Международное разделение труда содействует тому, что увеличившаяся миграционная оживленность трудовых ресурсов из одного государства в другое, становится как основанием отрицательных явлений, так и источником выгоды для государств, участвующих в трудовых миграционных процессах.
Этот процесс носит объективный характер. Следовательно, его можно и нужно использовать для эффективного развития экономики страны.
В Указе «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» от 31 октября 2018 года. Раскрываются: условия формирования и реализации миграционной политики; цель, принципы, задачи и основные принципы миграционной политики; международное сотрудничество Российской Федерации в сфере миграции; информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики [1].
Международный рынок труда складывается импортом и экспортом трудовой миграции. В настоящее время, большинство стран приглашает трудовых мигрантов из других стран или направляет свою рабочую силу за рубеж.
Согласно данным ООН, Россия устойчиво занимает одно из лидирующих мест в мире по числу международных мигрантов: среднегодовая численность проживающих на территории страны приезжих из-за рубежа в 2019 году составила 11,6 млн человек. По этому показателю Россия уступает лишь США, традиционному лидеру рейтинга, принявшему у себя 50,7 млн мигрантов, а также Германии и Саудовской Аравии - в этих странах проживает по 13,1 млн мигрантов. Таким образом, Россия - четвертая страна в мире по открытости для мигрантов [10].
Подавляющее большинство иностранных граждан, приезжающих работать в Россию, – из стран СНГ. Лидерство за первую половину 2019 года принадлежит Узбекистану, из этой страны в Россию прибыли в целях работы 918 тыс. человек. На втором месте Таджикистан – 523,9 тыс. человек, затем следуют Киргизия – 265 тыс., Украина – 164,6 тыс., а также Казахстан – 105,3 тыс. человек.
Масштабы притока иностранцев из стран дальнего зарубежья в целях работы намного скромнее. За январь–июнь из Китая прибыли 50,2 тыс. человек, на втором месте – Германия (10,8 тыс.) и Турция (10,2 тыс.). Кроме того, в Россию в целях работы прибыли 3,7 тыс. граждан США [11].
Что движет иммигрантов бывших союзных республик в Российскую Федерацию, в настоящее время? Прежде всего – возможность оставить нищенское существование у себя на родине; безопасность семьи и личная безопасность; доступное медицинское обслуживание; вероятность получение образование; получение средств к существованию и работы; возможность приобретения жилья; необходимая доступность продуктов для качественного питания.
Однако, наравне с принятьем иммигрантов с других государств, из Российской Федерации ежегодна уезжают сотни тысяч высококвалифицированных специалистов и ученых, в экономически более развитые страны, такие как, США, Канада, Австралия, Германия, Финляндия, Израиль, Великобритания. Данные страны выделяются устойчивостью экономики и обширными вероятностями для специалистов реализовать себя профессионально. Так, в 2018 году эмигрировало из Российской Федерации 313 210 человек. Отъезду граждан способствует ослабление национальной валюты, снижения уровня жизни, спад экономического роста, безработица, не возможность реализовать быстро, свои научные и профессиональные возможности. Однако, в настоящее время, в связи с пандемией COVID-19 в мире, набирает рост реэмиграция, заставляющая россиян возвращаться на родину из других стран. В то же время, это неизбежный процесс мирового развития экономики.
Вместе с тем, миграционная обстановка постоянно меняется. В зависимости от объективных и субъективных причин.
С одной стороны, трудовая иммиграция содействует возмещению природному убыванию населения; возмещает дефицит рабочих, в т.ч. и высококвалифицированных; увеличивает бюджеты разных уровней. Например, в октябре 2019 года мэр Москвы определил доходы города от легальной трудовой миграции в 16 миллиардов рублей.
С другой стороны, изменения в структуре населения приводит к обесцениванию рабочей силы, в результате чего, местные специалисты де мотивированы и теряют свою квалификацию; растет культурная и профессиональная дистанция между населением страны и мигрантами, что оказывает влияние на различные стороны жизни общества и представляет собой угрозу для экономической безопасности государства [3].
В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года незаконная миграция называется в качестве главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности в экономической сфере [2].
В России значительное количество мигрантов – либо нелегальные, либо из экстремальных зон, большая часть прибывающих мигрантов представляют беднейшие слои населения своих стран с низким уровнем образования. Приток подобной рабочей силы никак не согласуется с заявленными Правительством РФ ориентирами, в частности – формированием экономики инновационного типа.
Анализ потоков международной миграции усложняется несовершенством сбора информации. Для поддержания необходимого уровня экономической безопасности государству необходима грамотная миграционная политика, а миграционная политика России находится в стадии концептуального формирования.
Нелегальные мигранты вовлекаются в противоправную деятельность, это способствует росту наркоторговли, организованной преступности, терроризма, налицо угроза криминализации экономики под влиянием миграции. За последнее десятилетие наблюдается рост преступлений, совершаемых иностранцами и лицами без гражданства, что неизбежно вызывает проблемы, связанные с государственной безопасностью.
В целом за 2018 г., по оценкам ГУВМ МВД России, в Россию въехало 17 млн иностранных граждан, в настоящее время на территории страны находятся около 10 млн иностранцев. По информации представленной в краткой характеристике состояния преступности в Российской Федерации с января-сентябрь 2019 года, иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории России совершено более девяти тысяч преступлений, в том числе гражданами государства участников СНГ 8,3 тыс., что на 10,8% меньше, чем за аналогичный период 2018 года. Расследование дел о незаконной миграции затрудняется тем, что большинство мигрантов на территории России не имеют места регистрации, прописки и официального места работы. Более того, они покупают паспорта с вымышленными данными, и, скрывшись из страны, могут вернуться уже с другим именем. В этих документах мигранты меняют все: имена, даты и места рождения и сведения о браках и детях [4].
Согласно данным Центробанка, зарубежные переводы мигрантами (через системы «Золотая Корона», «Юнистрим», Western Union) из России за полугодие 2019 года сократились на 12 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 1,6 млрд $. Это самый низкий показатель за последние три года.
Вместе с тем, стоит заметить, что переводы денежных средств физическим лицам тесно связаны с миграционными потоками. Нелегальные переводы денежных средств влекут за собой нарушение валютно-экспортного законодательства, рост объема обналичивания теневых средств, вывоз и перевод капитала за рубеж. В этом случае необходимы рычаги государственного регулирования для поддержания баланса международного движения капитала.
Нельзя не отметить экономический ущерб, причиняемый нелегальной миграцией России в виде неуплаты налогов. Работодатель уходит от налогообложения и обязательных социальных выплат, привлекая нелегальные трудовые ресурсы.
Этому способствуют и недобросовестные предприниматели, особенно в строительном секторе экономики, которые используют нелегальных иммигрантов, как дешёвую рабочую силу, в целях получения сверхприбыли.
Например, только уход от уплаты налогов, приносит колоссальный доход. Работодатель за одного сотрудника (работника) государству в 2020 году должен исполнять следующие отчисления: НДФЛ (13%); взнос в ПФР (22%); взнос в ФСС (2,9%); взнос в ФОМС (5,1%) [6].
Следовательно, основная экономическая причина сокрытия работодателем нелегальных иммигрантов – финансовая. И если нет со стороны государства чёткого учета и контроля мигрантов, работодатели этим пользуются. Отсюда - коррупция, рост теневой экономики, терроризм и т.д. Для этого необходим закон, определяющий категории и понятья.
Независимо от выделенных потоков, миграция оказывает всестороннее влияние на жизнь общества и этим создает ряд угроз различным компонентам экономической безопасности. Это угрозы деградации научно-технического, экономического, демографического и трудового потенциала, экономический ущерб в следствие роста безработицы, риск спада производства в различных отраслях экономики, отсутствие трудовой мотивации населения, усиление теневого сектора экономики.
Мировой опыт показывает, что рост международной миграции несет угрозы и новые вызовы социально-экономической безопасности коренному населению тех стран, где увеличивается число иммигрантов. Например, в странах Европы в 2019 году насчитывалось примерно около 82 млн международных мигрантов. Это 11% от всего населения Европейских государств. Если в Германии в 2000 году международных мигрантов было 9,0 млн, то в 2019 их стало 13,13 млн, темп роста составил 145,9% (прирост 45,9%). Во Франции за этот же период, темп роста составил 152,0% (прирост 52,0%). В Великобритании соответственно, темп роста составил 201,9% (прирост 101,9%). Италия - темп роста составил 295,6% (прирост 195,6%). Испания - темп роста составил 367,5% (прирост 267,5%) [5].
Статистика рынка труда в России 2019 года определяет, что: 72% россиян испытывают трудности с поиском работы; 69% квалифицированных специалистов планируют сменить работу в 2019 году; 60% работников тратят на поиск работы более 4 месяцев; 64% работодателей не собираются повышать зарплату в 2019 году; 36 867- средняя зарплата в России в 2018; 22 658 - медианная зарплата в регионах в 2018 году; 50 020 - медианная зарплата в Москве в 2018 году» [8].
