Главная
Конференции
Социально-экономические и гуманитарные науки: идеи, гипотезы, результаты
Роль ученического самоуправления в становлении личности и социализации

Роль ученического самоуправления в становлении личности и социализации

Автор(-ы):

Осьминина Екатерина Сергеевна

21 марта 2024

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

самоуправление
образовательный процесс
саморазвитие личности

Аннотация статьи

В статье приводятся примеры реализации ученического самоуправления.

Текст статьи

Саморазвитие личности – это очень ёмкий термин, состоящий из двух ключевых слов, входящих в состав первого слова. Во-первых, это слово «само», которое означает «самостоятельное», во-вторых – развитие. Иными словами – самостоятельное развитие личности. Это, конечно, достаточно очевидно, однако на этом следует сделать акцент тогда, когда речь идет о самоуправлении. Потому что «самоуправление» есть, подобно «саморазвитию», самостоятельное управление процессами, связанными с образовательно-воспитательной и хозяйственной деятельностью учащихся того или иного учебного заведения, в частности «Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации». Таким образом, сразу же прослеживается глубокая связь между двумя ключевыми для данной работы понятиями, заключенная в самих терминах, то есть связь смысловая. Но также хочется сразу отметить и связь мотивационную.

Дело в том, что саморазвитие личности подразумевает самомотивированность или самодетерминацию, на пути развития, который подразумевает овладение учебным материалом, пространством культуры, социализацию, самоактуализацию. При этом самоуправление выступает тут трояко. С одной стороны, самоуправление может осуществляться с целью саморазвития, с другой самоуправление может быть инструментом саморазвития или побочным эффектом. Конечно, педагог, который создает среду самоуправления и имеет в виду эту троякость его отношения к саморазвитию, и учитывает все три аспекта единовременно [1, с. 68].

Развитие, как таковое, подразумевает под собой, как уже уточнялось, социализацию и развитие коммуникативных навыков. Но развитие коммуникативных навыков невозможно без осознания собственной социальной роли, умения различать ситуации, при которых следует отстаивать свою позицию, а при которых, напротив, идти на компромисс и уступать. Для этого важны творческие способности и установки, а также личная активность и инициативность, сопряженная с личной же ответственностью. По мере того как происходят процессы гуманизации образовательной системы, ее технологий, методов и подходов, вырастает и значение перечисленного выше. Уже сейчас образовательные учреждения и отдельные педагоги осознают необходимость социализации и личностного роста учащегося.

Развитие личности происходит нелинейно. То есть нельзя создать некую иерархию параметров, выделив в ней первичные и вторичные: все качества личности важны, и они, при наличии, усиливают друг друга. Например, творческий подход должен быть сопряжен с готовностью брать на себя ответственность, что подразумевает также и некоторый риск, на который готов пойти подросток, в противном же случае творческий подход невозможен даже при наличии креативности мышления подростка, не получающего отражения на практике. При этом, учащийся должен не только уметь отстаивать свою позицию, но и учитывать интересы других, иначе активность не приведет к желаемым социально и личностно значимым результатам. Иными словами – все процессы личностного развития взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга.

Сочетание практического, духовно-практического и духовно-теоретических компонентов в учебно-воспитательном процессе обеспечивает целостность социально-культурного воспитания учащихся, включение их в созидательную, общественно значимую деятельность. В современной общеобразовательной школе таким условием для саморазвития личности самоуправление вполне может выступить, что и происходит на практике [2, с. 84].

Как таковое, ученическое самоуправление это идея гуманистической педагогики, которая базируется на принципах свободного воспитания. В наиболее полной мере эти принципы были реализованы в таких учебных заведениях, как «Дом свободного ребенка» К. Н. Вентцеля и «Дом сирот» Я. Корчака, однако следует отметить, что данные проекты оказались незавершенными (в случае Я. Корчака это связано с известной трагической историей), а потому и эксперимент, увы, оказался незаконченным. Кроме того, в той или иной степени идея самоуправления проявляла себя практически у всех выдающихся педагогов от конца XIX – начала XX веков, потому эту концепцию можно считать общепризнанной в мировой педагогической практике, как имеющую серьезные основания, и желательную для реализации в образовательном учреждении. Одним из современных продолжателей развития данной теории, а точнее – теории адаптивной модели воспитания, которая включает в себя и самоуправленческий элемент, является Е. А. Ямбург.

На практике понятие «ученическое самоуправление» трактуется двумя способами. В первом случае под самоуправлением подразумевается ряд организационных вопросов, проблем и задач. Тут самоуправление как бы встраивается в общее управление образовательным учреждением, и становится часть организационной структуры. Во втором случае, ученической самоуправление понимается, как педагогический прием, перед которым стоят педагогические же задачи, и которое оказывается, в сущности, определенной и значительной частью воспитательного процесса.

Конечно, даже при беглом взгляде на эти две парадигмы, становится очевидной их непротиворечивость. Иными словами, администрация образовательного учреждения может совместить их, и рассматривать самоуправление и как организационную форму, и как часть воспитательного процесса. Худшей представляется ситуация, при которой эти две парадигмы путаются, и понятия подменяются одна другой. Важно также соблюдение иерархии парадигм, потому что педагогический аспект, несомненно, должен превалировать над организационной эффективностью.

Существуют принципы, на которых должна быть построено самоуправление для того, чтобы стать эффективным педагогическим инструментом. Рассмотрим их:

  1. Принцип демократичности. Данный принцип подразумевает наличие равноправия, принципа выборности, коллегиальности и персональности решений, распределения полномочий, отчетности и других аспектов демократических процедур.
  2. Принцип самодетерминирования. Данный принцип подразумевает наличие у учащихся свободы в самодеятельности, в участии или не участии в различных мероприятиях, и так далее.
  3. Принцип инициативности и личной ответственности.
  4. Принцип социальной значимости. Данный принцип подразумевает то, что задания, которые возлагаются на каждого коллективом, как и вообще все виды проводимой в рамках самоуправления деятельности имеют социальную значимость [3, с. 154].

Рассматриваемое в данной работе учебное заведение, Санкт-Петербургского Пансиона воспитанниц является, как-то видно из названия, учреждением, в котором обучаются исключительно девочки. Этот аспект следует учитывать, и он непременно учитывался при разработке системы самоуправления, как и тот факт, что воспитанницы всегда проживают в Пансионе, уезжая к родителям только во время увольнительных, которые в период пандемии и вовсе были сведены до минимума.

В Санкт-Петербургском филиале «Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации» все вопросы, касающиеся ученического самоуправления, регулируются специальным документом, «положение об ученическом самоуправлении в Санкт-Петербургском Пансионе воспитанниц». Это положение было принято 31 января 2020 года. Целями самоуправления, согласно данному документу, выступают:

  1. Демократизация образовательного процесса Филиала, создание условий для реализации девочками-подростками своих учебных интересов и потребностей, лидерских способностей, развитие социально-значимых проектов, развитие взаимодействия с различными молодежными объединениями и организациями.
  2. Развитие у воспитанниц навыков гражданской активности и ответственности, социальной компетентности.

Для достижения цели ученическое самоуправление решает следующие задачи:

  • развитие индивидуальных качеств воспитанниц через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности;
  • обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации воспитанниц в соответствии с их потребностями;
  • обеспечение условий для защиты прав и интересов воспитанниц;
  • выявление, анализ пути решения проблем школьной жизни;
  • координация деятельности членов самоуправления при реализации школьных программ, проектов и инициатив;
  • разработка и утверждение локальных актов по самоуправлению;
  • участие в социально значимых мероприятиях Пансиона и города Санкт-Петербурга;
  • изучение истории женского образования в России, истории Санкт-Петербурга.
  • воспитание сознательного отношения к учебе;
  • воспитание культурного и современного человека;
  • поддержка общественно-ценностных инициатив и творчества воспитанниц в процессе коллективных дел.

Ученическое самоуправление строится на принципах:

  • взаимопомощи и доверия;
  • стремления к развитию;
  • равноправия всех обучающихся;
  • коллективности принятия решений;
  • приоритетности прав и интересов воспитанниц;
  • гуманности по отношению к каждой отдельной личности;
  • добровольности и равноправия всех членов;
  • приоритета интересов подростков, общечеловеческих ценностей;
  • неприятия социальной, классовой, национальной, идейной, религиозной вражды и неприязни;
  • уважения к интересам и мнению каждого;
  • взаимной и личной ответственности за выполнение принятых решений;
  • свободы дискуссий, гласности работы [4, с. 36].

Формы деятельности ученического самоуправления:

  • устные опросы;
  • анкетирование;
  • круглые столы;
  • конференции;
  • интервью;
  • стенгазеты;
  • фотогазеты;
  • информационные листки;
  • выпуск ежегодных альманахов и сборников творческих и исследовательских работ воспитанниц по итогам конференций;
  • творческие вечера и творческие встречи;
  • концерты, торжественные линейки, литературные вечера, мероприятия, посвященные памятным датам;
  • участие в городских мероприятиях;
  • волонтерская деятельность [5, с. 204].

Ученическое самоуправление состоит из воспитанниц Пансиона, которые первоначально самостоятельно проявили желание участвовать в школьном самоуправлении. Зачисление членов самоуправления происходит 1 раз в год (в начале учебного года), в течение года состав самоуправленческой организации может изменяться путем исключения воспитанниц или включения новых членов в состав. Из членов самоуправленческой организации формируется Совет самоуправления, в который входят председатели комитетов и комиссий, а также кураторы со стороны педагогического состава Пансиона.

Председатели комитетов и комиссий выбираются путем внутреннего голосования членов самоуправления или по желанию кандидата, если остальные участники согласны.

Собрание комитета или комиссии должно проходить не реже двух раз в месяц вместе с председателем и куратором. Дисциплинарная комиссия работает по положению и собирается по необходимости. Заседание Совета самоуправления происходит один раз в конце месяца.

В рамках работы Санкт-Петербургского Пансиона воспитанниц самоуправление, которое регламентировано приведенным выше Положением, рассматривается, как инструмент, посредством которого возможно добиться демократических отношений между педагогами и воспитанницами, а кроме того, служит защите прав учащихся, развивает навыки и предоставляет дополнительный опыт в сфере организационной и управленческой деятельности, касающиеся, в том числе, и личностного самоуправления, самодисциплины. Самоуправление способствует формированию лидерских и коммуникационных навыков и качеств, конструктивного взаимодействия между воспитанницами, творческого подхода, инициативности, личной ответственности и самостоятельности.

Уже упоминалось, что воспитанницы не просто обучаются, но живут в Пансионе, покидая его на небольшие периоды времени, во время увольнительных. Это означает, что у них практически отсутствует возможность развития социальных, коммуникативных навыков и личностных качеств вне стен образовательного учреждения, что возлагает на администрацию и учительский состав еще большую педагогическую ответственность, и увеличивает значимость всех процедур самоуправления, и всех поставленных перед таковым целей и задач, описанных выше.

Таким образом, Санкт-Петербургский Пансион воспитанниц использует, в рамках педагогической работы с воспитанницами, элементы самоуправления, как одного из эффективных и современных инструментов, способствующих более успешному достижению образовательных и воспитательных целей.

Список литературы

  1. Слабоспицкая, М.В. Модель социализации старшеклассников средствами ученического самоуправления // Вестник ОГУ. 2012. № 1 (137).
  2. Мазуренко, Т.В. Самоуправление в школе-интернате: теория и практика // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. № 1.
  3. Пашков, А.А. Ученическое самоуправление как условие саморазвития личности старшеклассника // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2014. № 3 (14).
  4. Кочетова, А.А. Как организовать ученическое самоуправление? Практическое руководство к действию: Учебно-методическое пособие / Из опыта инновационной деятельности школы № 287 Санкт-Петербурга. – СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2017. – 144 с.
  5. Никитина, Г.В. Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся / Г.В. Никитина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 4 (190). – С. 204-207. – URL: https://moluch.ru/archive/190/47989/ (дата обращения: 10.04.2021).

Поделиться

103

Осьминина Е. С. Роль ученического самоуправления в становлении личности и социализации // Социально-экономические и гуманитарные науки: идеи, гипотезы, результаты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 мар. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 76-81. URL: https://apni.ru/article/8825-rol-uchenicheskogo-samoupravleniya-v-stanovle

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая