Главная
Конференции
Социально-экономические и гуманитарные науки: идеи, гипотезы, результаты
Дидактическая игра как средство развития алгоритмического мышления дошкольников

Дидактическая игра как средство развития алгоритмического мышления дошкольников

Автор(-ы):

Суслова Марина Михайловна

Лавриненко Виктория Сергеевна

Колесникова Оксана Викторовна

Лунина Татьяна Константиновна

Рудычева Наталья Владимировна

18 марта 2024

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

алгоритм
алгоритмическое мышление
программирование

Аннотация статьи

В статье раскрывается о том, как использование дидактических игр способствует развитию алгоритмического мышления дошкольников.

Текст статьи

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Активная компьютеризация породила целые новые отрасли профессий, спрос на инженеров и программистов в различных отраслях неуклонно растёт. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с цифровыми технологиями.

Алгоритмический стиль мышления не развит с рождения. Однако его можно сформировать. Это вполне реальная задача, даже в дошкольном возрасте.

Дети с самого раннего возраста усваивают элементарные алгоритмы, начиная от самых простых – алгоритм одевания и раздевания, алгоритм сервировки стола и, постепенно, под руководством педагога, подходят к освоению более сложных алгоритмов, например алгоритма сборки модели из конструкторов. Задача педагогов совершенствовать уже имеющиеся у детей алгоритмические умения и развивать алгоритмическое мышление, т. е. умения самим составлять алгоритмы, программы и программировать модели. Успешно решать задачи развития алгоритмического мышления детей дошкольного возраста позволяют игровые технологии в рамках реализации цифровой образовательной среды «Пиктомир».

В формировании основ программирования помогает нам – игра, как основной вид деятельности дошкольника. А точнее дидактические игры и упражнения, нацеленные на развитие алгоритмического мышления, разработанные на основе цифровой образовательной среды «Пиктомир».

Решение поставленных задач невозможно без создания соответствующей предметно-пространственной среды. Автором опыта были изготовлены настольное и напольное игровые поля. Игровое поле представляет собой полотно прямоугольной формы, разбитое на клеточки. В соответствии с расположением задания на игровом поле дошкольники учатся составлять алгоритмы. Так же автором опыта была разработана картотека дидактических игр, направленных на развитие алгоритмического мышления, с соответствующим демонстрационным и раздаточным игровым материалом.

Работу по формированию алгоритмических умений автор опыта начинала с линейных алгоритмов в возрасте 4-5лет, т. к. они самые доступные и понятные. Это алгоритмы, в которых все действия выполняются однократно, последовательно, в заданном порядке. Предварительно знакомила с картинками-пиктограммами, пиктокубиками типа «прямо», «налево», «направо», с роботами – помощниками – Вертуном, Двигуном, Ползуном.

 В ходе режимных моментов с детьми среднего возраста автор опыта использовал настольно – печатные игры «Колобок», «Радуга», «Собери букет», «Помоги Маше». Например, в игре «Колобок» из заранее заготовленных карточек-пиктограмм дети совместно с педагогом составляют линейный алгоритм маршрута Колобка от одного героя к другому в соответствии с сюжетом сказки. Игровое упражнение «Радуга» способствует отработке в игровой занимательной форме умения составлять алгоритм движения робота Ползуна в соответствии с расположением карточек с изображением цветов радуги на настольном игровом поле.

В результате дети знакомятся с понятием – робот, команда, программа, программист, с основными видами команд и движениями и их обозначениями в пиктограммах Данные игровые упражнения способствует развитию у детей средней группы умения строить простейший линейный алгоритм для роботов, планировать предстоящие действия, устойчивых навыков ориентации в пространстве, памяти, внимания.

В старшей группе, когда навык составления линейного алгоритма уже освоен, автор опыта знакомит детей с особенностями составления циклических и разветвленных алгоритмов. Циклический алгоритм – это алгоритм, в котором определенная последовательность действий повторяется несколько раз, пока не будет выполнено заданное условие. В процессе составления данных алгоритмов происходит знакомство с понятием цикл и принципом построения циклического алгоритма. На данном этапе воспитанники знакомятся с более сложными типами команд и их обозначениями в виде пиктограмм – тянуть, знак – повторитель, закрасить.

