Этнокультурный аспект художественного образования в системе вуза. опыт реализации проекта «Орнаментальное искусство народов Приамурья»

Этнокультурный аспект художественного образования в системе вуза. опыт реализации проекта «Орнаментальное искусство народов Приамурья»

Авторы статьи рассматривают актуальную проблему приобщения молодежи к народному творчеству и традициям народной художественной культуры, которая наполняет профессиональное образование духовно-практическим содержанием. Возрождение народного мировосприятия, сохранение художественных традиций в образовательном процессе позволит решить ряд задач культурного, интернационального и художественно-эстетического характера, что необходимо для результативного воспитания молодого поколения. Духовное общение народных мастеров, учителя и ученика основано на преемственности поколений. Сегодня в декоративно-прикладном искусстве Приамурья наблюдаются невосполнимые потери, утрата бесценных знаний, которые раннее передавались от мастера к ученику в процессе непосредственной работы, взаимодействия. Особо остро это вопрос возникает в образовательных учреждениях, призванных изучать данную проблему и способствовать поиску способов внедрения интегрированных программ, имеющих в своем содержании этнохудожественный компонент и актуальные методики преподавания декоративно-прикладного искусства. Важность решения данной проблемы обусловлена также и тем, что в настоящее время многие центры народных художественных промыслов угасают в селах, расположенных вдоль реки Амур, где проживает большая часть коренного населения Хабаровского края. Наш опыт демонстрирует возрождение интереса к народному искусству у будущих художников-прикладников.

Аннотация статьи
художественное образование
преемственность поколений
орнаментальная культура
художественная традиция
народный мастер
этнопедагогика
этокультура
Ключевые слова

Дальний Восток России, богатая земля Приамурья, где бескрайняя тайга с многообразием флоры и фауны, равнины и горные хребты, реки и озера, изобилующие рыбой – малая родина для коренных народностей и многонационального состава переселенцев, ныне постоянных жителей Хабаровского края. Суровый зимний климат, заставивший коренные народы, расселявшиеся вдоль Амура, искать пути самосохранения и продолжения жизни, в том числе передачи собственных культурных традиций с помощью народной педагогики и народных промыслов, благодаря которым прививались нормы социального поведения, трудолюбие и мастерство в процессе обучения от мастера к ученику.

В настоящее время в культурной жизни России происходят изменения, обусловившие взрыв интереса к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, истокам духовной культуры, фольклору, народным ремеслам, особенно в связи с объявлением 2020 года – Годом народной культуры. Эти изменения имеют огромное значение для образовательных учреждений сферы художественного образования, ведь искусство – одно из наиболее универсальных способов постижения своей истории, смысла традиционной культуры, овладения навыками и умениями в различных видах народного ремесла. Само понятие "традиционная народная культура" используется для обозначения различных форм народного творчества, сложившихся на протяжении многовекового этнического развития. На сегодняшний день, когда исчезают многие элементы традиционной культуры, бесспорной представляется необходимость приобщения к ней детей и студенческую молодежь.

Одним из основных направлений работы кафедры дизайна и декоративно- прикладного искусства и этнокультуры Тихоокеанского государственного университета, является краеведение и этнокультура Приамурья. Преподаватели и студенты проводят большую исследовательскую работу по изучению народного искусства, осуществляют сбор разнообразных фактов и материалов по продвижению традиционной народной культуры через творческие проекты, выставки-конкурсы и олимпиады.

Изучение в рамках проектной деятельности самобытного уклада, нравственности народного творчества, в том числе орнаментального искусства, чрезвычайно важно, в связи с выявлением и осознанием того, что вкладывал народ в понятие этнокультуры, бережно сохраняя и пронося через тысячелетия всё самое ценное, благодаря чему сохраняется живая нить времен.

Этнос Дальнего Востока отличает ряд специфических, культурных новообразований, в которые были включены и шаманские традиции, и нравственные нормы и морали, и творческие инициативы отдельных людей. Культура Дальнего Востока – это огромный пласт этногенеза народа в первозданном виде. Изучение её через пристальное рассмотрение народных традиций и культурного наследия даёт возможность глубже и полнее погрузиться в изучение таинственности самого Дальнего Востока, в том числе этнопедагогики, предметом которой являются народные педагогические традиции. Орнаментальная культура в народном творчестве, занимает особое место в декоративно-прикладном искусстве. Это область, исконно связанная с народными обычаями, традициями, хозяйственно-бытовым укладом, мифологическим сознанием. Любой народ нуждается в собственном искусстве, поскольку его визуальным языком он выражает индивидуальность и мировоззрение.

Целью нашего исследования, освященного в данной статье, является внедрение этнокультурного компонента в процесс подготовки студентов на факультете художественной направленности в вузе. В ходе нашего исследования мы пользуемся следующими методами: исторический и логический методы, анализ, наблюдение, интерпретация, эксперимент.

Духовные сокровища поколений передаются в рассказах, легендах, сиохорах, пословицах, в орнаментальных мотивах изделий народного искусства. Предки говорят устами потомков, но чем дальше вглубь веков они уходят, тем слабее слышен их голос. Поэтому, мы считаем необходимым включение в образовательный процесс подготовки студентов художников- педагогов этнокультурного компонента, основанного на традициях этнопедагогики, и наш многолетний опыт экспериментальной деятельности подчеркивает его значимость. Изучение мирового искусства в сочетании с различными видами декоративно-прикладного искусства и народных промыслов региона обогащает культурный кругозор начинающих студентов художников-педагогов. Возрождение народного мировосприятия, сохранение художественных традиций позволяет решать ряд задач культурного, интернационального и художественно-эстетического воспитания молодежи, особенно в условиях этнического разнообразия коллектива студентов – будущих художников-педагогов, художников-прикладников и дизайнеров.

Получение углубленных знаний и их освоение на практике в рамках совместной деятельности и сотрудничества в условиях реализации творческого проекта «Орнаментальное искусство народов Приамурья» демонстрирует положительный опыт:

  • осваивая и пропуская через себя опыт многих поколений в процессе выполнения творческого проекта, студенты-художники получают поступательное и гармоничное социально-духовное и профессиональное развитие, накапливают положительный опыт и знания, которые смогут применить в своей будущей деятельности, в том числе в качестве педагогов дополнительного образования;
  • полученные знания и опыт, несомненно, положительно скажутся на будущей деятельности художника-педагога;
  • традиционное искусство народов Приамурья в системе профессионального художественного образования является компонентом, который будет поддерживать и гармонично регулировать художественные промыслы народов, населяющих Хабаровский край.

Данный проект осуществляется в рамках курсового проект по дисциплине «Композиция», в ходе которого, студенты выполняют реконструкцию аналога и составляют свои композиции – интерпретации традиционного орнамента при помощи векторной программы [4].

У многонационального населения региона, каким является Хабаровский край, группу коренного населения составляют нанайцы, ульчи, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, эвенки, эвены. Данные народности имеют богатейшую культуру, каждая из них внесла собственный вклад в орнаментальное искусство Дальнего Востока, восхищающее многообразием и высокой художественностью исполнения.

Собственно, орнамент и есть тот язык выражения действительности, благодаря которому происходит связь поколений. Это один из ведущих компонентов декоративно-прикладного искусства дальневосточных народов, его художественная летопись, воплощение гармонии природы, её линейно-цветовых соотношений, считала Н.И. Каплан [2, с. 115]. Издревле он формировался в уникальных условиях среды, и благодаря этим условиям, он не похож ни на одно другое орнаментальное искусство, так же, как и его создатели не похожи ни на один народ. Мифопоэтические образы, сокрытые в амурских орнаментальных композициях, являются историей жизни и развития этих народов, их мифопоэтическим образом. Мифический Дракон-Змей, как один из главных орнаментальных символов Приамурья, находит своё отражение в произведениях народных мастеров. Данный образ можно считать неким первоисточником, поскольку у коренных народов существовал культ дракона, водно-солнечного Змея, коим считали Амур (рис. 1, 2). Её извилистая форма приобрела вид спиралевидных элементов, а народное художественное воображение через орнаментальные элементы увековечило образ дракона в изделиях декоративно-прикладного искусства [2, 3, 5].

Ещё один привлекательный мотив – образ рыбки счастья, который умело, превратили амурские мастера в орнаментальный символ. Рыба – благопожелательный символ: если она водится в изобилии, то людям и пропитание, и сырьё, а народному искусству – процветание, ведь одежда и аппликации из рыбьей кожи амурских мастеров – достояние не только Приамурья, но и страны в целом. Удивительно пластичная каплевидная фигура рыбы может изображаться вписанной в различные композиционные формы орнамента, например, зеркально симметрично как элемент композиции спинки свадебного халата амири. Её ромбовидная или дугообразная чешуя в орнаменте аппликационных ковров расцвечена; она будто переливается на солнце, подобно чешуе сазана или нерки (рис.3).

 

 

Рис. 1. Реконструкции традиционного нанайского орнамента «Дракон-Змей» в программе векторной графики Adobe Illustrator

Солнце и солярные знаки описывал ещё Л.Я. Штернберг [7]. Им были выделены крест, ромб, круг (возможно, солнце), а также дуга и полумесяц. Б. Лауфер записал легенду нанайцев о трёх солнцах. В ней говорится, что в давние времена светило три солнца, а камни были мягкими, будто глина. Тогда герой Хадо убил два солнца, и на земле стало не так жарко, а его жена Джулчи в память о подвиге мужа сделала рисунки на камнях. Солнце почитали ещё и потому, что оно, как и река, давало жизнь, но и боялись, потому что оно могло принести гибель. Поэтому шаманы посвящали солнцу множество ритуалов; ему делали жертвоприношения, а на некоторых шаманских бубнах оно выступает как оберег.

Рис. 2. Трансформация орнаментального мотива «Дракон-Змей реки Амур». Визуализация авторской орнаментальной композиции в дизайне сувенирных предложений. Студентка 1 курса Товбаз А.А. Руководители проекта: Мартынова Н.В, Мартынов В.В.

 

Рис. 3. Аналоги и реконструкция орнаментальных мотивов рыбы

Рис. 4. Варианты составления зеркально-симметричной орнаментальной композиции на его основе. Студентка 1 курса Фомина А.Н. Руководители проекта: Мартынова Н.В, Мартынов В.В.

Художник интернационален, он – «гражданин мира», поскольку, погружаясь в изучение той или иной культуры, он становится причастным к истории и жизненному укладу народа, к его судьбе, к нему самому. Здесь стирается грань между этнической принадлежностью художника и народа, который он познаёт; художник, не являясь, например, представителем коренного населения Хабаровского края, может посвятить своё творчество, больше того, свою жизнь культуре самобытных этносов региона. Помогают в этом и неравнодушные учителя, заинтересованные в сохранении традиционной народной культуры, и различные проекты, такие, как международный конкурс-фестиваль билингвизма и творчества народов Хабаровского края «Древо жизни» (рис. 6). Дерево – аллегория жизни. Издревле у коренного населения Приамурья его образ наделялся особой семантикой. Дерево в народном сознании выступало аллегорией жизни, её истоков. По преданиям, многие амурские народы отождествляют своё происхождение с деревом: нивхи – с лиственницей ккой, айны – с елью, ороки (уйльта) – с пихтой. С берёзой связано происхождение мира предков – буни [1]. Мифопоэтическое значение дерева в искусстве народов Приамурья трудно переоценить. Соединяя миры, Мировое Древо являлось объектом почитания. Корни его обычно представляли мир предков, который населяли души усопших и духи. Ствол и крона выступали настоящим, миром людей, символом плодородия и процветания. Вершина Древа являлась зачастую будущим, миром небесным, божественным, бескрайним пространством, обитатели которого следили за порядком в мире людей и преисподней. Дерево объединяет три мировые сферы, являясь тем самым центром Вселенной, Мировой осью.

Фестиваль «Древо жизни» одной из главных своих задач считает возрождение духовной и материальной культуры малочисленных народов и воссоединение поколений как синтез миров. Старшее поколение мастеров, передавая традиции начинающим, обеспечивает их сохранение. Эта связь между духовным наполнением, настоящим временем и миром предков воплощена в структуре Мирового Древа. Поэтому такие фестивали, как «Древо жизни», не позволяют народной приамурской культуре и языкам забыться, а талантам – исчезнуть.

 

Рис. 5. Визуализация орнаментальной композиции на сувенирах в технике печати. Студентка Фомина А.А., Руководитель: Мартынов В.В.

Рис. 6. Реконструкция орнаментального мотива и его применение в дизайне рекламы фестиваля «Древо жизни» Студентка Радионова Н.И., руководитель: Мартынов В.В.

Это претворение древнего орнамента в современность, возрождение его первоначальной функции оберега, его духовного наполнения ярко представлено в дизайне рекламного комплекса культурного мероприятия. Воспитанию патриотических чувств у детей и молодежи способствуют проведение олимпиад и выставок-конкурсов. Эффективность общественного мнения очевидна: посредством соревнования у учащихся рождаются оригинальные творческие идеи, новое видение традиционных элементов. Ярким примером может послужить краевая выставка «Наследники традиций: мастер и ученик». Здесь традиции находят своё возрождение; молодое поколение мастеров народных промыслов продолжает дело своих учителей, и в этом проявляется преемственность. Так, народное искусство живёт и развивается в лицах молодых художников Новейшего времени. Этой же цели добиваются организаторы олимпиады «Искусство коренных народов Приамурья», ежегодно проходящей в Краевом центре образования (г.Хабаровск) и объединяющей школьников региона, неравнодушных к декоративному искусству приамурских народов. Решая олимпиадные задания и тесты, выполняя исследовательские проекты, дети и молодёжь проникаются чувством патриотизма, любви к малой Родине и её самобытности, уникальности, учатся уважению и толерантности, благодаря чему формируется богатый и устойчивый внутренний мир, личность с высокими морально-нравственными идеалами. Подобные мероприятия укрепляют веру молодёжи в свой регион, их культурно-творческий потенциал, а старшему поколению дают надежду на то, что традиции не будут забыты.

Вывод. Внедрение в программу подготовки художников-педагогов, изучения орнаментального искусства и орнаментальной композиции народов Приамурья целесообразно в системе художественного образования:

  1. Народное декоративно-прикладное искусство есть подлинный источник знаний о его обладателе, уникальный идентификатор его самобытности, автономности, отражение оригинального художественного видения мира, поэтому оно как нельзя лучше расскажет о народе, его традициях и культуре.
  2. Изучение народного орнаментального искусства Приамурья в рамках подготовки художников-прикладников в системе высшего образования необходимо, поскольку его богатство, художественная выразительность и красота способны научить будущих специалистов специфическим художественным приёмам, истинному мастерству, что живёт веками и оберегается столь малым количеством народных мастеров.
  3. В настоящее время народное искусство и художественные промыслы подвергаются влиянию массовой культуры, из-за чего многие традиции утрачиваются. Исходя из этого, главной задачей является его сохранение, и решение её возложено на подрастающее поколение. Чтобы заинтересовать детей и молодёжь в его изучении, необходимо вводить новые, современные игровые форматы – олимпиады, викторины и конкурсы, этнически-ориентированные фестивали и выставки народных промыслов, что будет способствовать развитию патриотизма и высокой духовной культуры – одних из важнейших характеристик общества будущего.

В заключении, можно утверждать, что наш положительный опыт и результаты доказывают необходимость внедрения в сферу подготовки студентов художественных направлений изучение орнаментальной культуры коренного населения Приамурья, как в рамках специальных дисциплин, так и во внеурочной научно-творческой работе. Это позволяет надеяться на сохранение и развитие истинного национального богатства – народного декоративно-прикладного искусства Приамурья.

Текст статьи
  1. Иващенко Я.С. Мифологическая интерпретация мира в устройстве традиционного нанайского жилища / Я.С. Иващенко // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. Дальневосточное отделение Российской академии наук, 2010. – №2 (40).
  2. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока / Н.И.Каплан. – Москва: Просвещение, 1980.
  3. Киле А.С. Искусство нанайцев, вышивка, орнамент. Традиции и новации / А.С.Киле. – Хабаровск: Российский Медиа альянс, 2004.
  4. Мартынов В.В., Мартынова, Н.В. Формирование этнокультурных компетенций будущих педагогов-художников в процессе проектно-творческой деятельности в вузе. Опыт реализации этнокультурного проекта «Загадки древнего Приамурья» / В.В. Мартынов. – Будапешт, Венгрия. The scientific heritage, 2020. – № 47, Р.5. С. 44-51.
  5. Мартынова Н.В. Универсальный образ мира в орнаментальном искусстве коренных народов Приамурья / Мартынова Н.В., Мартынов В.В., Слипецкая Д.Р. // Znanstvena misel journal. – 2020. – №41, VOL.2. С. 3-7.
  6. Нанайцы: Каталог коллекции из собрания Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова / авторы составители – Г.Т. Титорева, В.Б. Малакшанова, К.Е. Пересыпкина. – Красноярск: Юнисет, 2019.
  7. Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск, 1933.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 31 июля по 06 августа
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
10 августа
Загрузка в eLibrary
10 августа
Рассылка печатных экземпляров
18 августа