Международная трудовая иммиграция и ее влияние на экономику России

Международная трудовая иммиграция и ее влияние на экономику России

Статья посвящена исследованию международных иммиграционных процессов. Определены масштабы, причины, и экономические мотивы трудовой иммиграции. Проведен анализ иностранной рабочей силы в экономике России. Показаны проблемы законодательного регулирования миграционных процессов в ходе контроля трудовой иммиграции и развития экономики в России как одного из приоритетных направлений обеспечения экономического роста, быстрого выхода из кризиса, вызванного пандемией COVID-19.

Аннотация статьи
миграционная обстановка
теневая миграция
международное разделение труда
трудовая миграция
эмиграция
иммиграция
миграция
Ключевые слова

Международное разделение труда содействует тому, что увеличившаяся миграционная оживленность трудовых ресурсов из одного государства в другое, становится как основанием отрицательных явлений, так и источником выгоды для государств, участвующих в трудовых миграционных процессах.

Этот процесс носит объективный характер. Следовательно, его можно и нужно использовать для эффективного развития экономики страны.

В Указе «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» от 31 октября 2018 года. Раскрываются: условия формирования и реализации миграционной политики; цель, принципы, задачи и основные принципы миграционной политики; международное сотрудничество Российской Федерации в сфере миграции; информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики [1].

Международный рынок труда складывается импортом и экспортом трудовой миграции. В настоящее время, большинство стран приглашает трудовых мигрантов из других стран или направляет свою рабочую силу за рубеж.

Согласно данным ООН, Россия устойчиво занимает одно из лидирующих мест в мире по числу международных мигрантов: среднегодовая численность проживающих на территории страны приезжих из-за рубежа в 2019 году составила 11,6 млн человек. По этому показателю Россия уступает лишь США, традиционному лидеру рейтинга, принявшему у себя 50,7 млн мигрантов, а также Германии и Саудовской Аравии - в этих странах проживает по 13,1 млн мигрантов. Таким образом, Россия - четвертая страна в мире по открытости для мигрантов [10].

Подавляющее большинство иностранных граждан, приезжающих работать в Россию, – из стран СНГ. Лидерство за первую половину 2019 года принадлежит Узбекистану, из этой страны в Россию прибыли в целях работы 918 тыс. человек. На втором месте Таджикистан – 523,9 тыс. человек, затем следуют Киргизия – 265 тыс., Украина – 164,6 тыс., а также Казахстан – 105,3 тыс. человек.

Масштабы притока иностранцев из стран дальнего зарубежья в целях работы намного скромнее. За январь–июнь из Китая прибыли 50,2 тыс. человек, на втором месте – Германия (10,8 тыс.) и Турция (10,2 тыс.). Кроме того, в Россию в целях работы прибыли 3,7 тыс. граждан США [11].

Что движет иммигрантов бывших союзных республик в Российскую Федерацию, в настоящее время? Прежде всего – возможность оставить нищенское существование у себя на родине; безопасность семьи и личная безопасность; доступное медицинское обслуживание; вероятность получение образование; получение средств к существованию и работы; возможность приобретения жилья; необходимая доступность продуктов для качественного питания.

Однако, наравне с принятьем иммигрантов с других государств, из Российской Федерации ежегодна уезжают сотни тысяч высококвалифицированных специалистов и ученых, в экономически более развитые страны, такие как, США, Канада, Австралия, Германия, Финляндия, Израиль, Великобритания. Данные страны выделяются устойчивостью экономики и обширными вероятностями для специалистов реализовать себя профессионально. Так, в 2018 году эмигрировало из Российской Федерации 313 210 человек. Отъезду граждан способствует ослабление национальной валюты, снижения уровня жизни, спад экономического роста, безработица, не возможность реализовать быстро, свои научные и профессиональные возможности. Однако, в настоящее время, в связи с пандемией COVID-19 в мире, набирает рост реэмиграция, заставляющая россиян возвращаться на родину из других стран. В то же время, это неизбежный процесс мирового развития экономики.

Вместе с тем, миграционная обстановка постоянно меняется. В зависимости от объективных и субъективных причин.

С одной стороны, трудовая иммиграция содействует возмещению природному убыванию населения; возмещает дефицит рабочих, в т.ч. и высококвалифицированных; увеличивает бюджеты разных уровней. Например, в октябре 2019 года мэр Москвы определил доходы города от легальной трудовой миграции в 16 миллиардов рублей.

С другой стороны, изменения в структуре населения приводит к обесцениванию рабочей силы, в результате чего, местные специалисты де мотивированы и теряют свою квалификацию; растет культурная и профессиональная дистанция между населением страны и мигрантами, что оказывает влияние на различные стороны жизни общества и представляет собой угрозу для экономической безопасности государства [3].

В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года незаконная миграция называется в качестве главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности в экономической сфере [2].

В России значительное количество мигрантов – либо нелегальные, либо из экстремальных зон, большая часть прибывающих мигрантов представляют беднейшие слои населения своих стран с низким уровнем образования. Приток подобной рабочей силы никак не согласуется с заявленными Правительством РФ ориентирами, в частности – формированием экономики инновационного типа.

Анализ потоков международной миграции усложняется несовершенством сбора информации. Для поддержания необходимого уровня экономической безопасности государству необходима грамотная миграционная политика, а миграционная политика России находится в стадии концептуального формирования.

Нелегальные мигранты вовлекаются в противоправную деятельность, это способствует росту наркоторговли, организованной преступности, терроризма, налицо угроза криминализации экономики под влиянием миграции. За последнее десятилетие наблюдается рост преступлений, совершаемых иностранцами и лицами без гражданства, что неизбежно вызывает проблемы, связанные с государственной безопасностью.

В целом за 2018 г., по оценкам ГУВМ МВД России, в Россию въехало 17 млн иностранных граждан, в настоящее время на территории страны находятся около 10 млн иностранцев. По информации представленной в краткой характеристике состояния преступности в Российской Федерации с января-сентябрь 2019 года, иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории России совершено более девяти тысяч преступлений, в том числе гражданами государства участников СНГ 8,3 тыс., что на 10,8% меньше, чем за аналогичный период 2018 года. Расследование дел о незаконной миграции затрудняется тем, что большинство мигрантов на территории России не имеют места регистрации, прописки и официального места работы. Более того, они покупают паспорта с вымышленными данными, и, скрывшись из страны, могут вернуться уже с другим именем. В этих документах мигранты меняют все: имена, даты и места рождения и сведения о браках и детях [4].

Согласно данным Центробанка, зарубежные переводы мигрантами (через системы «Золотая Корона», «Юнистрим», Western Union) из России за полугодие 2019 года сократились на 12 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 1,6 млрд $. Это самый низкий показатель за последние три года.

Вместе с тем, стоит заметить, что переводы денежных средств физическим лицам тесно связаны с миграционными потоками. Нелегальные переводы денежных средств влекут за собой нарушение валютно-экспортного законодательства, рост объема обналичивания теневых средств, вывоз и перевод капитала за рубеж. В этом случае необходимы рычаги государственного регулирования для поддержания баланса международного движения капитала.

Нельзя не отметить экономический ущерб, причиняемый нелегальной миграцией России в виде неуплаты налогов. Работодатель уходит от налогообложения и обязательных социальных выплат, привлекая нелегальные трудовые ресурсы.

Этому способствуют и недобросовестные предприниматели, особенно в строительном секторе экономики, которые используют нелегальных иммигрантов, как дешёвую рабочую силу, в целях получения сверхприбыли.

Например, только уход от уплаты налогов, приносит колоссальный доход. Работодатель за одного сотрудника (работника) государству в 2020 году должен исполнять следующие отчисления: НДФЛ (13%); взнос в ПФР (22%); взнос в ФСС (2,9%); взнос в ФОМС (5,1%) [6].

Следовательно, основная экономическая причина сокрытия работодателем нелегальных иммигрантов – финансовая. И если нет со стороны государства чёткого учета и контроля мигрантов, работодатели этим пользуются. Отсюда - коррупция, рост теневой экономики, терроризм и т.д. Для этого необходим закон, определяющий категории и понятья.

Независимо от выделенных потоков, миграция оказывает всестороннее влияние на жизнь общества и этим создает ряд угроз различным компонентам экономической безопасности. Это угрозы деградации научно-технического, экономического, демографического и трудового потенциала, экономический ущерб в следствие роста безработицы, риск спада производства в различных отраслях экономики, отсутствие трудовой мотивации населения, усиление теневого сектора экономики.

Мировой опыт показывает, что рост международной миграции несет угрозы и новые вызовы социально-экономической безопасности коренному населению тех стран, где увеличивается число иммигрантов. Например, в странах Европы в 2019 году насчитывалось примерно около 82 млн международных мигрантов. Это 11% от всего населения Европейских государств. Если в Германии в 2000 году международных мигрантов было 9,0 млн, то в 2019 их стало 13,13 млн, темп роста составил 145,9% (прирост 45,9%). Во Франции за этот же период, темп роста составил 152,0% (прирост 52,0%). В Великобритании соответственно, темп роста составил 201,9% (прирост 101,9%). Италия - темп роста составил 295,6% (прирост 195,6%). Испания - темп роста составил 367,5% (прирост 267,5%) [5].

Статистика рынка труда в России 2019 года определяет, что: 72% россиян испытывают трудности с поиском работы; 69% квалифицированных специалистов планируют сменить работу в 2019 году; 60% работников тратят на поиск работы более 4 месяцев; 64% работодателей не собираются повышать зарплату в 2019 году; 36 867- средняя зарплата в России в 2018; 22 658 - медианная зарплата в регионах в 2018 году; 50 020 - медианная зарплата в Москве в 2018 году» [8].

В 2020 году по-прежнему не хватает специалистов в IT-и digital-секторах, причем нужны работники, которые могут выполнять много функций и заменять нескольких людей. Эта отрасль является проблемной, так как количество выпускников этой специальности значительно меньше, чем предложения в работе.

В настоящее время, в связи с распространением коронавируса. Появились дополнительные вызовы и угрозы на рынке труда и в социально-экономической сфере России.

Так, большое количество трудовых иммигрантов, работающих в сферах питанья, ЖКХ и особенно в строительном секторе, уехали в свои страны, а те, кто не успел уехать до закрытье границ, остались в России, без работы и средств существования.

В марте президент РФ поручил усовершенствовать механизмы обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере, в том числе в части санитарно-эпидемиологической обстановки. После этого Роспотребнадзор предложил ужесточить требования к медицинским осмотрам приезжающих в Россию иностранцев и создать соответствующую базу данных для контроля за их здоровьем.

В экстремально складывающихся социально-экономических условиях, Правительство вынуждено принимать решительные меры по работе с иммигрантами во время коронавирусной инфекции.

Своевременно и четко среагировало на это МВД России, уже 19 марта 2020 года, Первый заместитель Министра МВД подписал требование по работе с мигрантами в период распространения коронавирусной инфекции для сотрудников МВД по всей России [9].

Согласно этому документу, с 19 марта иностранные граждане смогли не только получить миграционную карту и продлить срок пребывания в РФ до 90 дней подав заявление в территориальный орган МВД, но и оформить патент на работу, не выезжая из страны, или продлить разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство (ВНЖ), даже если нарушены сроки подачи документов. Это и другое, позволяет частично снять данную проблему.

Но этого недостаточно, на ведомственном уровне. Предлагается разработать четкую миграционную стратегию и тактику на государственном уровне и оформить это через законодательные акты.

Для этого, прежде всего требуется, согласовать методологические и правовые подходы к миграционным процессам.

С точки зрения методологии и права более точна выделить такие основные категории и понятия: как «мигранты», «иммигранты», «эмигранты», «трудовые мигранты», «нелегальные эмигранты и иммигранты», «миграция», «теневая миграция» и т.д.

Так, мигрантов – целесообразно разделить на международных и национальных или (внешних и внутренних).

«Эмиграция» – это отток трудоспособного населения из страны в другие государства мира.

«Иммиграция» – это приток трудоспособного населения из других государств в страну.

Эти и другие понятья необходимо отчетлива закрепить законодательно, чтобы они не имели многообразного толкования при учете и контроле миграционных потоков.

Это позволит статистически учесть и определить точное количества иммигрантов и потоки мигрантов. И на этой основе, провести экономический расчёт эффективного использования, как иммигрантов, так и трудовых мигрантов, по обеспечению рабочих мест в стране, регионе, отраслях и секторах экономики России. А также выявить нелегальных иммигрантов.

Учет и контроль, в ходе привлечения и распределения на рынке труда, внешних и внутренних мигрантов, на законодательной основе, будет способствовать быстрейшему выходу из экономического кризиса России, вызванного пандемией COVID-19. Это позволит:

  • в регионах со сложными условиями производства и небольшой оплатой неквалифицированного труда, привлечения иммигрантов будет способствовать росту производства и улучшению рыночной инфраструктуры;
  • используя высококвалифицированный труд иммигрантов и тем самым повышая производительность труда, при этом снижая переменные издержки и этим увеличивая конкурентоспособность продукции на рынке, будет способствовать развитью малого и среднего предпринимательства в России;
  • прилив квалифицированной рабочей силы позволит организовать новые рабочие места, развитию регионов, отдельных отраслей экономики и повышению благосостояния граждан;
  • интеграция иммигрантов может стать вспомогательным средством в решении демографических показателей.
  • законное привлечение и использование потенциальные возможностей мигрантов станут хорошим вкладом в российскую экономику и позволит быстрейшему выходу из экономического кризиса России.

Президентом России на селекторном совещании с членами правительства и губернаторами 28 апреля 2020 года, была поставлена задача. Правительству Российской Федерации, разработать «Общенациональный план действия о выходе из кризиса» через установление занятости и роста доходов граждан. Учитывая положительный опыт работы в экстремальных условиях сегодняшнего дня. Правительство по поручению президента подготовило Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. Премьер-министр 2 июня 2020 года, доложил по этому плану президенту России. Проект плана содержит целевые показатели выхода на устойчивый рост реальных доходов населения, снижение уровня безработицы менее чем до 5%, а также обеспечение темпов роста ВВП на уровне не менее 2,5% в год к концу 2021-го. Привлекая для этого международных иммигрантов.

Текст статьи
  1. Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» от 31 октября 2018 года.
  2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года // Собрание законодательства РФ. 2017. 15 мая. №. Ст. 2902.
  3. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 351 c.
  4. https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/3542799
  5. https://ria.ru/20190918/1558790085html
  6. https://www.malyi-biznes.ru/nalogi-za-rabotnikov/
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Даннинг,_Томас_Джозеф
  8. https://www.gks.ru/folder/210/document/12993
  9. https://migrantmedia.ru/novoe-trebovanie-mvd-po-rabote-s-inostrannymi-grazhdanami-vo-vremya-koronavirusa/
  10. https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2020/trud-migrant/
  11. https://www.rbc.ru/economics/16/08/2019/5d5560979a7947af4fa8a883
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 31 июля по 06 августа
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
10 августа
Загрузка в eLibrary
10 августа
Рассылка печатных экземпляров
18 августа