В ходе образовательной деятельности автор опыта использовал игровые упражнения более сложного характера «Найди свой домик», «У робота Двигуна новоселье», «Закрась цветок», «Построй замок» и др. В игре «Найди свой домик», ребятам надо помочь роботу Вертуну найти предмет такой же формы, как и геометрическая фигура, проложив правильные маршруты от геометрической фигуры до правильного предмета. Во втором варианте роботу необходимо собрать геометрические фигуры по цвету и наитии для них свой домик, проложив правильный маршрут, то есть, составив правильный алгоритм. Таким образом, каждый раз алгоритм будет повторяться только с другой геометрической фигурой. В процессе данной игры у детей так же формируются навыки классификации предметов по одному признаку, умения видеть геометрические формы в различных предметах, умения анализировать. В игре «У робота Двигуна новоселье» ребята помогает роботу приобрести мебель, оплатив ее предварительно на кассе. Для формирования умения составления цикличного алгоритма подходит игра «Построй замок». В данной игре дети составляют алгоритм сбора определенных геометрических фигур, расположенных на клетках игрового поля, развивая тем самым свое пространственное воображение. Используемые на данном этапе автором опыта игры способствуют знакомству дошкольников старшей группы с понятием – цикл, развитию творческие способности, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, логически мыслить, решать логические и алгоритмические задачи, находить и исправлять ошибки. Данные игры способствует развитию логического мышления, воображения, памяти.

На данном этапе с детьми старшей группы используются напольные игровые поля. Воспитанники в результате игровых упражнений, без использования электронных средств обучения, сами исполняя роли роботов, программистов и командиров, учились отдавать команды, создавать из набора команд программы, выполнять их по шагам и в случае необходимости, находить ошибки.

На данном этапе в качестве исполнителя команд дошкольники используют STEM набор «Робомышь». При помощи составления алгоритма нужно помочь мышке найти сыр. В процессе программирования данного робота с использованием карточек – пиктограмм, дошкольники закрепляют понятия робот, команда, программа, пиктограмма. Совершенствуются навыки использования основных видов команд и движений. Дети устраивают различные соревнования, используя карточки с пиктограммами, выполняют задания на бумаге, составляют устные планы и т. д., самостоятельно составляют программы, исправляя ошибки, отрабатывая новый материал.

В подготовительной к школе группе воспитанники переходят к составлению более сложных разветвленных алгоритмов. Это алгоритм, в котором проверяется некоторое условие; если оно выполняется, то осуществляется одна последовательность действий, если нет, то другая.

Например: с целью формирования навыка составления разветвленного алгоритма в режимных моментах автор опыта использовала игры «Идем на прогулку», «Здоровый образ жизни», «Выбери дорожку» и др. У игры «Идем на прогулку» может быть два варианта решения. Если дождя нет, то составляется один вариант алгоритма, а если дождь идет, то составляется алгоритм, при котором необходимо выполнить дополнительное действие - взять зонт. По такому же принципу строиться и игра «Здоровый образ жизни» и др.

Игры, направленные на составление циклических алгоритмов, учат детей структурированной деятельности, развивают воображение, уверенность в своих силах, умения отстаивать свой выбор и предлагают массу возможностей, для изучения причинно-следственных связей.

На данном этапе в работе со старшими дошкольниками, в соответствии с требованиями СанПина, используются цифровые образовательные ресурсы. В совместной деятельности, работая на планшетах, воспитанники проходили базовые уровни цифровой образовательной среды «Пиктомир», отрабатывали умения составлять и запускать программу на планшете, используя графический язык программирования, управляющую виртуальным роботом-исполнителем.

 С внедрением цифровой образовательной среды «Пиктомир» в дошкольные учреждения – происходит обновление содержания образовательного процесса с учётом современных информационных и телекоммуникационных технологий. У детей формируется готовность к изучению основ алгоритмизации и программирования. Развитие алгоритмического мышления способствует развитию таких навыков, как умение планировать и организовывать свою деятельность, а также развитие математических способностей. У дошколят развивается познавательная активность, любознательность и стремление к самостоятельному поиску информации и решений познавательных и практических задач. Данные навыки способствуют в последующем более успешному обучению в школе.

А также бучение программированию помогает не только развивать логическое мышление, но и подготавливать детей к будущей профессиональной деятельности программиста и профессий инженерно-технической направленности.

Список литературы

  1. Бесшапошников Н.О., Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Собакинских О.В «Цифровая образовательная среда «ПиктоМир»: опыт, разработки и внедрение программирования для дошкольников», 2020.
  2. А. Левенчук «Пиктомир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности» https://ailev.livejournal.com/98015.
  3. Рогожкина И.Б, Кушниренко А.Г «ПиктоМир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности», 2011г.
  4. Кушниренко А.Г. «ПиктоМир: опыт использования и новые платформы», 2011.

Поделиться

78

Суслова М. М., Лавриненко В. С., Колесникова О. В., Лунина Т. К., Рудычева Н. В. Дидактическая игра как средство развития алгоритмического мышления дошкольников // Социально-экономические и гуманитарные науки: идеи, гипотезы, результаты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 мар. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 83-87. URL: https://apni.ru/article/8801-didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая