Главная
АИ #12 (194)
Статьи журнала АИ #12 (194)
Управление рисками при реализации театрального проекта

Управление рисками при реализации театрального проекта

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

команда проекта
план проекта
сроки проекта
структурированный каталог рисков

Аннотация статьи

В статье представлены особенности управления проектами: состав команды проекта, фазы проекта, возможные проблемы. Обоснована значимость управления рисками при реализации театрального проекта. В статье предлагается подход к разработке структурированного каталога рисков, полезного при планировании и реализации театральных проектов, необходимого для выявления и анализа рисков, представлен пример отдельных рисков при реализации театрального проекта.

Текст статьи

Культурные учреждения предпринимают все больше и больше инициатив на благо местной аудитории, очень часто это события разнообразного характера. Каждое из них имеет конкретную цель, строгие сроки и бюджет, а также объем работ, которые необходимо выполнить. Следовательно, это предполагает характер проекта. Организация театральных мероприятий часто предполагает сотрудничество с артистами и партнерами, согласование различных точек зрения и объединение их в единое целое. Также следует подчеркнуть, что в случае театральных проектов в форме мероприятия мы имеем дело с услугой, то есть проект охватывает подготовку и продолжительность мероприятия. Работа над театральным проектом сопровождается различными изменениями, которые могут предполагать необходимость адаптации деятельности к требованиям среды [3, с. 448-452], например, спонсоров: обустройство пространства с учетом элементов визуальной идентификации спонсора, организация эксклюзивного интервью артиста с медиа-партнером. Поэтому актуальной представляется цель настоящей статьи, направленная на исследование особенностей управления рисками при реализации театрального проекта и разработку направлений совершенствования данных процессов.

Проект – это единовременное мероприятие, запланированное по определенной причине и в определенных условиях, начинающееся с идеи или проблемы и заканчивающееся результатом. Это простое определение можно расширить несколькими деталями, давая несколько более полную картину начинания, называемого проектом. Очень важным вопросом здесь является время: проект всегда содержится в строго определенных временных рамках, имеет четкое начало и конец, обозначенный в датах. Особенно это касается окончания проекта, так как его начало может быть сложнее указать, если принять во внимание тот факт, что идея или идея рождается и формируется во времени [4, с. 16]. Характерные особенности проекта также включают его уникальность, уникальность или привнесение инновационных элементов по отношению к предыдущему опыту. Н. М. Бороздина также обращает внимание на то, что каждому проекту свойственна определенная неопределённость и стабильность, вызванная тем, что решения о существовании и реализации проекта принимаются в зависимости от хода его отдельных фаз [2, с. 247-251].

Поэтому, дополнив и несколько видоизменив приведенное в начале определение, проект можно определить как разовое мероприятие, реализуемое в четко определенных условиях и сроках для достижения конкретной, уникальной цели, осуществляемое в соответствии с заранее установленным планом, принимая во внимание изменяющиеся обстоятельства. Большинство инициатив, осуществляемых в сфере культуры, в том числе театральной, представляют собой мероприятия, имеющие характер проекта – создание социального театра, подготовка театрального спектакля или концерта и т. п.

Команда, работающая над проектом, состоит из людей, участвующих в проекте на разных стадиях. Независимо от того, являются ли инициаторы проекта его последующими реализаторами или идея исходит извне, следует различать клиента – человека, перед которым несет ответственность проект. Клиент может быть внутренним – например, директор учреждения, в рамках которого реализуется проект. Фактическую работу над проектом выполняет «видимая» команда людей, непосредственно выполняющая отдельные задачи. Его возглавляет руководитель проекта (лидер, координатор). Однако, существует и «невидимая» команда – люди или организации, которые различными способами способствуют завершению проекта.

Работа над театральным проектом включает в себя различные виды деятельности, формирующие процессы, ведущие к достижению конечного результата [1, с. 89-95; 5]:

  • непосредственное создание театра;
  • коммуникации – внешние и внутренние: маркетинг, привлечение спонсоров и субсидий, продвижение, а также информирование членов команды и других заинтересованных сторон о ходе работы и т. д.;
  • менеджмент – организация и контроль времени, денег, местоположения, качества и т. п.;
  • принятие решений.

В начале каждого из вышеперечисленных процессов осуществляется их планирование, что является основной предпосылкой управления проектами. Для проекта, управляемого по правилам планирования, характерно принятие решений о переходе на следующий этап на основе результатов предыдущего этапа.

Реализация каждого проекта сопряжена с риском, чаще всего понимаемым как неопределенное событие, которое, если произойдет, окажет негативное влияние на проект. Таким образом, идентификация, анализ рисков и последующее принятие соответствующих мер являются чрезвычайно важной частью реализации театрального проекта, поскольку могут существенно способствовать достижению цели проекта, принимая во внимание ограничения, возникающие из-за времени, ресурсов и объема проекта при заданном качестве. Важным в такой ситуации представляется разработка структурированного каталога рисков, полезного при планировании и реализации театральных проектов, который может помочь выявить и проанализировать риски в культурных проектах.

Реестры рисков содержат по-разному сформулированные определения риска, например: «нежелательное явление, которое может повлиять на достижение цели/задачи учреждения культуры», «возможность наступления события, которое повлияет на реализацию предполагаемых целей, задач и подзадач», «вероятность того, что конкретное событие, действие или бездействие произойдет и может отрицательно повлиять на достижение намеченной цели», «возможность наступления какого-либо события, действия или бездействия, измеряемая воздействие (сила воздействия) и вероятность наступления, которое повлияет на достижение целей и задач организации, формируя ее имидж или истощая ее активы», «неопределенность, связанная с событием или действием, которое повлияет на способность организации достичь целей» своей деятельности». Таким образом, разработка каталога рисков означает одновременно практическое предложение по организации концепций, связанных с описанием риска в контексте проектов в учреждениях культуры.

Метод ATOM (Active Threat & Opportunity Management) создан на основе практического опыта его создателей Дэвида Хиллсона и Питера Саймона. Они предложили структуру реестра рисков, адаптированную к малым, средним и крупным проектам. Согласно предположениям, АТОМ, риск – это любая неопределенность, которая в случае возникновения окажет положительное или отрицательное влияние на достижение цели проекта. Авторы метода рекомендуют, чтобы описание риска состояло из следующих элементов: причина – риск – следствие. При выявлении и анализе риска Дэвид Хиллсон и Питер Саймон рекомендуют использовать конструкцию: может возникнуть эффект, который приведет к [5].

При выявлении риска в проекте влияние риска связано с целями проекта, продолжительностью проекта, бюджетом, объемом или качеством результатов проекта. Преимуществом такого описания риска является прозрачность и навязывание определенного порядка, что приводит к пониманию сути риска, даже если определение не очень точное. Учитывая специфику театральных проектов и специфику деятельности учреждений культуры, автор предлагает включать в реестр рисков театральных проектов следующую информацию:

  • основные данные проекта: название проекта, руководитель проекта (координатор); дата создания реестра, дата последнего изменения (постоянно обновляется);
  • данные о риске: порядковый номер, краткое наименование, полное описание по причинно-риск-следственной схеме, владелец риска;
  • анализ риска: вероятность возникновения (от 1-очень низкая до 5-очень высокая), влияние на цели проекта (от 1-очень маленькое до 5-очень большое), балл, т. е. произведение вероятности и воздействия;
  • реакция на риск: метод реакции: избегание, перенос, снижение, переносимость и мониторинг, – информация о действиях, предпринимаемых в случае возникновения риска.

Ключевой частью реестра является описание рисков, поэтому в рамках отчета был предложен каталог рисков, остальные элементы реестра, такие как владелец, вероятность и оценка воздействия, зависят от многих факторов, связанных с контекстом проекта и его финансированием, опытом команды проекта, размером учреждения, масштабом сотрудничества с партнерами и другие. В таблице приведены образцы пример каталога рисков для театрального проекта «Создания социального театра».

Таблица

Каталог рисков – описание рисков с использованием методологии ATOM

Причина/факт

Риск (событие или обстоятельства)

Эффект

недостаточный бюджет на деятельность

может привести к тому, что мы не сможем привлечь на фестиваль лучших артистов

что приведет к тому, что на спектакли придет меньше людей, чем планируется

неправильное планирование расходов

может привести к нехватке средств на рекламу мероприятия

в результате на спектакле будет недостаточно зрителей (например, занято менее 50% мест)

использование средств не по назначению

может привести к дополнительным проверкам

это заблокирует нашу работу в ближайшие месяцы

огонь / стихийные бедствия

может причинить материальный ущерб

это будет означать необходимость приостановить деятельность

отсутствие знаний законодательства при заказе услуг

возможно нарушение правил Закона о государственных закупках

это приведет к наложению финансовых санкций на учреждения

в результате отсутствия в шаблонах договоров четко прописанных указаний относительно отмены авторских встреч (концертов)

возможна ситуация, при которой исполнитель не согласен на изменение с нашей стороны.

это повлечет за собой необходимость уплаты штрафов или компенсаций

Таким образом, работая над театральным проектом, часто приходится сталкиваться с изменениями и адаптацией проекта к новым условиям. Изменения могут быть обусловлены спецификой этих проектов, поэтому во время проектных работ необходимо учитывать риск. Идентификация, анализ рисков и последующее принятие соответствующих мер являются важной частью реализации проекта, поскольку они могут способствовать достижению цели проекта, принимая во внимание ограничения, возникающие из-за времени, ресурсов и объема проекта при заданном качестве.

Список литературы

  1. Акунина Ю.А., Бычковский А.В. Тренды проектной деятельности в театральной индустрии // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2020. № 2 (37). С. 89-95. doi: 10. 24412/2310-1679-2020-10210.
  2. Бороздина Н.М. Основы и специфика управления проектами в России // Вестник науки. 2023. № 11 (68). С. 247-251.
  3. Матвеев В.В., Тарновский В. В. Риски в управлении проектами социально-культурной сферы // ЕГИ. 2022. № 44 (6). С. 448-452.
  4. Саяпина Л.Ю., Кононенко Л.Ю. Планирование организации выставочного проекта, посвящённого театральной культуре // Современные технологии управления. 2020. № 2 (92). С. 16.
  5. David Hillson, & Peter Simon. (2020). Practical Project Risk Management, Third Edition: The ATOM Methodology. Berrett-Koehler Publishers.

Поделиться

817

Клеба К. Ю. Управление рисками при реализации театрального проекта // Актуальные исследования. 2024. №12 (194). Ч.II.С. 41-44. URL: https://apni.ru/article/8817-upravlenie-riskami-pri-realizatsii-teatralnog

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января