Главная
АИ #12 (194)
Статьи журнала АИ #12 (194)
Стратегии оптимизации издержек в деятельности предприятия сферы услуг (на пример...

Стратегии оптимизации издержек в деятельности предприятия сферы услуг (на примере консалтингового агентства)

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

стратегии оптимизации издержек
консалтинговое агентство
консалтинговые услуги
рост издержек
оптимизация бизнес-процессов

Аннотация статьи

В статье поднимаются вопросы о нарастающих издержках в деятельности современных консалтинговых агентств. Выделяются специфические особенности деятельности консалтингового агентства как бизнеса. Уточняется необходимость преодоления проблемы растущих издержек за счет оптимизации деятельности и реализации стратегий управления издержками. Сравниваются следующие стратегии оптимизации издержек в деятельности консалтингового агентства: проектного управления; автоматизации и цифровизации; управления ассортиментом услуг; управления качеством человеческих ресурсов; реализации партнерских отношений с другими консалтинговыми агентствами; оптимизации бизнес-процессов и операций консалтингового агентства. По итогам сравнения стратегий подчеркивается, что куда большим потенциалом оптимизации обладает не столько выбор конкретной стратегии, сколько комбинирование нескольких стратегий с их направленностью на источник возникновения издержек.

Текст статьи

Вызовы неопределенности и нестабильности определяют перспективность исследования вопросов оптимизации издержек в деятельности современных консалтинговых агентств, которые нуждаются в разработке и реализации планомерных политик развития, выстроенных с учетом текущей ситуации и рисков деятельности. Постоянное изменение внешних условий функционирования требует от системы менеджмента консалтингового агентства реализации специализированных стратегий оптимизации издержек, что позволяет перейти к более рациональным формам организации деятельности, повысить собственную эффективность, приобрести конкурентные преимущества на фоне других игроков (продвинуться в конъюнктуре рынка) за счет улучшения бизнес-процессов или характера исполнения отдельных операций.

Актуальность исследования вопросов стратегий оптимизации издержек в деятельности консалтингового агентства как предприятия сферы услуг определяется также и необходимостью исследования доступных современным консалтинговым агентствам стратегий оптимизации издержек с направленностью на учет специфических особенностей деятельности консалтингового агентства и характерных ему источников возникновения издержек, влияя на которые консалтинговые агентства способы повысить эффективность хозяйствования. Вместе с тем конкретные стратегии обладают собственными достоинствами, недостатками, особенностями и ограничениями, которые необходимо учитывать при принятии решений о реализации данных стратегий на базе консалтингового агентства, в том числе с учетом текущих особенностей рынка и деятельности на микроуровне.

Цель исследования – провести сравнительный анализ стратегий оптимизации издержек и их применимости в деятельности консалтингового агентства.

Консалтинговые агентства – это бизнес-субъекты сферы услуг, деятельность которых связана с предоставлением специализированных услуг управленческого, финансового и технологического консалтинга, на основе которого конечные потребители (как правило, другие компании, бизнес-структуры или некоммерческие организации) разрабатывают и реализовывают стратегии развития, преодолевают вызовы сокращения эффективности или потерь. Так, консалтинговые агентства становятся компанией, которая в форме аутсорсинга предоставляет собственные услуги бизнесу.

Современный рынок консалтинговых услуг в России сохраняет достаточно высокие темпы развития, несмотря на множественные перестройки и проблемы; сохраняется высокое воздействие конкуренции, при этом расширяется спектр доступных услуг. В частности, начало развития сектора исходит из 2000-х годов, когда зарождаются первые консалтинговые компании (агентства), размещенные на материально-технической базе бывших государственных компаний. Деятельность первых консалтинговых агентств в России набирала обороты благодаря росту спроса на ИТ-технологии. К началу 2010-х годов отрасль становилась более профессиональной, и рост выручки крупнейших 150 консалтинговых компаний России за период 2011–2015 гг. в результате составил 21,2%. Однако рынок развивался неравномерно, и в 2016 году наблюдался значительный спад на 24,3% объемов деятельности, за которым последовал постепенный рост, не достигнувший уровня 2015 года до повторного снижения в 2019 году на 7,7% из-за пандемии [6]. Сегодня по данным издательства контур ежегодные темпы роста рынка консалтинга (данные за 2020–2022 гг.) составляют в пределах 20–25% ежегодно, что в целом является перспективным показателем, отражающим дополнительные возможности для игроков рынка [4]. Как пишут редакторы портала rg.ru, в ответ на неопределенность и вызовы стабильности консалтинговые агентства начали реализовывать функции замещения, связанные с расширением спектра услуг, повышением собственной гибкости и ростом востребованности со стороны отечественных компаний ввиду отсутствия альтернатив [7].

