Главная
АИ #12 (194)
Статьи журнала АИ #12 (194)
Сущность жизненных перспектив в представлениях современной молодежи

Сущность жизненных перспектив в представлениях современной молодежи

Научный руководитель

Рубрика

Психология

Ключевые слова

жизненная перспектива
современная молодежь
представления современной молодежи
планирование будущего
жизненные цели

Аннотация статьи

В статье рассматриваются представления современной молодежи о жизненных перспективах и влияющие на их формирование факторы – осмысленность жизни, уверенность в собственных возможностях, необходимость планировать будущее. Приводится анализ результатов анкетирования по вопросам жизненных перспектив молодежи в возрасте 18-25 лет, проживающих в Республике Татарстан.

Текст статьи

Теоретический анализ

Современная молодежь – возрастная категория, характеризующаяся особенностями социального положения, активной позицией в динамически развивающемся обществе и формирующаяся под влиянием и принятием новых ценностей и идеалов. Несомненно, в структуру жизненных перспектив современной молодежи закладываются актуальные для общества взгляды, представления о планировании, организации собственного будущего.

Говоря об особенностях современной молодежи, мы можем отметить преимущества и недостатки ее отношения к жизненным перспективам. Положительным аспектом считается нацеленность молодых людей на получение качественного образования и построение карьеры – это свидетельствует о сформированных амбициях и желании добиться успеха. Под недостатком понимаются возникающие на жизненном пути трудности в виде незнания или отсутствия своих жизненных целей и приоритетов, причиной которым становятся отсутствие опыта, неуверенность в собственных возможностях, недостаток информации о рынке труда.

Вопрос влияния осмысленности жизни на построение молодежью жизненной перспективы поднимала Е. С. Голощапова [1, с. 143] – высокий и средний уровень осмысленности жизни дает возможность молодежи строить долгосрочные планы, формирует внутренний стержень, а прошлые достижения и неудачи идут на пользу целеполаганию.

Тем не менее по данным исследования О. Е. Ноянзиной, С. Г. Максимовой, Д. А. Омельченко молодое поколение не характеризуется выстраиванием долгосрочных жизненных перспектив [4, с. 159]. Уверенность многих подкашивается неопределенностью будущего, следствием чего является непостоянство планов. Поэтому в их представлении надежнее планировать постепенно, подвергать планы коррекции в зависимости от ситуации либо плыть по течению.

Немаловажную роль в построении молодежью жизненной перспективы, согласно исследованиям, играет оптимистичное видение себя (А. В. Махнач, А. И. Лактионова, Ю. В. Постылякова) и субъективное благополучие человека (О. С. Дуркина). Планирование будущего зависит от позитивного взгляда на собственные ресурсы и возможности, который, в свою очередь, говорит о высоком уровне жизнеспособности и наличии жизненной ориентации, участвующей в процессе социально-профессиональной адаптации [3, с. 101].

Субъективное благополучие высокого уровня сказывается на восприятии временной перспективы – она представляется непрерывным потоком событий, где прошлое, настоящее и будущее составляют сложную систему взаимосвязей. Прошлое и настоящее становятся базой для становления образа будущего. Благополучная молодежь живет движением, активностью, стремлением планировать и реализовывать поставленные цели, готовностью и открытостью к переменам [2, с. 30].

Объекты и методы исследования

Для исследования представлений современной молодежи о жизненных перспективах была сформирована онлайн-анкета «Жизненные перспективы молодежи» из вопросов открытого и закрытого характера. Вопросы касались понимания сущности жизненных перспектив, планирования и жизненных целей. В анкетировании, проведенном в 2023 году, принимала участие молодежь Республики Татарстан 18–25 лет.

Результаты и их обсуждение

В понимании современной молодежи жизненные перспективы определяются как некие планы и цели на жизнь (38%), достижения (18%), возможности (14%), рост и развитие (6%), образ будущего (4%), отдельные категории, такие как «трудоустройство», «социальная жизнь» и т. д. (12%) (табл. 1).

Таблица 1

Что Вы понимаете под жизненными перспективами?

Обобщенное представление результатов

Процентное соотношение

Планы и цели на жизнь

38%

Достижения

18%

Возможности

14%

Рост и развитие

6%

Образ будущего

4%

Отдельные категории

(«сон, «трудоустройство» «социальная жизнь», «дальнейшая хорошая жизнь» и т. д.)

12%

Затрудняюсь ответить

8%

Также интересовал процесс осуществления современной молодежью планирования. Наличие примерного, обобщенного плана действий предпочтительно для 28% респондентов. При этом некоторые план ведут подробно, расписывая по пунктам (10%), в то время как другие считают достаточным постановку какой-либо цели (18%). Решает проблемы по мере их поступления и планирует задачи на ближайшее время 12% молодежи. Не осуществляют планирование 20% респондентов (табл. 2).

Таблица 2

Как Вы планируете собственную жизнь (определяетесь с шагами к достижениям)?

Обобщенное представление результатов

Процентное соотношение

Подробное расписывание планов в ежедневнике

10%

Постановка определенных целей

18%

Решение проблем по мере их поступления

12%

Планирование задач на ближайшее время

12%

Отсутствие планирования

20%

Было выявлено, 70% респондентов составляют планы, 26% не планируют, 4% затруднились ответить. Молодежь, планирующая будущее (70%), видит необходимость этого в том, что в целом сложно жить без планирования (10%); происходит осознание того, куда двигаться дальше (10%); осуществляется контроль над жизнью и запасами личного времени (10%); проявляется готовность к неопределенностям будущего (4%); жизнь стремится по правильному пути (8%); достигается удовлетворенность проживаемой жизнью – уверенность в том, что она прожита не зря (28%) (табл. 3).

Таблица 3

По каким причинам Вам необходимо планирование собственного будущего?

Обобщенное представление результатов

Процентное соотношение

Невозможно нормально жить без планирования

10%

Чтобы понимать, куда двигаться дальше

10%

Чтобы контролировать собственную жизнь и временные затраты

10%

Чтобы быть готовым к неопределенностям будущего

4%

Чтобы жизнь шла по правильному пути

8%

Чтобы быть удовлетворенным жизнью

28%

Молодежь, не планирующая будущее (26%), дезорганизована проблемами в виде постоянных изменений, срывающих планы (6%), желанием жить сегодняшним днем (6%), сложностями и отсутствием навыков планирования (8%). Часть респондентов не выделяли конкретных причин отсутствия планирования в их жизни.

Таблица 4

По каким причинам Вам не требуется планирование собственного будущего?

Обобщенное представление результатов

Процентное соотношение

Постоянные изменения в планах

6%

Желание жить сегодняшним днем (в моменте)

6%

Испытывание трудностей в составлении планов

8%

Поставленные респондентами цели на ближайшие 5–10 лет имеют следующее содержание: 70% ответов относятся к получению высшего образования (бакалавр, магистратура, аспирантура) и поиску хорошей работы. Создание семьи – второй по популярности ответ (24%) – молодежь задумывается о женитьбе, семейном благополучии и детях. 14% респондентов волнует вопрос недвижимости и сепарации от родителей. К счастливой жизни, стабильности и удовольствию от жизни стремятся 8% респондентов. Однако, как показывают результаты, некоторых крайне не устраивает нынешнее положение (8%), поэтому они надеются просто выживать.

Таблица 5

Каких целей Вы бы хотели достичь в ближайшие 5–10 лет?

Обобщенное представление результатов

Процентное соотношение

Получение высшего образования, трудоустройство

70%

Семейные отношения

24%

Смена места жительства, покупка собственности и иного имущества

14%

Стабильность и удовольствие от жизни

8%

Выживание

8%

Заключение

Как показывают данные исследований, на формирование жизненных перспектив современной молодежи влияет множество факторов – темпы развития общества, социальный статус, амбиции, собственная уверенность в возможностях и наличие таких возможностей. В связи с этим трансформируются и представления о жизненной перспективе как ориентире жизненного пути – определяется взгляд на структуру жизненной перспективы, значимость этапов планирования в жизненной программе, регулируется постановка целей.

Список литературы

  1. Голощапова Е.С. Изучение влияния осмысленности жизни на построение жизненной перспективы студенческой молодежи // Вестник ТГУ. 2012. № 9. С. 138-144.
  2. Дуркина О.С. Временная перспектива в картине жизненного пути молодых людей с разным уровнем благополучия в период ранней взрослости // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Т. 4, № 7. С. 27-36.
  3. Махнач А.В., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В. Жизнеспособность студенческой молодежи России в условиях неопределенности // Образование и наука. 2022. № 5. С. 90-121.
  4. Ноянзина О.Е., Максимова С.Г., Омельченко Д.А. Традиционное и модернизационное в конструировании ценностных оснований жизненных перспектив молодежи (Тува и другие регионы) // Новые исследования Тувы. 2023. № 1. С. 154-169.

Поделиться

895

Выборнова Н. А. Сущность жизненных перспектив в представлениях современной молодежи // Актуальные исследования. 2024. №12 (194). Ч.III.С. 85-88. URL: https://apni.ru/article/8821-sushchnost-zhiznennikh-perspektiv-v-predstavl

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января