Главная
АИ #12 (194)
Статьи журнала АИ #12 (194)
Экспериментальное правовое регулирование цифровых технологий в контексте развити...

Экспериментальное правовое регулирование цифровых технологий в контексте развития Москвы как города федерального значения

Научный руководитель

Елинский Валерий Иванович

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

искусственный интеллект
экспериментальное правовое регулирование
цифровые технологии
Москва
город федерального значения
нейросети
законодательство

Аннотация статьи

В статье описывается экспериментальное правовое регулирование в Москве как города федерального значения. Проанализированы имеющиеся данные о развитии технологий искусственного интеллекта и его внедрении в структуру города. Приводятся примеры использования цифровых технологий в Москве. Описывается дальнейшее видение развития экспериментального правового регулирования и предложены меры по его улучшению.

Текст статьи

В настоящее время Москва входит в число крупнейших городов и агломераций мира [6, с. 21], является самым густонаселенным городом в Европе и по праву считается одним из современных мегаполисов мира. Помимо социальной, культурной, экономической, транспортной сферы, научно-технологическое развитие города находится на уверенных местах в списках крупных кластеров мира [7, с. 248]. Для поддержания такого темпа нужны финансовые, кадровые, технологические возможности. Имея статус мегаполиса, Москва располагает большим запасом таких возможностей, а с наличием статуса «города федерального значения» может определять свой вектор развития в цифровых технологиях и через правовые способы.

24 апреля 2020 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных», который вступил в силу с 1 июля 2020 года [1]. Устанавливаемый законом срок в пять лет должен помочь выявить вектор регулирования порядков разработки, внедрения и реализации технологий искусственного интеллекта, а Москва выбрана, скорее всего, на основании крупного центра с имеющимися для этого возможностями, в том числе на момент рассмотрения и принятия данного закона.

Цель экспериментального правового режима заключается в формировании нового уровня общественных отношений жителей города с использованием технологий искусственного через повышение эффективности деятельности организаций и учреждений, и для улучшения качества жизни населения города. Введение новых правил и норм в рамках такой «регулятивной песочницы» позволяет быстро реагировать на изменения в сферах жизни мегаполиса. Это способствует разработке новых подходов к решению сложных проблем и привлечению новых игроков на рынок. Кроме того, экспериментальное правовое регулирование способствует повышению конкурентоспособности Москвы как инновационного центра.

Важной возможностью эксперимента стала доступность упрощенного режима работы с большими данными информационных сетей города Москвы и получение права обрабатывать обезличенные персональные данные без согласия лица, данные которого подлежат обработке, в том числе и состояние здоровья. Доступ к этим данным получают юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые являются участниками экспериментального правового режима, включены в соответствующий публичный реестр таких лиц. С одной стороны, отсутствие согласия лица на подобную обработку персональных данных будет не совсем правильным с точки зрения простой этики, а также права человека добровольно выбирать субъектов для обработки его персональных данных. С другой – обезличенные данные способствуют меньшему риску для жителей в случае утечки такой информации.

Внедрение экспериментального правового режима в Москве имеет ряд преимуществ: во-первых, это позволяет быстро внедрять новые правила и нормы, что способствует развитию инноваций и повышению эффективности городской экономики. Во-вторых, позволяет тестировать новые подходы и идеи на мелких субъектах, а затем масштабировать их в случае успешных результатов. Однако, для успешной реализации необходимых технологий искусственного интеллекта необходимо тщательно анализировать потенциальные риски и отслеживать результаты экспериментов, чтобы минимизировать негативные последствия.

На сегодняшний день в Москве внедрено больше 70 проектов в основе которых лежит технология искусственного интеллекта, в том числе в виде нейросетей:

  1. Многим запомнившаяся система «Социальный мониторинг», реализованная и внедренная на основе искусственного интеллекта. Данная система используется для контроля за пациентами с коронавирусом, находящиеся на самоизоляции. Одноименное приложение позволяет в режиме реального времени отслеживать их перемещения и соблюдение карантина.
  2. Городская система видеонаблюдения с возможностью распознавания лиц и попавших на камеры инцидентов реализует технологию нейросетей для распознавания ситуаций и улучшения качества передаваемых изображений.
  3. Интеллектуальная транспортная система с возможностью постоянного обучения с учетом изменяемой дорожно-транспортной ситуации.
  4. Система поддержки принятия врачебных решений во взрослых поликлиниках города Москвы, где технология нейросети помогает лечащему врачу поставить правильный диагноз пациенту.
  5. Создание тестовых зон для автономных (беспилотных) транспортных средств. Эксперимент позволил определить условия безопасной эксплуатации таких транспортных средств и разработать рекомендации для дальнейшего развития этой сферы, а также многие другие.

Для реализации поставленных в третьей статье обозначенного Федерального закона целей был создан проект-сервис «Городские датасеты для обучения ИИ-алгоритмов» с сайтом ai.mos.ru. С помощью этого ресурса можно изучить какие проекты с использованием технологий искусственного интеллекта уже внедрены в Москве [3, с. 197], а для потенциальных разработчиков новых проектов ознакомится с примерами обезличенных наборов данных (датасетов), которые предоставляет город. По словам руководства Департамента информационных технологий, такой сервис поможет создавать новые прорывные проекты во всех сферах деятельности города [5].

Для дальнейшего развития цифровых технологий в инфраструктуре города необходимы дополнительные уточнения, четкие правила о правовом режиме результатов деятельности искусственного интеллекта, указание ответственности участников экспериментального правового режима и операторов таких технологий [4, с. 87]. Впрочем, в российском законодательстве уже имеется определение искусственного интеллекта, что положительно может сказаться на дальнейших уточнениях и введении новых прав и обязанностей для субъектов.

Несмотря на всю быстроту протекающих в мире процессов, цифровизация общества и страны требует большого количества времени, кадровых и денежных средств, технической инфраструктуры и правовых преобразований. Экспериментальное правовое регулирование на примере Москвы (а теперь уже и по всей России) является важным шагом в развитии инновационных решений и создании благоприятного правового окружения для экспериментирования с новыми технологиями и подходами.

На момент написания данной статьи эксперимент по установлению специального регулирования по технологиям искусственного интеллекта еще продолжается и закончится только к 1 июля 2025 года, если он не будет дополнительно продлен. К моменту окончания будут даны необходимые результаты, которые позволят оценить с помощью чего, каким образом и какими средствами необходимо развивать город. Стоит отметить, что излишняя цифровизация может усложнить жизнь как самого мегаполиса, так и проживающих в нем жителей [2, с. 63]. Необходимо понимание, насколько общество способно использовать технологии для решения каких-либо проблем и не вызывают ли эти технологии отторжения.

Современный мир быстрыми шагами движется к массовому внедрению в самых разных сферах жизни технологий искусственного интеллекта, в том числе и в России. Для этого у нас есть всё: люди, средства, территории, логистика, техника, но правовой фактор в виде конкретизированных дефиниций, правил, условий, прав и обязанностей тоже немало важен. К сожалению, как и везде в мире, российское законодательство пытается успеть за неумолимой быстрой человеческого прогресса в области цифровизации. Именно поэтому успешный опыт в рамках столицы может стать примером для других регионов России и таким образом способствовать развитию всей страны.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» от 24.04.2020 № 123-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351127/ (дата обращения: 21.02.2024).
  2. Бобрышева, О.В. Анализ эксперимента по внедрению систем искусственного интеллекта в Москве / О.В. Бобрышева, В.А. Готовчикова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – № 11(51). – С. 60-64. – EDN RLEVMW.
  3. Федотова, Е.Г. Использование искусственного интеллекта в юриспруденции (на примере Москвы) / Е.Г. Федотова, И.Д. Ткаченко // Технологические инновации и научные открытия: Сборник научных статей по материалам X Международной научно-практической конференции, Уфа, 16 декабря 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр «Вестник науки», 2022. – С. 194-200. – EDN LJGYNR.
  4. Шахназаров Б.А. Применение технологий искусственного интеллекта при создании вакцин и иных объектов интеллектуальной собственности (правовые аспекты) // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – Т. 15. – № 7. – С. 76–90. – DOI: 10.17803/1994-1471.2020.116.7.076-090.
  5. Спецпроект о технологиях искусственного интеллекта запустили в Москве. URL: https://www.mos.ru/news/item/105065073/ (дата обращения: 21.02.2024).
  6. Demographia World Urban Areas, 18th Annual Edition" (PDF). URL: http://www.demographia.com/db-worldua.pdf (дата обращения: 21.02.2024).
  7. Global Innovation Index 2023 (PDF). URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2023-en-main-report-global-innovation-index-2023-16th-edition.pdf (дата обращения: 21.02.2024).

Поделиться

703

Петров К. А. Экспериментальное правовое регулирование цифровых технологий в контексте развития Москвы как города федерального значения // Актуальные исследования. 2024. №12 (194). Ч.III.С. 54-56. URL: https://apni.ru/article/8794-eksperimentalnoe-pravovoe-regulirovanie-tsifr

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (228)

Прием материалов

9 ноября - 15 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

20 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря