Сегодня, модернизация образования требует повышения качества профессионального мастерства педагогов. В современных условиях идёт смена требований к профессионально-педагогической компетенции и статусу педагога. Развитие инновационного стиля, совершенствование профессионализма и мобильность невозможны без саморазвития и повышения уровня профессионального мастерства.
«Профессиональное развитие» это, своего рода прогрессивное изменение личности, в рамках профессиональной деятельности, социальной среды, а также собственной активности человека. По мнению некоторых авторов (Л. М. Митина, Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер и др.), «профессиональное становление» определяется как наличие взаимосвязанных стадий, включающих в себя переходы от формирования профессиональных намерений до абсолютной реализации личности в профессиональном труде [2].
Психолог А. К. Маркова в своих исследованиях «профессионализацию» рассматривает как непрерывный процесс развитие личности как профессионала с момента выбора профессии до завершения трудовой деятельности [5].
Профессиональное развитие педагога – это процесс, который длится на протяжении всей профессиональной жизни личности, и не ограничивается лишь одним периодом. Одной из основных целей профессионального развития личности является профессиональное мастерство. Мастерство – это своего рода уровень, при котором профессиональное «ремесло» становится искусством. При достижении профессионального мастерства личность выходит за привычные грани деятельности, что способствует профессиональному росту и достижения успехов в своей деятельности [4].
В непрерывно меняющейся окружающей действительности появляется потребность в педагогах – мастерах, обладающих способностью к саморазвитию и самообновлению. Новый подход к процессу профессионального роста специалистов образования создает установку, готовность к проблемным ситуациям, умению находить адекватные способы решения разного рода проблем.
Для повышения педагогического мастерства педагогов ДОУ необходимо смоделировать образовательный процесс и чётко определить цель, задачи, достигаемые в результате деятельности, составить перечень принципов, форм, методов, средств необходимых для получения ожидаемого позитивного результата, тем самым мотивируя педагогов на повышение своей компетенции и мастерства.
Социальный заказ заключается в потребности социума в современной образовательной системе дошкольного образования, способную оказывать образовательные услуги высокого уровня с использованием форм и средств работы с детьми, а также применение современных психологических и дидактических методов. Поэтому основной целью моделируемого процесса является повышение педагогического мастерства специалистов дошкольных учреждений.
Достижение данной цели требовало решения ряда задач:
- повышать интерес к нововведениям и мотивацию к совершенствованию педагогической деятельности;
- формировать желание у педагога на саморазвитие;
- вырабатывать потребность в профессиональном самовоспитании и стремлении к совершенствованию;
- повышать уровень инновационных методик и технологий обучения;
- развивать проектное мышление, творческие и аналитические способности;
- работать над мастерством и стилем педагогического общения, речевой культурой.
Процесс повышения педагогического мастерства специалистов дошкольного учреждения может осуществляться в различных формах: лекции-дискуссии, видео-лекции, семинары-дискуссии, деловые игры; создание проектов, круглые столы; метод креативного решения проблем; конкурсы, метод «мозгового штурма», деловые игры и многое другое.
Итак, рассмотрим возможные пути формирования педагогического мастерства:
- Самообразование и самовоспитание. Педагог, перед тем как приступить к работе над собой, анализирует свою работу за определённый период времени, собирает рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Выявляет свои ошибки в работе и работает над ними.
- Повышение квалификации и переподготовка. На этом этапе устанавливается соответствие между уровнем готовности педагога к реализации задач, которые стоят перед образовательным учреждением, непрерывно растущими социальными требованиями к личности и деятельности самого педагога.
- Работа в методических объединениях, творческих группах – это одно из основных условий формирования профессионального мастерства педагога.
- Педагогическая аттестация даёт дополнительную мотивацию совершенствоваться в своём педагогическом мастерстве.
- Инновационная педагогическая деятельность – это своего рода осмысление практического педагогического опыта, которое ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения лучших результатов, получение новых знаний, формирование качественно иной педагогической практики.
- Научно-исследовательская деятельность способствует профессиональной деятельности педагога на уровне научного творчества.
- Трансляция собственного педагогического опыта. Педагог систематизирует свои знания и опыт, выделяет главное в работе, и в итоге получается статья, разработка или программа.
Успешному повышению профессионализма способствуют конкурсы педагогического мастерства. Такие конкурсы дают педагогу возможность, в условиях состязания, стать значимым в профессиональном сообществе, способствовать реализации своего профессионального «Я».
Подготовка к конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом, предусматривает анализ деятельности, систематизацию наработанного опыта, умение его обобщить и описать. Решение поставленных задач реализуется посредством механизмов конкурсного движения, позволяющего выявить, систематизировать и представить педагогическому сообществу опыт работы, создать условия для его дальнейшего развития и распространения, стимулировать инициативу, активность и творческую самостоятельность педагогических кадров.
В процессе подготовки к конкурсу педагог обращается к книжным источникам, ищет информацию в интернете, тем самым повышает свои знания, которые в дальнейшем использует в работе с детьми.
Принимать участие в конкурсах необходимо на всех уровнях: на уровне ДОУ, а также на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Каждая ступень очень важна для успешного роста педагогического мастерства. И не важно победил педагог или нет, стал призёром или лауреатом, важно то, что он прежде всего стал сильнее в профессиональной деятельности, повысил свою компетенцию, зарекомендовал себя как смелый и решительный педагог, умеющий отстаивать свою точку зрения.
Суммируя все вышеизложенное, можно выстроить пирамиду успеха, ведь успех – это умиротворённое состояние разума, которое является непосредственным результатом удовлетворения собой и осознания человеком того, что он сделал всё возможное, чтобы стать лучше в своём деле.
Рис. Пирамида успеха
Современное общество требует от образования подготовки целостной, вариативно мыслящей, креативной личности, готовой принимать самостоятельные решения, способной управлять инновационной деятельностью, обладающей обширными коммуникативными навыками и умениями, являющимися компонентами важной составляющей общей культуры человека. Тем более, что оказание качественных услуг населению сегодня – это одно из важных направлений государственной политики. И ключевой фигурой здесь является педагог, от профессионального мастерства которого, зависит качественное образование детей.