Как выделяет В. А. Жуков, все консалтинговые агентства можно разделить на несколько направлений, которые определяются размерностью компаний и спектром предоставляемых ими услуг. Среди таких направлений автор выделяет следующие (рис. 1):

Рис. 1. Типология консалтинговых агентств [3, с. 91-99]

В. Н. Смоляк выделяет также дополнительный тип – интернет-консалтинг, который проявляется в форме экспертного, проектного, обучающего и процессного консалтинга. Данный тип консалтинга представлен сугубо в пространстве онлайн-бизнеса и отличается функционированием в реалиях онлайн-сегмента, т. е. ориентированностью на его потребности. Автор в своем исследовании также затрагивает вопросы развития современного рынка консалтинговых услуг, отмечая рост доходов компаний в данной сфере [8, с. 100-107]. Так, на рисунке 2 представлена статистика по темпам роста выручки консалтинговых компаний в России:

Рис. 2. Темпы роста выручки консалтинговых компаний в России за 2018–2022 гг. [8, с. 100-107]

Специфические особенности различных консалтинговых агентств связываются с предоставлением разнообразных консалтинговых услуг, которые фактически являются направлением профессиональной деятельности. Ю. А. Бондаренко и В. В. Кузаева в этом ключе подчеркивают систему причин востребованности консалтинговых услуг как таковых: во-первых, реализация доступных и действенных технологических подходов в области профессионального консультирования бизнеса по различным вопросам; во-вторых, формирование эффективных методов консультирования, проведения экспертных оценок и их постоянное совершенствование; в-третьих, наличие острой потребности у бизнеса в пользовании услуг консалтинговых агентств, ввиду их относительной эффективности и перспективности в контексте реагирования на динамику рыночных изменений [1, с. 127-130].

Отметим, что предоставление услуг консалтинговым агентством сводится к реализации системы шагов, которые проиллюстрированы нами на рисунке 3:

Рис. 3. Механизм организации деятельности консалтингового агентства [1, с. 127-130]

Опираясь на представленный механизм, выделим исследование М. В. Волошиновой и Н. А. Кондрашова, которые отмечают, что подобный механизм и особенности деятельности консалтингового агентства связываются с системой рисков, которые оказывают влияние на саму консалтинговую компанию [2, с. 50-56]:

  • риски преждевременного разрыва договорных отношений с заказчиком ввиду его несостоятельности;
  • риски роста дебиторской задолженности и снижения её ликвидности из-за просрочек по платежам со стороны заказчика;
  • сокращение спроса на отдельные услуги консалтинговой компании;
  • потребность в диверсификации собственной деятельности, что приводит к росту издержек под влиянием штата сотрудников;
  • возникновение повышенных издержек от реализации договоров долгосрочного взаимодействия, ввиду высокой динамики рынка.

Обозначенные риски ведут к росту издержек деятельности консалтинговых агентств, что в целом является значимой проблемой, за которой скрывается неопределенность и множественные смежные проблемы, ведущие к снижению эффективности, сокращению прибыли и невозможности продолжать расширение доступного спектра услуг/штата сотрудников ввиду недостатка финансовых ресурсов для развития. Их преодоление связывается с точным юридическим оформлением и сопровождением сделок, однако даже применение подобных предупреждающих мер не гарантирует консалтинговому агентству полное сокращение рисков.

Очевидно, что консалтинговые агентства в таком случае нуждаются в планомерной оптимизации издержек, в чем необходимо придерживаться как базовых стратегий оптимизации издержек, так и общих подходов, связанных с реализацией данной задачи. Категория подходов к сокращению издержек достаточно ярко раскрыта в исследовании Н. В. Калюжного, который выделяет систему управления издержками на уровне долгосрочной, среднесрочной и текущей перспективы. В случае долгосрочной стратегии автор предлагает ориентироваться на такие способы сокращения издержек, как управление инвестициями, производством, продукцией; при среднесрочной – сокращение накладных расходов, издержек, связанных с обращением и затрат на фонд оплаты труда; с точки зрения текущей перспективы, т.е. быстрого сокращения издержек, автором выделяется отказ от незначимых затрат и перевод работы на финансирование ключевых, т.е. приоритетных в контексте хозяйствования направлений деятельности [5, с. 29-32]. Интерпретируя воззрения автора на сокращение издержек консалтингового агентства, выделим их реализацию в деятельности такой бизнес-структуры (рис. 4):

Рис. 4. Подходы к сокращению издержек консалтингового агентства (составлено автором)

При этом, заметим, что стратегии оптимизации издержек в целом доступны к реализации в рамках каждого из обозначенных подходов, в чем важно осуществлять выбор конкретных стратегий в зависимости от их особенностей, достоинств, недостатков и специфики влияния на деятельность консалтингового агентства. Как показывает практика, среди ключевых стратегий, релевантных для сокращения издержек консалтингового агентства, стоит рассматривать стратегии оптимизации организации деятельности, что связано с переходом на проектное управление и использование различных методологий; автоматизацией и цифровизацией, когда цифровые технологии рассматриваются в качестве инструмента оптимизации деятельности;  реализацией стратегий управления ассортиментом услуг с переходом на новые услуги и отказом от направлений деятельности, которые не приносят доходы; управлением качеством человеческих ресурсов; стратегиями реализации партнерских отношений с другими консалтинговыми агентствами; оптимизацией бизнес-процессов и операций. Проведем сравнительный анализ данных стратегий (табл.):

Таблица

Стратегии оптимизации издержек в деятельности консалтингового агентства

Стратегия

Описание

Достоинства

Недостатки

Проектного управления

Предполагает использование различных методологий управления проектами для повышения эффективности проектного управления

- перспективы оптимизации под различные задачи и процессы;

- выбор наиболее рациональных методологий управления проектами;

- для эффективного применения методологий требуется наличие соответствующих компетенций у персонала организации;

Автоматизации и цифровизации

Предполагает внедрение технологических решений для автоматизации рутинных задач и оптимизации процессов

- с помощью технологий сокращается время выполнения операций;

- повышается точность исполнения операций;

- появляется возможность снизить влияние человеческого фактора и т. д.;

- требуются значительные затраты на внедрение и отладку технологий;

- технологии применимы не во всех процессах;

Управления ассортиментом услуг

Предполагает оптимизацию общего ассортимента услуг консалтингового агентства за счет фокуса на наиболее прибыльных услугах, которые совершенствуются, улучшаются

- приводит к росту качества основных (самых востребованных и рентабельных) услуг;

- обеспечивает оптимизацию ресурсного планирования и пользования, позволяет повысить рентабельность услуг;

- сохраняется возможность потери части клиентов, ввиду отказа от реализации определенных услуг;

Управления качеством человеческих ресурсов

Предполагает осуществление вложений в сотрудников для повышения производительности труда, достижением большего качества работы

- повышение квалификации сотрудников;

- оптимизация рабочих процессов;

- инвестиции не всегда окупаются и приводят к запланированному эффекту;

- не эффективны с точки зрения сокращения текущих затрат (издержек);

Реализации партнерских отношений с другими консалтинговыми агентствами

Предполагает развитие партнерских и сотруднических отношений с другими агентствами для использования их потенциала и ресурсов для реализации собственных направлений деятельности (например, посредничество, перевод ряда процессов и т. д.)

