Теоретический анализ
Современная молодежь – возрастная категория, характеризующаяся особенностями социального положения, активной позицией в динамически развивающемся обществе и формирующаяся под влиянием и принятием новых ценностей и идеалов. Несомненно, в структуру жизненных перспектив современной молодежи закладываются актуальные для общества взгляды, представления о планировании, организации собственного будущего.
Говоря об особенностях современной молодежи, мы можем отметить преимущества и недостатки ее отношения к жизненным перспективам. Положительным аспектом считается нацеленность молодых людей на получение качественного образования и построение карьеры – это свидетельствует о сформированных амбициях и желании добиться успеха. Под недостатком понимаются возникающие на жизненном пути трудности в виде незнания или отсутствия своих жизненных целей и приоритетов, причиной которым становятся отсутствие опыта, неуверенность в собственных возможностях, недостаток информации о рынке труда.
Вопрос влияния осмысленности жизни на построение молодежью жизненной перспективы поднимала Е. С. Голощапова [1, с. 143] – высокий и средний уровень осмысленности жизни дает возможность молодежи строить долгосрочные планы, формирует внутренний стержень, а прошлые достижения и неудачи идут на пользу целеполаганию.
Тем не менее по данным исследования О. Е. Ноянзиной, С. Г. Максимовой, Д. А. Омельченко молодое поколение не характеризуется выстраиванием долгосрочных жизненных перспектив [4, с. 159]. Уверенность многих подкашивается неопределенностью будущего, следствием чего является непостоянство планов. Поэтому в их представлении надежнее планировать постепенно, подвергать планы коррекции в зависимости от ситуации либо плыть по течению.
Немаловажную роль в построении молодежью жизненной перспективы, согласно исследованиям, играет оптимистичное видение себя (А. В. Махнач, А. И. Лактионова, Ю. В. Постылякова) и субъективное благополучие человека (О. С. Дуркина). Планирование будущего зависит от позитивного взгляда на собственные ресурсы и возможности, который, в свою очередь, говорит о высоком уровне жизнеспособности и наличии жизненной ориентации, участвующей в процессе социально-профессиональной адаптации [3, с. 101].
Субъективное благополучие высокого уровня сказывается на восприятии временной перспективы – она представляется непрерывным потоком событий, где прошлое, настоящее и будущее составляют сложную систему взаимосвязей. Прошлое и настоящее становятся базой для становления образа будущего. Благополучная молодежь живет движением, активностью, стремлением планировать и реализовывать поставленные цели, готовностью и открытостью к переменам [2, с. 30].
Объекты и методы исследования
Для исследования представлений современной молодежи о жизненных перспективах была сформирована онлайн-анкета «Жизненные перспективы молодежи» из вопросов открытого и закрытого характера. Вопросы касались понимания сущности жизненных перспектив, планирования и жизненных целей. В анкетировании, проведенном в 2023 году, принимала участие молодежь Республики Татарстан 18–25 лет.
Результаты и их обсуждение
В понимании современной молодежи жизненные перспективы определяются как некие планы и цели на жизнь (38%), достижения (18%), возможности (14%), рост и развитие (6%), образ будущего (4%), отдельные категории, такие как «трудоустройство», «социальная жизнь» и т. д. (12%) (табл. 1).
Таблица 1
Что Вы понимаете под жизненными перспективами?
Обобщенное представление результатов |
Процентное соотношение |
---|---|
Планы и цели на жизнь |
38% |
Достижения |
18% |
Возможности |
14% |
Рост и развитие |
6% |
Образ будущего |
4% |
Отдельные категории («сон, «трудоустройство» «социальная жизнь», «дальнейшая хорошая жизнь» и т. д.) |
12% |
Затрудняюсь ответить |
8% |
Также интересовал процесс осуществления современной молодежью планирования. Наличие примерного, обобщенного плана действий предпочтительно для 28% респондентов. При этом некоторые план ведут подробно, расписывая по пунктам (10%), в то время как другие считают достаточным постановку какой-либо цели (18%). Решает проблемы по мере их поступления и планирует задачи на ближайшее время 12% молодежи. Не осуществляют планирование 20% респондентов (табл. 2).
Таблица 2
Как Вы планируете собственную жизнь (определяетесь с шагами к достижениям)?
Обобщенное представление результатов |
Процентное соотношение |
---|---|
Подробное расписывание планов в ежедневнике |
10% |
Постановка определенных целей |
18% |
Решение проблем по мере их поступления |
12% |
Планирование задач на ближайшее время |
12% |
Отсутствие планирования |
20% |
Было выявлено, 70% респондентов составляют планы, 26% не планируют, 4% затруднились ответить. Молодежь, планирующая будущее (70%), видит необходимость этого в том, что в целом сложно жить без планирования (10%); происходит осознание того, куда двигаться дальше (10%); осуществляется контроль над жизнью и запасами личного времени (10%); проявляется готовность к неопределенностям будущего (4%); жизнь стремится по правильному пути (8%); достигается удовлетворенность проживаемой жизнью – уверенность в том, что она прожита не зря (28%) (табл. 3).
Таблица 3
По каким причинам Вам необходимо планирование собственного будущего?
Обобщенное представление результатов |
Процентное соотношение |
---|---|
Невозможно нормально жить без планирования |
10% |
Чтобы понимать, куда двигаться дальше |
10% |
Чтобы контролировать собственную жизнь и временные затраты |
10% |
Чтобы быть готовым к неопределенностям будущего |
4% |
Чтобы жизнь шла по правильному пути |
8% |
Чтобы быть удовлетворенным жизнью |
28% |
Молодежь, не планирующая будущее (26%), дезорганизована проблемами в виде постоянных изменений, срывающих планы (6%), желанием жить сегодняшним днем (6%), сложностями и отсутствием навыков планирования (8%). Часть респондентов не выделяли конкретных причин отсутствия планирования в их жизни.
Таблица 4
По каким причинам Вам не требуется планирование собственного будущего?
Обобщенное представление результатов |
Процентное соотношение |
---|---|
Постоянные изменения в планах |
6% |
Желание жить сегодняшним днем (в моменте) |
6% |
Испытывание трудностей в составлении планов |
8% |
Поставленные респондентами цели на ближайшие 5–10 лет имеют следующее содержание: 70% ответов относятся к получению высшего образования (бакалавр, магистратура, аспирантура) и поиску хорошей работы. Создание семьи – второй по популярности ответ (24%) – молодежь задумывается о женитьбе, семейном благополучии и детях. 14% респондентов волнует вопрос недвижимости и сепарации от родителей. К счастливой жизни, стабильности и удовольствию от жизни стремятся 8% респондентов. Однако, как показывают результаты, некоторых крайне не устраивает нынешнее положение (8%), поэтому они надеются просто выживать.
Таблица 5
Каких целей Вы бы хотели достичь в ближайшие 5–10 лет?
Обобщенное представление результатов |
Процентное соотношение |
---|---|
Получение высшего образования, трудоустройство |
70% |
Семейные отношения |
24% |
Смена места жительства, покупка собственности и иного имущества |
14% |
Стабильность и удовольствие от жизни |
8% |
Выживание |
8% |
Заключение
Как показывают данные исследований, на формирование жизненных перспектив современной молодежи влияет множество факторов – темпы развития общества, социальный статус, амбиции, собственная уверенность в возможностях и наличие таких возможностей. В связи с этим трансформируются и представления о жизненной перспективе как ориентире жизненного пути – определяется взгляд на структуру жизненной перспективы, значимость этапов планирования в жизненной программе, регулируется постановка целей.