Актуальность выбранной темы заключается в том, что одним из основных направлений регулирования предпринимательской деятельности является контроль. В рамках осуществления контрольной функции государство обеспечивает защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства, а также в целом, обеспечивает публичные интересы государства.
Развитие предпринимательства имеет огромное практическое значение для экономического благополучия всего государства. Ведь именно субъекты предпринимательской деятельности являются основными плательщиками налогов, из которых в дальнейшем формируется государственный бюджет.
Государственный контроль (надзор) детально регулируется нормами действующего законодательства РФ и выступает предметом доктринальных исследований.
Контроль со стороны государства за предпринимательской деятельностью раскрывается в совокупности следующих отличительных признаков:
- публично-правовой характер. Содержание данного признака состоит в том, что государство осуществляет контроль за предпринимательской деятельностью через уполномоченные органы, деятельность которых детально регулируется нормами действующего законодательства РФ;
- воздействие со стороны государства на предпринимательскую деятельность осуществляется посредством использования конкретных способов и приемов. Контрольная государственная деятельность, в частности, реализуется в лицензировании, регулировании цен и тарифов, в квотировании и др.;
- контроль со стороны государства направлен на достижение следующей цели – законность и целесообразность предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательства должны строго соблюдать требования законодательства. Данное направление охватывается как контрольной, так и надзорной деятельностью государства. Особенностью контроля также является проверка предпринимательской деятельности на соответствие требованию целесообразности [3, с. 220].
До 1 июля 2021 г. основным нормативно-правовым актом, регулировавшим защиту прав предпринимателей при осуществлении мероприятий по контролю со стороны государственных органов, являлся Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а с 1 июля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Одной из основных функций любого современного государства является функция по контролю. Контрольная функция является составным элементом регулирующей функции государства. В рамках осуществления регулирования предпринимательской деятельности государство в обязательном порядке контролирует соблюдение требований законодательства со стороны предпринимателей. В данном случае обратим внимание на то, что в отношении государственного контроля (надзора) принят и действует специальный закон. Как известно, государственное регулирование включает в себя государственный контроль. При этом, в целом область государственного регулирования за сферой предпринимательской деятельности остается вне поля зрения законодательного регулирования, представлена разрозненной системой нормативно-правовых актов [2, с. 82]. На сегодняшний день отсутствует специальный закон о государственном регулировании предпринимательской деятельности, что, на наш взгляд, следует признать недостатком действующего законодательства в исследуемой сфере. На основании изложенного, признаем целесообразным включить отдельную главу в Закон о государственном контроле, посвященную особенностям государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности. На уровне данной главы Закона целесообразно предусмотреть: виды государственных органов, осуществляющих контроль в сфере предпринимательской деятельности; направления контрольной деятельности государственных органов; порядок осуществления отдельных видов контрольной деятельности и др.
Из названия Закона о государственном контроле о государственном контроле и его содержания возникает вопрос о соотношении понятий «надзор» и «контроль», которые в Законе представлены как синонимы. В юридической литературе по данному вопросу нет единого мнения. По мнению автора, данные понятия созвучны, но тем, не менее, имеют и отличительные черты. Так, к характерным особенностям контроля следует отнести: возможность его осуществления в отношении подчиненных органов, право контролирующих органов воздействовать на оперативно-хозяйственную деятельность контролируемого объекта, осуществление оценки деятельности контролируемого объекта с точки зрения законности и в плане целесообразности. Он может осуществляться государственными, ведомственными, производственными, общественными органами в зависимости от субъектов, от имени которых производится контроль, и сферы действия контроля.
Для надзора характерны следующие черты. Он осуществляется исключительно государственными органами и заключается в постоянном, систематическом наблюдении ими за деятельностью поднадзорных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Здесь отсутствуют отношения соподчинения надзорных органов с поднадзорными и оценка деятельности поднадзорного объекта только на предмет законности, не допускается вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного объекта [1, с. 139].
На основании изложенного, можно прийти к выводу о том, что понятия «контроль» и «надзор» не являются тождественными. При этом, законодатель данные понятия использует как синонимы. Кроме того, тождественность данных терминов наблюдается в наименовании государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции, в том числе, в сфере предпринимательской деятельности. Так, в частности, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является не надзорным, а контрольным органом. При этом, в наименовании данного органа государственного контроля используется понятие «надзор». Данный пример носит не единичный характер. В РФ функции по государственному надзору возложены на органы прокуратуры. Изложенное, на наш взгляд, обуславливает необходимость пересмотра наименований государственных органов, осуществляющих контрольные функции с «Федеральная служба по надзору ... (в определенной сфере)» на «Федеральная служба по контролю .... (в определенной сфере)».
В рамках настоящего исследования также обратим внимание на то, что цифровизация охватила все сферы жизнедеятельности общества. Государственный контроль, в данном случае, не является исключением. В механизм государственного контроля активно внедряются дистанционные технологии. В 2024 г. в рамках пилотного проекта будут проведены дистанционные проверки субъектов предпринимательства. Участниками пилотного проекта станут: МЧС, Ростехнадзор и Росздравнадзор. Дистанционные проверки субъектов предпринимательства проведут с помощью специально разработанного приложения «Мобильный инспектор». По предварительным данным в 2024 г. дистанционные проверки составят 20% от общего числа проверок в отношении представителей бизнеса [4].
Итак, государственный контроль является составляющей государственного регулирования. Посредством государственного контроля уполномоченные органы осуществляют проверку соблюдения со стороны предпринимателей требований действующего законодательства РФ. Также в рамках контрольной функции государство проверяет целесообразность осуществления предпринимательской деятельности.