Главная
Конференции
Социально-экономические и гуманитарные науки: идеи, гипотезы, результаты
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дете...

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

театрализованная деятельность
творчество
игра
театрализованная игра
творческие способности
развивающая среда

Аннотация статьи

В статье представлен опыт работы, по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Айдарская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Бориса Григорьевича Кандыбина Ровеньского района Белгородской области». В статье показана роль театрализованной игры в развитии творческих способностей дошкольников.

Текст статьи

Стремительный темп обновления современного общества с неизбежностью ведет к коренному изменению системы образования и воспитания. Перед нашим государством, дошкольными образовательными учреждениями, педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас посещает детский сад, вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. Дошкольное творчество, отечественные психологи и педагоги рассматривают как самоценность ребёнка, личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития его способностей [1].

Так JI. C. Выготский говорил, о роли творчества в развитии ребенка: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» [3].

Театрализованная деятельность раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, то есть максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Современные дошкольники знают намного больше, чем их сверстники восемь, десять лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже их восхищает и удивляет общение с окружающим, они меньше возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны и лишены эмоций [5].

Психологи, отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых дошкольников – будущих первоклассников, часто делают вывод, что ребенок «не доиграл», т. е. не развил свою фантазию и воображение в непредсказуемом процессе «сотворения игры» [5].

Мы считаем, что самый короткий и верный путь эмоционального раскрепощения дошкольника, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественное воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Занятия театральной деятельностью предполагают частые выступления на сцене перед зрителями, они способствуют реализации творческих сил и повышению самооценки. Ребенок берет на себя функции исполнителя и зрителя, которые помогают ему продемонстрировать своим сверстникам умения, навыки и фантазию.

Выполняя игровые задания и упражнения в образах животных или сказочных героев, дошкольник осознает и понимает пластические возможности своего тела, развитие дыхания и голоса совершенствуют его речевой аппарат. Ребята становятся раскрепощёнными и общительными, они учатся формулировать и излагать свои мысли.

Современная система дополнительного образования дошкольников прекрасная площадка для занятия театрализованной деятельностью и соответственно развитию творческих способностей.

Вся наша жизнь насыщена игрой, а в дошкольном образовательном учреждении именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические и психологические задачи, которые тесно влияют на формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, однако сегодня существует противоречие между возможностями использования данного вида деятельности в дополнительном образовании дошкольников и его практическим применением в реальной деятельности учреждений.

Но проблема была и остаётся, потому что недостаточно правильно используются театрализованные игры в воспитании подрастающего поколения. Анализ теоретических исследований и состояния изучаемой проблемы в практике позволил выявить противоречие между потенциалом театрализованной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников и практикой ее использования в учреждениях дополнительного образования детей [2].

Организация дополнительного образования детей – особый образовательный институт, который должен стать не просто местом обучения и развития ребенка, а пространством разнообразных форм общения.

Дополнительное образование, развивая театрализованную деятельность в отличие от дошкольного учреждения, имеет все условия для того, чтобы развивать индивидуально каждого ребенка [4, с. 6].

В большинстве своем ребенку нельзя навязать стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого.

Как особый образовательный институт, дополнительное образование располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации в театральной студии.

Организации театральной студии начинается с оформления помещения для занятий. В организации пространства театрального помещения необходимо учитывать эмоциональное воспитание то, что видят дети вокруг себя во время занятий. Здесь имеет значение все и цвет стен и потолка, мебель, игры, игрушки, шкафы для хранения костюмов, масок, сцена, реквизиты и атрибуты, мини-пространство для самостоятельной деятельности [1].

Далее разрабатывается общеобразовательная программа театральной студии, ее новизна должна заключаться в следующем:

  • в театрализованные игры включены беседы об истории театра, театральных профессиях, строении театра, правилах поведения в театре и т. д.;
  • дети знакомятся с более новыми видами театральных кукол: театр на ложках, театр на фартуках, театр на стаканчиках и др.;
  • репертуар театрализованных игр определяется в соответствии с тематическим планированием;
  • родители принимают активное участие в организации театральной деятельности детей.

С целью определения роли театрализованной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников нами была проведена экспериментальная работа на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Айдарская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Бориса Григорьевича Кандыбина Ровеньского района Белгородской области».

В детском саду 3 разновозрастные группы, один музыкальный зал, где проводятся музыкальные и физкультурные занятия.

Исследование проводилось в течение 6 месяцев, и в нем приняли участие 10 дошкольников старшей группы.

В данной группе есть центр «Театрализации и музицирования», в котором есть атрибуты различных видов театра, как промышленного производства, так же сделанные руками самих воспитанников, родителями и педагогами.

В результате проведения диагностики, направленной на изучение игровых интересов детей старшего дошкольного возраста, мы наблюдали за игровой деятельностью дошкольников, а именно за содержанием детских сюжетно-ролевых, театрализованных, музыкально-театрализованных игр, частоту повторений игр с одинаковым содержанием, а также использование детьми игровых атрибутов мы получили ответы на следующие вопросы:

  • в какие сюжетно-ролевые игры детям интересно играть;
  • каковы в современных условиях игровые интересы детей старшего дошкольного возраста;
  • где находят дети сюжеты игр, что является их содержанием.

Результаты наблюдения приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики игровых интересов дошкольников

Виды игр

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Инсценировки сказок, рассказов

61,5%

38,5%

-

Сюжетно-ролевые игры

-

30%

70%

Театрализованные или музыкально-театрализованные

54%

8%

38%

Общие результаты диагностики творческих способностей по группе приведены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики творческих способностей дошкольников

Способности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Реализм воображения

58%

42%

-

Способность видеть целое раньше частей

45%

30%

25%

Ситуативно-преобразовательный характер творческих решений

42%

50%

8%

С целью определения развития воображения, памяти, речи и межличностных отношений в группе дошкольников мы использовали методики В. Синельниковой и В. Кудрявцевой.

  1. «Веселое превращение», с целью определение уровня развития воображения, способности создавать новые образы.
  2. «Придумай и расскажи» с целью диагностики развития способности ребенка старшего дошкольного возраста к построению речевого высказывания.
  3. «Выучи слова» с целью определение уровня развития памяти, динамики процесса заучивания.
  4. «Выбор гостя» с целью изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.

Далее нами была разработана программа театрального кружка, включающая игры, упражнения, этюды, творческие упражнения на развитие культуры и техники речи. Чтобы голос ребенка звучал свободно, необходима тренировка всего речевого аппарата, поэтому были предложены и артикуляционные гимнастики.

Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец исследования показал, что уровень воображения вырос на 32%, уровень речи повысился на 53%, уровень памяти на 27%, уровень общения на 45%.

Результаты проведенного исследования убедительно продемонстрировали значительную роль детской театрализованной игры для развития личности ребенка. В театральном кружке дошкольники имеют возможность выбирать роль по желанию, проигрывать роли в парах, можно выражать эмоции, можно рассказывать жестами и мимикой, развивая свои творческие способности.

Исследование в целом позволило определить направления работы с группой, показало, что, если работа с детьми носит целенаправленный, системный характер, занятия проходят непринужденно, весело, с частой сменой видов деятельности, дети находятся в постоянном творческом поиске.

Список литературы

  1. Артемова Л.B. Театрализованные игры / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2006. – 67 с.
  2. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт /Л.Н. Буйлова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pandia.ru/text/77/302/27283.php (дата обращения: 04.04.2023).
  3. Выготский Л.C. Воображение творчества в детском возрасте / Л.С. Выготский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/@-191192220 znachenie-teatralizovannoi-deyatelnosti-v-razvitii-rebenka (дата обращения: 19.03.2024).
  4. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников / М. Маханева // Дошкольное воспитание. – 1999. – №11. – С. 6.
  5. Самоуткина Н.В. Игры в школе и дома / Н.В. Самоуткина. – М: Новая школа, 1993. – 144 с.

Поделиться

633

Журавлёва В. И. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста // Социально-экономические и гуманитарные науки: идеи, гипотезы, результаты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 60-65. URL: https://apni.ru/article/8809-teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября