Главная
АИ #12 (194)
Статьи журнала АИ #12 (194)
Средства массовой коммуникации и манипулирование социальным поведением личности

Средства массовой коммуникации и манипулирование социальным поведением личности

Автор(-ы):

Чекмарева Мария Александровна

21 марта 2024

Секция

Социология

Ключевые слова

средства массовой коммуникации
клиповость сознания
социальное манипулирование
социальные коммуникации
мишени манипулирования
поведенческие реакции
социальный феномен манипулирования
социальное развитие

Аннотация статьи

В статье рассматриваются некоторые социокультурные факторы, влияющие на специфику социальных коммуникаций, выполняющих функции манипулирования социальным сознанием людей в современном обществе, способствующих вовлечению людей в совместную деятельность, выработку общих ценностных ориентаций, поведенческих реакции. В работе нашли отражение специфика и проблемы увеличения роли в современном обществе СМК в управлении социальным поведением человека во всех сферах жизнедеятельности.

Текст статьи

Современный человек, вовлеченный в круговорот социального развития, в настоящее время вынужден находить силы, время, мотивацию для того, чтобы непрерывно осваивать и применять в реальной жизни новые навыки, сценарии, технологии взаимодействия как на межличностном уровне (например, социальные сети), так и на профессиональном [4, с. 140-148].

Одним из мощнейших факторов внешнего воздействия на социальное поведение личности, в информационном обществе являются средства массовой коммуникации как традиционные (печать, кино, телевидение, радиовещание), так и инновационные, в том числе, Интернет-ресурсы, реклама и т.п. Роль этих факторов в коммуникативных процессах чрезвычайно велика: они способствуют закреплению информации в сознании людей, обеспечивают возможность понимания людьми друг друга, их участия в совместной деятельности, выработке общих ценностных ориентаций, ускоряют поведенческие реакции, основанные на эмоциональном восприятии информации. Все это усиливает роль средств массовой коммуникации в управлении социальным поведением человека во всех сферах: профессиональной, личной, социокультурной, что позволяет современному обществу целенаправленно и сознательно достичь максимального эффекта управляемости жизнедеятельности при минимальной затрате всевозможных ресурсов и времени.

В связи с этим в настоящее время в социальных коммуникациях чаще всего применяются механизмы манипулирования, скрытого воздействия на объект управления, в обход его воли, приносящее субъекту управления одностороннее преимущества. Эти механизмы управления не новы, есть свидетельства использования манипулирования как специфического феномена управления жизнью людей еще в VI век до н. э., однако технологические, информационные возможности XXI века делают возможности манипулирования социальным сознанием людей поистине безграничными. Термин манипулирование происходит от латинского manus – рука, вид управления поведением личности, социальной группы, общества или планетарного социума, при котором используются скрытые методы социально-пси­хо­логического воздействия на подсознание людей [1].

Современное общество устраивает главный принцип манипулирования как скрытого управления: создать видимость свободного выбора и сознательного формирования убеждения, реально такой возможности не оставляя. Исследования, проведенные Е. Реутовым и Т. Тришиной, позволили выявить, что «…массовое сознание россиян в силу инерционности, особенно старших поколений, пока еще расценивают включенность в интернет-практики порой как признак «продвинутости» человека» [4, с. 140-148], а на вопрос: «Какими возможностями Интернета Вы пользуетесь регулярно?» наиболее распространенными были ответы: «Общение с друзьями, родными; поиск информации для работы/учебы; новостная информация; информация о товарах, услугах». Авторами также отмечается агрессивный, экспансивный характер влияния Интернет-ресурсов на молодежную и подростковую аудиторию, особенно подверженную социальному манипулированию.

Социальный феномен манипулирования достаточно изучен в настоящее время, ему посвящены труды таких известных ученых, как С. Кара-Мурза, Е. Л. Доценко. В частности, Е. Л. Доценко понимает под манипуляцией скрытое воздействие на внутренний мир человека с целью получения одностороннего выигрыша. Основным эффектом манипуляции является изменение отношения, мнения и, в конечном итоге, поведения человека или группы людей [1].

По мнению же С. Г. Кара-Мурзы, подготовка к манипуляции состоит не только в том, чтобы разрушить какие-то представления и идеи, но и в том, чтобы создать, построить новые идеи, желания, цели. Это временные, «служебные» постройки, главная их задача – вызвать сумбур в мыслях, сделать их нелогичными и бессвязными, заставить человека усомниться в устойчивых жизненных истинах. Это и делает человека беззащитным против манипуляции. Манипуляция – это не насилие, а соблазн [2].

В связи с этим просматриваются основные задачи средств массовой коммуникации на современном этапе развития общества: охват всех социально-демографических групп населения, наличие обширных территорий воздействия, длительность влияния на человека, сочетание массовости с индивидуальной направленностью, обеспечение быстроты и регулярности распространения информации, – современные ученые предлагают различные классификации механизмов манипулирования. Наибольший интерес вызывает классификация методов манипулирования, предложенная С. Г. Кара-Мурзой [2].

Несмотря на то, что манипулирование воспринимается социумом в большинстве своем как негативный феномен, В. Карачаровский и Шкаратан отмечают, что социальное манипулирование может носить и позитивный, созидательный характер, распространиться и на «косвенные формы участия – то, о чем люди могут и не догадываться (например, вовлечение населения в волонтерское движение средствами СМИ обеспечивает «производительность» досуга в виде скрытых форм гражданского участия в общественных делах) [3, с. 3-13].

Таблица

Язык образов

Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу.

Знаковые системы

Манипулирующая сила числа многократно возрастает, когда числа связаны в математические формулы и уравнения – здравый смысл против них бессилен.

Музыка

Определенный музыкальный фон создает настроение, тесно переплетенное с сознанием.

Тишина

Создается такое звуковое и шумовое оформление окружающего пространства, что средний человек не имеет достаточных промежутков тишины, чтобы сосредоточиться и додумать до конца связную мысль.

Социальные стереотипы

Стереотипы могут быть использованы как мишени для манипуляции.

Воображение

Кто владеет искусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладает искусством ею управлять.

Внимание

Задача манипулятора – убедить, привлечь внимание к сообщению.

Память

Человек, не помнящий ничего из истории своего коллектива (народа, страны, семьи), выпадает из этого коллектива и становится совершенно беззащитен против манипуляции.

Узнавание

В манипуляции сознанием узнавание играет ключевую роль, оно порождает ложное чувство знакомства.

СМИ

СМИ – инструмент идеологии, манипулирования сознанием людей.

Страх, как средство манипуляции

Многие человеческие реакции прямо или косвенно основаны на страхе. Собственный страх для человека – крайне негативная эмоция. Чужой страх – неизменно возбуждает интерес.

В обществе потребления, где культивируется, формируется так называемое, клиповое сознание (особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания: через теле-новостные ленты, небольшие статьи, короткие видеоклипы и др.), эти соблазны множатся, определяющим образом влияя на сферу принятия человеком жизненно важных решений.

Например, современные рекламные модели, получив мощную подпитку средств массовой информации, полиграфии, технологий прочно внедряются в сознание людей, создавая инновационную коммуникационную городскую среду. В современности манипуляция принимает новые роли и определения она предстает перед нами как вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности [2].

Так исследование возможностей манипулирования социальным поведением людей в г. Новосибирске посредством рекламной деятельности позволило выявить, что в Новосибирске преобладают следующие ее виды:

  1. Уличная реклама (основные транспортные и административные магистрали);
  2. Телереклама (каналы ОТР, РТР, СТС и др.) по трем временным блокам праздничного, буднего и воскресного дней;
  3. Печатная рекламная продукция (в т. ч. иллюстрированные издания).

В результате исследования было выявлено, что в большей степени манипулирование касается широты охвата аудитории, включенности в обыденную жизнь горожан; от 47% до 70% рекламной продукции преобладают товары и услуги повседневного использования (экономический эффект).

Таким образом, хоть реклама и является средством воздействия на социальное поведение населения, она воздействует на первичные потребности человека, выявить воздействие глубинных механизмов различных механизмов манипулирования на социальное поведение населения ученым еще предстоит. Тем более, что открытость виртуального интернет-пространства, рекламных механизмов предоставляет неограниченные возможности для информационных манипуляций социальным сознанием огромных масс населения.

Список литературы

  1. Доценко Е.Л. «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита». – М.:, Издательство МГУ, 1997. – 344 с.
  2. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. Москва, 2015. 402 с.
  3. Карачаровский В.В. Формируя национальный коллективный капитал: о прямом и косвенном участии граждан в воспроизводстве социально значимых благ // СОЦИС. ‑ 2016. ‑ № 12. ‑ C. 3-13.
  4. Реутов Е.В. Интернет-практики и информационные предпочтения населения // СОЦИС. ‑ 2015. ‑ № 4. ‑. C. 140-148.
  5. Социология управления: учеб. / под общ. ред. В.Э. Бойкова. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 336 с.
  6. Шукшина З.А. Некоторые особенности интеграции обучающих и обучающихся взрослых в образовательное пространство: XXI век // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: мат. Международной науч.-практ. конф. – Казань, 2015. – С. 245-248.

Поделиться

404

Чекмарева М. А. Средства массовой коммуникации и манипулирование социальным поведением личности // Актуальные исследования. 2024. №12 (194). Ч.II.С. 20-23. URL: https://apni.ru/article/8829-sredstva-massovoj-kommunikatsii-i-manipulirov

Другие статьи из раздела «Социология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля