Главная
АИ #12 (194)
Статьи журнала АИ #12 (194)
Организация коррекционно-развивающей работы в условиях учреждений социальной пом...

Организация коррекционно-развивающей работы в условиях учреждений социальной помощи семье и детям

Рубрика

Психология

Ключевые слова

психолого-педагогическое сопровождение
дети из социально-неблагополучных семей
семья

Аннотация статьи

В статье рассмотрены проблемы семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, приведены примеры оказания психолого-педагогической помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Текст статьи

Речь имеет огромное значение в жизни людей и является важнейшим показателем общего развития человека. Человек не рождается с речью, она развивается с рождения ребенка и до конца жизни. Причем первые годы жизни ребенка являются самыми значимыми для развития речи.

В последние годы многие семьи уходят от традиционной модели семьи, в связи с этим меняются внутрисемейные ценности. Снижаются качественные характеристики семьи, возрастает количество неблагополучных семей, что привело к необходимости более подробного изучения развития их детей.

Наше учреждение системы социальной защиты населения работает с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Ребенок в таких семьях, в отличие от взрослых, не имеет знаний, способностей, сил и жизненного опыта, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие проблемы. Он нуждается в поддержке и помощи опытного человека, который бы оказался рядом в трудные моменты жизни. В обычной семье таким помощником является родитель. Как показывает опыт нашего учреждения, не все родители могут понять проблемы ребенка, осознать их значение и тем более оказать детям нужную помощь.

Работая в ГБУ ССЗН «Ровеньский центр социальной помощи семье и детям «Семья», пришли к выводу, что речь детей из социально-неблагополучных семей не может сформироваться так, как у детей благополучных родителей.

В благополучной семье ребенку уделяется большое внимание: с детства ему покупают много развивающих игр, игрушек, книжек. Родители постоянно ведут с ребенком диалог, знакомят его с окружающим миром, ребенка вовлекают в систему развивающих занятий в образовательных учреждениях.

В социально-неблагополучной семье ребенок часто с раннего детства предоставлен самому себе. В таких семьях дети получают дефицит общения и внимания, что неблагоприятно влияет на речь ребенка, приводит к задержке и отставании в развитии. Факторами, негативно влияющими на развитие ребенка, могут быть патологии во время беременности и родов у матери, наследственность, тяжелые заболевания, перенесенные в раннем детстве, неблагополучные социальные факторы, неполноценное питание ребенка. В результате этого у детей может быть отставание в физическом развитии, нарушение опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи, артикуляционного аппарата, расстройства психики. При наличии одного или нескольких причин отставания в развитии ребенка его относят к группе риска по возможности возникновения нарушений речи. Из-за недостаточного общения с родителями у детей из таких семей происходит задержка возникновения и развития речи.

Как показывает опыт, в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, родители не всегда замечают отсутствие или ограничение лепета малыша, не обращают внимания на его молчаливость, не могут вовремя понять, что ребенок не желает говорить, хотя все понимает. Вместо слов в эмоционально-окрашенных ситуациях ребенок использует альтернативную коммуникацию в виде мимики и жестикуляции. Скудность речи или полное её отсутствие сохраняется на длительное время. Первые слова и фразы у детей появляются поздно. Обычно родители не понимают и не стремятся их понять. Часто дети неправильно используют слова, испытывают трудности в построении фразы. Речь детей из социально-неблагополучных семей не имеет эмоциональной окраски, она формируется медленно и искаженно, их словарный запас ограничен бытовой лексикой. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от возрастных норм увеличивается.

Речевые привычки и дефекты речи, заложенные в детстве, сохраняются и закрепляются, проявляясь в дальнейшем в нарушениях чтения и письма. Взрослые из социально-неблагополучных семей в разговоре с детьми часто употребляют исковерканные ребенком слова или вообще не общаются с ними. Ограниченное общение наносит большой вред развитию речи ребенка. В связи с тем, что семья не заботится об эмоциональном благополучии и психологическом комфорте ребёнка, его успешной социализации, увеличивается количество детей, испытывающих проблемы в развитии. Всё это способствует увеличению численности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. У этой категории часто бывает задержка психического развития, социальная дезадаптация, педагогическая запущенность, нарушения как устной, так и письменной речи.

За текущий учебный год в наше учреждение за психолого-педагогической помощью обращались родители 32 детей. Из них 6 детей имеют ограниченные возможности здоровья, 8 – инвалидность. У детей встречаются следующие нарушения: общее недоразвитие речи различной степени выраженности, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата, нарушения устной и письменной речи.

Специалистами оказывается диагностическая, просветительская, консультативная, коррекционно-развивающая помощь детям с нарушениями речи различной степени. В процессе коррекционного воздействия специалисты диагностируют ребенка, выявляют его резервные возможности и перспективы интеграции в образовательную и социокультурную среду. После диагностики уровня речевого развития ребенка происходит выявление его компенсаторных возможностей. В ходе экспертной работы социального психолого-медико-педагогического консилиума учреждения логопед и психолог готовят заключение на ребенка. На основании заключения составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на период сопровождения ребенка. Затем специалист проводит коррекционно-развивающая работу с детьми, консультативную работу с родителями или законными представителями ребенка и с педагогами, работающими с ребенком.

Коррекционно-развивающая работа строится на основании закономерностей развития психики детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также с учетом психологических особенностей каждого из них. На начальном этапе происходит не только развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, формирование фонематических процессов и самоконтроля, а прежде всего, даются установки на повышение чувства уверенности и учебной мотивации.

Регулярное проведение коррекционных занятий приносит свои плоды: у детей снижается страх перед общением, опыт взаимодействия друг с другом и взрослыми переходит на качественный уровень.

Консультативная работа предполагает работу с родителями (или их законными представителями) и с педагогами, работающими с ребенком.

Особое внимание в семьях с детьми, имеющими особенности развития, должно уделяться условиям, которые создаются родителями и обеспечивают их оптимальное развитие, а также положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию адекватных условий для его обучения. Внутрисемейная атмосфера – это коррекционная среда, которая обеспечивает ребенка гармоничным развитием, воспитывает в нем положительное отношение к миру, формирует нравственные качества.

Перед родителями таких детей стоит ответственность в организации коррекционного процесса ребенка. Им необходимо выполнять рекомендации всех специалистов коррекционного сопровождения. Они должны содействовать развитию ребенка, оказывать помощь в закреплении речевых умений и навыков, усвоенных детьми на занятиях. Так как не все родители компетентны в вопросах коррекции, выполнение всех родительских функций требует от них ряда умений и навыков. Для консультативной работы с родителями используем индивидуальные и групповые беседы, обучающие мастер-классы, тренинги, приглашаем родителей на открытые занятия и мероприятия.

Главной особенностью работы коррекционных специалистов учреждений, оказывающим социальную помощь семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, часто являются не особые образовательные потребности ребенка, не особенности его развития, а заинтересованность родителей. Часто родители, в силу своей некомпетентности, не замечают проблем детей или не считают эти проблемы важными. Они не хотят выполнять рекомендации специалистов о необходимости прохождения ПМПК ребенком, испытывающим трудности в усвоении образовательной программы, о важности коррекционно-развивающей работы, о значении выполнения домашних рекомендаций.

Как показывает практика, современным родителям нужны постоянная помощь специалистов для решения проблем речевого развития, поддержки и помощи их детям. В то же время от родителей ребенка может узнать о характере речевой деятельности ребёнка в повседневной жизни, что в свою очередь даёт целостную картину о дефекте. Необходимость обратной связи с семьей очень важна для полноценной коррекционной работы. Только совместная работа специалиста и родителей помогает ребенку познавать окружающий мир и успешно осваивать язык.

Одной из самых значимых проблем детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений. Чем раньше будет начата работа специалистов с ребенком, чем активнее родители будут выполнять рекомендации, тем выше будет результат коррекционно-развивающих занятий.

Проблема нарушений речи у детей всегда остается актуальной. За последние годы количество детей с тяжелыми нарушениями речи в нашем районе значительно выросло. От чистоты и правильности речи зависит интеллектуальное развитие ребенка, успешность его обучения. Коррекционно-развивающая работа по устранению нарушений речи у детей является на данный момент важным направлением работы по социальной реабилитации несовершеннолетних, профилактике дезадаптации в учебной деятельности.

Таким образом, организация коррекционной помощи в условиях учреждений социальной помощи семье и детям является эффективным способом поддержки ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, содействия развитию у него речевой функции, которая играет важную роль в его психическом, а также умственном развитии, в становлении его познавательной деятельности и развитии адекватной социальной активности. Полноценное речевое общение является необходимым условием существования нормальных социальных человеческих контактов и связей, а это, в свою очередь, расширяет кругозор ребенка и возможности для развития его личности.

Список литературы

  1. Болясова Н.Н., Барановская Е.В., Ваенская И.Л., Мазанова Е.В., Фролова О.Ф. Сборник документов для учителей-логопедов логопедических пунктов ДОУ: Методические рекомендацию. Самара: Изд-во МИР, 2009. – 134 с.
  2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
  3. Елизарова Н.А., Волосач О.И. Логопедическое сопровождение детей младшего школьного возраста в условиях Центра диагностики и консультирования. – Новосибирск. 2007.
  4. Логопедия в школе: Практический опыт/Под ред. В.С. Кукушина. – М.: Ростов н/Д: ИКЦ, 2004. – 73с.
  5. Джанкабулова Д.К. Особенности логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних//Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(13). – Новосибирск: СибАК, 2014.

Поделиться

752

Котенко В. В., Соловьева О. Н., Иванова Л. В. Организация коррекционно-развивающей работы в условиях учреждений социальной помощи семье и детям // Актуальные исследования. 2024. №12 (194). Ч.III.С. 68-71. URL: https://apni.ru/article/8793-organizatsiya-korrektsionno-razvivayushchej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января