В 2020 году по-прежнему не хватает специалистов в IT-и digital-секторах, причем нужны работники, которые могут выполнять много функций и заменять нескольких людей. Эта отрасль является проблемной, так как количество выпускников этой специальности значительно меньше, чем предложения в работе.
В настоящее время, в связи с распространением коронавируса. Появились дополнительные вызовы и угрозы на рынке труда и в социально-экономической сфере России.
Так, большое количество трудовых иммигрантов, работающих в сферах питанья, ЖКХ и особенно в строительном секторе, уехали в свои страны, а те, кто не успел уехать до закрытье границ, остались в России, без работы и средств существования.
В марте президент РФ поручил усовершенствовать механизмы обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере, в том числе в части санитарно-эпидемиологической обстановки. После этого Роспотребнадзор предложил ужесточить требования к медицинским осмотрам приезжающих в Россию иностранцев и создать соответствующую базу данных для контроля за их здоровьем.
В экстремально складывающихся социально-экономических условиях, Правительство вынуждено принимать решительные меры по работе с иммигрантами во время коронавирусной инфекции.
Своевременно и четко среагировало на это МВД России, уже 19 марта 2020 года, Первый заместитель Министра МВД подписал требование по работе с мигрантами в период распространения коронавирусной инфекции для сотрудников МВД по всей России [9].
Согласно этому документу, с 19 марта иностранные граждане смогли не только получить миграционную карту и продлить срок пребывания в РФ до 90 дней подав заявление в территориальный орган МВД, но и оформить патент на работу, не выезжая из страны, или продлить разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство (ВНЖ), даже если нарушены сроки подачи документов. Это и другое, позволяет частично снять данную проблему.
Но этого недостаточно, на ведомственном уровне. Предлагается разработать четкую миграционную стратегию и тактику на государственном уровне и оформить это через законодательные акты.
Для этого, прежде всего требуется, согласовать методологические и правовые подходы к миграционным процессам.
С точки зрения методологии и права более точна выделить такие основные категории и понятия: как «мигранты», «иммигранты», «эмигранты», «трудовые мигранты», «нелегальные эмигранты и иммигранты», «миграция», «теневая миграция» и т.д.
Так, мигрантов – целесообразно разделить на международных и национальных или (внешних и внутренних).
«Эмиграция» – это отток трудоспособного населения из страны в другие государства мира.
«Иммиграция» – это приток трудоспособного населения из других государств в страну.
Эти и другие понятья необходимо отчетлива закрепить законодательно, чтобы они не имели многообразного толкования при учете и контроле миграционных потоков.
Это позволит статистически учесть и определить точное количества иммигрантов и потоки мигрантов. И на этой основе, провести экономический расчёт эффективного использования, как иммигрантов, так и трудовых мигрантов, по обеспечению рабочих мест в стране, регионе, отраслях и секторах экономики России. А также выявить нелегальных иммигрантов.
Учет и контроль, в ходе привлечения и распределения на рынке труда, внешних и внутренних мигрантов, на законодательной основе, будет способствовать быстрейшему выходу из экономического кризиса России, вызванного пандемией COVID-19. Это позволит:
- в регионах со сложными условиями производства и небольшой оплатой неквалифицированного труда, привлечения иммигрантов будет способствовать росту производства и улучшению рыночной инфраструктуры;
- используя высококвалифицированный труд иммигрантов и тем самым повышая производительность труда, при этом снижая переменные издержки и этим увеличивая конкурентоспособность продукции на рынке, будет способствовать развитью малого и среднего предпринимательства в России;
- прилив квалифицированной рабочей силы позволит организовать новые рабочие места, развитию регионов, отдельных отраслей экономики и повышению благосостояния граждан;
- интеграция иммигрантов может стать вспомогательным средством в решении демографических показателей.
- законное привлечение и использование потенциальные возможностей мигрантов станут хорошим вкладом в российскую экономику и позволит быстрейшему выходу из экономического кризиса России.
Президентом России на селекторном совещании с членами правительства и губернаторами 28 апреля 2020 года, была поставлена задача. Правительству Российской Федерации, разработать «Общенациональный план действия о выходе из кризиса» через установление занятости и роста доходов граждан. Учитывая положительный опыт работы в экстремальных условиях сегодняшнего дня. Правительство по поручению президента подготовило Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. Премьер-министр 2 июня 2020 года, доложил по этому плану президенту России. Проект плана содержит целевые показатели выхода на устойчивый рост реальных доходов населения, снижение уровня безработицы менее чем до 5%, а также обеспечение темпов роста ВВП на уровне не менее 2,5% в год к концу 2021-го. Привлекая для этого международных иммигрантов.