В настоящее время Москва входит в число крупнейших городов и агломераций мира [6, с. 21], является самым густонаселенным городом в Европе и по праву считается одним из современных мегаполисов мира. Помимо социальной, культурной, экономической, транспортной сферы, научно-технологическое развитие города находится на уверенных местах в списках крупных кластеров мира [7, с. 248]. Для поддержания такого темпа нужны финансовые, кадровые, технологические возможности. Имея статус мегаполиса, Москва располагает большим запасом таких возможностей, а с наличием статуса «города федерального значения» может определять свой вектор развития в цифровых технологиях и через правовые способы.
24 апреля 2020 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных», который вступил в силу с 1 июля 2020 года [1]. Устанавливаемый законом срок в пять лет должен помочь выявить вектор регулирования порядков разработки, внедрения и реализации технологий искусственного интеллекта, а Москва выбрана, скорее всего, на основании крупного центра с имеющимися для этого возможностями, в том числе на момент рассмотрения и принятия данного закона.
Цель экспериментального правового режима заключается в формировании нового уровня общественных отношений жителей города с использованием технологий искусственного через повышение эффективности деятельности организаций и учреждений, и для улучшения качества жизни населения города. Введение новых правил и норм в рамках такой «регулятивной песочницы» позволяет быстро реагировать на изменения в сферах жизни мегаполиса. Это способствует разработке новых подходов к решению сложных проблем и привлечению новых игроков на рынок. Кроме того, экспериментальное правовое регулирование способствует повышению конкурентоспособности Москвы как инновационного центра.
Важной возможностью эксперимента стала доступность упрощенного режима работы с большими данными информационных сетей города Москвы и получение права обрабатывать обезличенные персональные данные без согласия лица, данные которого подлежат обработке, в том числе и состояние здоровья. Доступ к этим данным получают юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые являются участниками экспериментального правового режима, включены в соответствующий публичный реестр таких лиц. С одной стороны, отсутствие согласия лица на подобную обработку персональных данных будет не совсем правильным с точки зрения простой этики, а также права человека добровольно выбирать субъектов для обработки его персональных данных. С другой – обезличенные данные способствуют меньшему риску для жителей в случае утечки такой информации.
Внедрение экспериментального правового режима в Москве имеет ряд преимуществ: во-первых, это позволяет быстро внедрять новые правила и нормы, что способствует развитию инноваций и повышению эффективности городской экономики. Во-вторых, позволяет тестировать новые подходы и идеи на мелких субъектах, а затем масштабировать их в случае успешных результатов. Однако, для успешной реализации необходимых технологий искусственного интеллекта необходимо тщательно анализировать потенциальные риски и отслеживать результаты экспериментов, чтобы минимизировать негативные последствия.
На сегодняшний день в Москве внедрено больше 70 проектов в основе которых лежит технология искусственного интеллекта, в том числе в виде нейросетей:
- Многим запомнившаяся система «Социальный мониторинг», реализованная и внедренная на основе искусственного интеллекта. Данная система используется для контроля за пациентами с коронавирусом, находящиеся на самоизоляции. Одноименное приложение позволяет в режиме реального времени отслеживать их перемещения и соблюдение карантина.
- Городская система видеонаблюдения с возможностью распознавания лиц и попавших на камеры инцидентов реализует технологию нейросетей для распознавания ситуаций и улучшения качества передаваемых изображений.
- Интеллектуальная транспортная система с возможностью постоянного обучения с учетом изменяемой дорожно-транспортной ситуации.
- Система поддержки принятия врачебных решений во взрослых поликлиниках города Москвы, где технология нейросети помогает лечащему врачу поставить правильный диагноз пациенту.
- Создание тестовых зон для автономных (беспилотных) транспортных средств. Эксперимент позволил определить условия безопасной эксплуатации таких транспортных средств и разработать рекомендации для дальнейшего развития этой сферы, а также многие другие.
Для реализации поставленных в третьей статье обозначенного Федерального закона целей был создан проект-сервис «Городские датасеты для обучения ИИ-алгоритмов» с сайтом ai.mos.ru. С помощью этого ресурса можно изучить какие проекты с использованием технологий искусственного интеллекта уже внедрены в Москве [3, с. 197], а для потенциальных разработчиков новых проектов ознакомится с примерами обезличенных наборов данных (датасетов), которые предоставляет город. По словам руководства Департамента информационных технологий, такой сервис поможет создавать новые прорывные проекты во всех сферах деятельности города [5].
Для дальнейшего развития цифровых технологий в инфраструктуре города необходимы дополнительные уточнения, четкие правила о правовом режиме результатов деятельности искусственного интеллекта, указание ответственности участников экспериментального правового режима и операторов таких технологий [4, с. 87]. Впрочем, в российском законодательстве уже имеется определение искусственного интеллекта, что положительно может сказаться на дальнейших уточнениях и введении новых прав и обязанностей для субъектов.
Несмотря на всю быстроту протекающих в мире процессов, цифровизация общества и страны требует большого количества времени, кадровых и денежных средств, технической инфраструктуры и правовых преобразований. Экспериментальное правовое регулирование на примере Москвы (а теперь уже и по всей России) является важным шагом в развитии инновационных решений и создании благоприятного правового окружения для экспериментирования с новыми технологиями и подходами.
На момент написания данной статьи эксперимент по установлению специального регулирования по технологиям искусственного интеллекта еще продолжается и закончится только к 1 июля 2025 года, если он не будет дополнительно продлен. К моменту окончания будут даны необходимые результаты, которые позволят оценить с помощью чего, каким образом и какими средствами необходимо развивать город. Стоит отметить, что излишняя цифровизация может усложнить жизнь как самого мегаполиса, так и проживающих в нем жителей [2, с. 63]. Необходимо понимание, насколько общество способно использовать технологии для решения каких-либо проблем и не вызывают ли эти технологии отторжения.
Современный мир быстрыми шагами движется к массовому внедрению в самых разных сферах жизни технологий искусственного интеллекта, в том числе и в России. Для этого у нас есть всё: люди, средства, территории, логистика, техника, но правовой фактор в виде конкретизированных дефиниций, правил, условий, прав и обязанностей тоже немало важен. К сожалению, как и везде в мире, российское законодательство пытается успеть за неумолимой быстрой человеческого прогресса в области цифровизации. Именно поэтому успешный опыт в рамках столицы может стать примером для других регионов России и таким образом способствовать развитию всей страны.