- расширение спектра услуг;

- снижение постоянных затрат, ввиду эпизодического характера сотрудничества;

- появление доступа к новым знаниям и услугам;

- качество и эффективность партнерства напрямую зависит от партнера и его репутации, специфических особенностей деятельности и качества работы;

Оптимизации бизнес-процессов и операций консалтингового агентства

Предполагает проведение целенаправленного анализа, моделирования и улучшения бизнес-процессов и операций консалтингового агентства для снижения скорости выполнения, повышения точности и, как итог, снижения затрат

- направлена на общее повышение эффективности деятельности консалтингового агентства;

- строится с фокусом на снижение издержек;

- обеспечивает улучшение качества, сокращение времени на осуществление операций;

- оптимизация бизнес-процессов требует организации протяженных во времени процедур перестройки процессов, что, в том числе способно вызывать сопротивление изменениям;

Обращаясь к перечисленным стратегиям оптимизации издержек в деятельности консалтингового агентства, подчеркнем, что куда большим потенциалом оптимизации обладает не столько выбор конкретной стратегии, сколько комбинирование нескольких стратегий с их направленностью на источник возникновения издержек. Среди источников возникновения издержек можно выделить: трансакционные издержки; издержки на оплату труда работников и бонусы; издержки от основных и дополнительных бизнес-процессов и операций; издержки по содержанию рабочих помещений; издержки по маркетингу; издержки по командировкам сотрудников; издержки на лицензирование деятельности и т. п.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют подчеркнуть необходимость реализации комплексного подхода к управлению издержками в деятельности консалтингового агентства, в чем весомым фактором становится ориентированность на использование нескольких стратегий и подходов, направленных на преодоление издержек по конкретному источнику их формирования, с учетом текущих условий рынка и реализацией общей стратегии функционирования консалтингового агентства как бизнеса. Перспективным направлением будущих исследований является изучение этих условий и адаптация представленных стратегий и подходов, их объединение в единый механизм сокращения издержек по операциям консалтингового агентства, что найдет отражение в будущих работах автора.

Список литературы

  1. Бондаренко Ю.А., Кузаева В.В. Консалтинговые услуги как специфическая сфера профессиональной деятельности // Вестник науки. 2019. № 6 (15). С. 127-130.
  2. Волошинова М.В., Кондрашов Н.А. Особенности организационно-экономического механизма предоставления консалтинговых услуг в условиях неопределенности // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2023. № 3 (19). С. 50-56.
  3. Жуков В.А. Современные тенденции развития рынка консалтинговых услуг // Вестник ГУУ. 2017. № 11. С. 91-99.
  4. Как выглядит рынок консалтинга в 2023 году. [Электронный ресурс]. URL: https://kontur.ru/articles/38019-rynok_konsaltinga (Дата обращения: 13.03.2024).
  5. Калюжный Н.В. Методы оптимизации затрат на предприятии // Вопросы науки и образования. 2018. № 22 (34). С. 29-32.
  6. Муратова Е.А. Анализ российского рынка консалтинговых услуг // Актуальные вопросы отраслевых рынков и международной коммерции. 2020. № 2(3). https://tiec.mgimo.ru/2020/2020-03/analysis-of-russian-market-of-consulting-services (Дата обращения: 13.03.2024).
  7. Рынок консалтинга серьезно перестраивается в ответ на внешние ограничения. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/05/29/sovetniki-po-neschastiu.html (Дата обращения: 14.03.2024).
  8. Смоляк В.Н. Развитие рынка консалтинговых услуг в современных макроэкономических условиях // Известия СПбГЭУ. 2023. № 5 (143). С. 100-107.

Поделиться

681

Котов К. С. Стратегии оптимизации издержек в деятельности предприятия сферы услуг (на примере консалтингового агентства) // Актуальные исследования. 2024. №12 (194). Ч.II.С. 45-51. URL: https://apni.ru/article/8815-strategii-optimizatsii-izderzhek-v-deyatelnos

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября