещей, виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта, робототехники, больших данных.
Среди педагогических технологий исследователи выделяют: доцифровые педагогические технологии (например, проектный метод, технология «кейс-стади» и др.), которые могут предполагать использование ИКТ как вспомогательного педагогического средства и цифророжденные педагогические технологии («перевернутое» обучение, мобильные технологии, дистанционное обучение и т. д.). Подготовить будущего учителя к использованию данных технологий в цифровой образовательной среде школы – важная задача педагогического образования. При этом студенты должны овладеть необходимыми цифровыми образовательными ресурсами, в т.ч. размещенными на отечественных образовательных платформах; научиться подбирать необходимые цифровые инструменты для использования различных педагогических технологий; овладеть современными цифровыми оценочными средствами; быть готовыми к организации учебного процесса в дистанционном формате; получить навыки организации в цифровой образовательной среде учебной и внеучебной проектной и учебно-исследовательской деятельности. При этом решение данной задачи должно осуществляться в рамках соответствующей цифровой образовательной среды колледжа [1].
Для реализации системно-деятельностного подхода в образовании в рамках предметной цифровой образовательной среды эффективным является использование технологии: «1 ученик: 1 компьютер». «1 ученик: 1 компьютер» – это модель, в которой основным инструментом обучения является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов [1]. При использовании образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер» создаются реальные условия для повышения мотивации, побуждающие обучающихся к активизации познавательной деятельности. Такими условиями могут быть: совместная продуктивная деятельность, использование ресурсов сети Интернет, создание социально значимого продукта, публичная презентация, само и взаимооценивание и т. п.
Одним из наиболее актуальных и полемистических вопросов в сфере образования сегодня является дистанционное обучение. Студенты осваивают различные способы представления контента при использовании дистанционных образовательных технологий для организации синхронной и асинхронной коммуникации с обучающимися [3, с. 193-196]. Будущие учителя разрабатывают задания на использование элементов СДО Moodle; проектируют применение отечественных цифровых платформ, облачных хранилищ и сервисов Веб 2.0; создают интерактивные рабочие листы и оценочные материалы для организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся; подбирают цифровые ресурсы, выполняют их анализ и оценку. Применение только дистанционных технологий, несмотря на все более широкое распространение, не всегда имеет достаточно высокую эффективность: обучающимся может не хватить мотивации и навыков самоорганизации, чтобы качественно освоить программу и дойти до конца курса. Поэтому наиболее перспективной формой организации образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды видится смешанное обучение, предполагающее чередование онлайн и очного форматов обучения. Студенты осваивают различные модели смешанного обучения (перевернутое обучение, ротация станций, автономная группа и др.), проводят их SWOT-анализ.
Что касается доцифровых педагогических технологий, то применение цифровых инструментов и сервисов, сделает их использование более эффективным. Будущие учителя убеждаются в этом на примере организации проектной деятельности в цифровой образовательной среде школы. Сегодня инструментальную основу проектной деятельности составляют средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий и, прежде всего, сетевые технологии. Развитие Интернет создало условия переноса проектной деятельности в сеть.
В условиях цифровой трансформации образования роль подготовки будущих учителей к организации обучения школьников в цифровой образовательной среде значительно возрастает. Создать условия для приобретения студентами навыков интеграции в учебном процессе современных педагогических и информационных технологий – одна из основных задач образования.