Главная
АИ #12 (194)
Статьи журнала АИ #12 (194)
Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент тьюторского сопровождения ...

Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент тьюторского сопровождения ребёнка

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

индивидуальный образовательный маршрут
тьютор
тьюторское сопровождение
РАС
аутичный ребенок

Аннотация статьи

В статье дано понятие о необходимости индивидуального подхода в организации образовательной деятельности ребенка с особенностями развития.

Текст статьи

«Воспитывать не значит развлекать, раздроблять и расслаблять,
воспитывать значит собирать, сосредоточивать, усиливать и вводить в зрелость»
Катков М. Н.

Официальное понятие «Тьютор», что означает наставник и опекун, закрепилось в русской педагогической практике в 19 веке, благодаря фанату английских традиций Каткову М. Н.

Задача тьютора – обеспечить для ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) индивидуальное сопровождение и комфортное пребывание в учебном учреждении.

РАС – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации.

Один из главных инструментов работы тьютора заключается в разработке индивидуального образовательного плана сопровождения для ребенка. При этом учитываются следующие факторы: образовательные потребности, творческие нужды, индивидуальные способности и возможности воспитанника, а также установленные стандарты содержания образования.

Этот маршрут является составной частью всестороннего образовательного процесса и представляет собой траекторию, которая направлена на создание условий для развития и поддержания разнообразных образовательных интересов ребенка [3]. Он разрабатывается совместно с воспитанником, его родителями и с прямым участием воспитателя, тьютора и специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога. Такой подход позволяет создать обстановку, способствующую улучшению качества обучения путем индивидуального подхода к решению поставленных задач.

Технология индивидуального образовательного маршрута включает в себя:

  • перечень обязательных развивающих занятий;
  • перечень индивидуальных занятий с тьютором, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре;
  • помощь в подготовке к участию в различных конкурсах.

Основная задача педагога – предложить воспитаннику спектр возможностей и помочь ему сделать выбор [2].

Возможность построения маршрута зависит от многих факторов:

  • индивидуальных особенностей, интересов ребёнка и его родителей;
  • образовательной цели;
  • наличия материально-технических средств образовательного учреждения;
  • желания достигать положительных результатов в освоении построенного маршрута всех участников процесса;

Форма обучения возможна как в виде индивидуальных занятий, так и в группе. Также используются участия в различных конкурсах. При составлении важно учитывать правильную постановку целей, выбор вариантов работы, проектирование шагов по достижению цели и анализ проделанной работы на различных этапах по достижению поставленной цели. Не менее важно учитывать мотивацию как основную причину – желание достигать положительных результатов [4].

Деятельность по организации индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников связана с некоторыми трудностями, которые в основном связаны с индивидуальными особенностями ребёнка.

Тьюторское сопровождение, опираясь на неповторимость, уникальность, самобытность ребёнка, позволяет оптимально использовать помощь педагогов, родителей и коллектива. Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Двигаясь по индивидуальному маршруту, воспитанники нередко встречаются с проблемными ситуациями, которые не могут разрешить самостоятельно. Обращаясь за поддержкой к тьюторам, они вступают в ситуацию взаимодействия и коллективного решения проблем, происходит активный обмен опытом, совершенствование собственных возможностей. Продолжается сотрудничество с родителями, включая механизм обратной связи, рефлексия работы их ребёнка по индивидуальному маршруту [1, с. 12].

В процессе разработки решении задач образовательного маршрута воспитанника решаются задачи повышения уровня обучения, социализации, развития творческих, интеллектуальных способностей.

Основным видом деятельности в образовательном маршруте ДОУ является игровая деятельность. Использование сенсорных и терапевтических игр помогает наладить контакт с аутичным ребенком, выявить подавленные негативные эмоции и страхи, начать работу по их преодолению.

У аутичного ребенка есть любимые игры – одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Смысл таких действий часто непонятней для окружающих, остается одинаковым на протяжении длительного времени. Родителей обычно раздражают эти действия, так как дети «норм» так не играют. Например, ребенок бродит по кругу, напевая невнятную песенку и время от времени вскидывает руки вверх. Или часами лепит из пластилина странные абстрактные фигуры. Это создает затруднение для участия в такой игре взрослого [5, с. 52].

Таким образом, стереотипная игра аутичного ребенка в начале коррекционной работы станет основой построения взаимодействия с ним, ибо другого пути просто нет. Педагог поначалу лишь наблюдает, затем осторожно подключается к играм ребенка. Цель тьютора – дать ребенку понять, что он не мешает ребенку играть, а даже может быть ему полезным.

Список литературы

  1. Золотарева А.В. Тьюторское сопровождение одаренного ребенка / А.В. Золотарева, Е.Н. Лекомцева, А.Л. Пикина // Изд. 2-е. – М.: Издательство Юрайт, 2024.
  2. Казакова Е.И. Процесс психолого-педагогического сопровождения / Е.И. Казакова // На путях к новой школе: материалы науч. конф. – № 1. – СПб., 2009.
  3. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг // М.: Теревинф, 2007.
  4. Сухаревская И.А. Технология тьюторского сопровождения как условие эффективности образования / И.А. Сухаревская // Концепт. – 2017. – Т. 39.
  5. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком / Е.А. Янушко // Изд. 10-е. – М.: Теревинф, 2023.

Поделиться

736

Бахчагулян А. А., Балашова Е. Н., Констанченко В. В., Попова О. С. Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент тьюторского сопровождения ребёнка // Актуальные исследования. 2024. №12 (194). Ч.III.С. 65-67. URL: https://apni.ru/article/8830-individualnij-obrazovatelnij-marshrut-kak-ins

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря