Главная
АИ #12 (194)
Статьи журнала АИ #12 (194)
Профессиональное мастерство педагога в современных условиях развития образования

Профессиональное мастерство педагога в современных условиях развития образования

Автор(-ы):

Судавцова Марина Никитична

Бутенко Инна Алексеевна

Гладко Светлана Александровна

Дятлова Галина Алексеевна

21 марта 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

профессиональное становление
профессиональное мастерство
компетентность педагога
профессиональная деятельность
профессиональное развитие

Аннотация статьи

В статье изложены этапы становления профессионального мастерства, современные требования к образованию в стране, а также к личности педагога.

Текст статьи

Сегодня, модернизация образования требует повышения качества профессионального мастерства педагогов. В современных условиях идёт смена требований к профессионально-педагогической компетенции и статусу педагога. Развитие инновационного стиля, совершенствование профессионализма и мобильность невозможны без саморазвития и повышения уровня профессионального мастерства.

«Профессиональное развитие» это, своего рода прогрессивное изменение личности, в рамках профессиональной деятельности, социальной среды, а также собственной активности человека. По мнению некоторых авторов (Л. М. Митина, Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер и др.), «профессиональное становление» определяется как наличие взаимосвязанных стадий, включающих в себя переходы от формирования профессиональных намерений до абсолютной реализации личности в профессиональном труде [2].

Психолог А. К. Маркова в своих исследованиях «профессионализацию» рассматривает как непрерывный процесс развитие личности как профессионала с момента выбора профессии до завершения трудовой деятельности [5].

Профессиональное развитие педагога – это процесс, который длится на протяжении всей профессиональной жизни личности, и не ограничивается лишь одним периодом. Одной из основных целей профессионального развития личности является профессиональное мастерство. Мастерство – это своего рода уровень, при котором профессиональное «ремесло» становится искусством. При достижении профессионального мастерства личность выходит за привычные грани деятельности, что способствует профессиональному росту и достижения успехов в своей деятельности [4].

В непрерывно меняющейся окружающей действительности появляется потребность в педагогах – мастерах, обладающих способностью к саморазвитию и самообновлению. Новый подход к процессу профессионального роста специалистов образования создает установку, готовность к проблемным ситуациям, умению находить адекватные способы решения разного рода проблем.

Для повышения педагогического мастерства педагогов ДОУ необходимо смоделировать образовательный процесс и чётко определить цель, задачи, достигаемые в результате деятельности, составить перечень принципов, форм, методов, средств необходимых для получения ожидаемого позитивного результата, тем самым мотивируя педагогов на повышение своей компетенции и мастерства.

Социальный заказ заключается в потребности социума в современной образовательной системе дошкольного образования, способную оказывать образовательные услуги высокого уровня с использованием форм и средств работы с детьми, а также применение современных психологических и дидактических методов. Поэтому основной целью моделируемого процесса является повышение педагогического мастерства специалистов дошкольных учреждений.

Достижение данной цели требовало решения ряда задач:

  • повышать интерес к нововведениям и мотивацию к совершенствованию педагогической деятельности;
  • формировать желание у педагога на саморазвитие;
  • вырабатывать потребность в профессиональном самовоспитании и стремлении к совершенствованию;
  • повышать уровень инновационных методик и технологий обучения;
  • развивать проектное мышление, творческие и аналитические способности;
  • работать над мастерством и стилем педагогического общения, речевой культурой.

Процесс повышения педагогического мастерства специалистов дошкольного учреждения может осуществляться в различных формах: лекции-дискуссии, видео-лекции, семинары-дискуссии, деловые игры; создание проектов, круглые столы; метод креативного решения проблем; конкурсы, метод «мозгового штурма», деловые игры и многое другое.

Итак, рассмотрим возможные пути формирования педагогического мастерства:

  1. Самообразование и самовоспитание. Педагог, перед тем как приступить к работе над собой, анализирует свою работу за определённый период времени, собирает рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Выявляет свои ошибки в работе и работает над ними.
  2. Повышение квалификации и переподготовка. На этом этапе устанавливается соответствие между уровнем готовности педагога к реализации задач, которые стоят перед образовательным учреждением, непрерывно растущими социальными требованиями к личности и деятельности самого педагога.
  3. Работа в методических объединениях, творческих группах – это одно из основных условий формирования профессионального мастерства педагога.
  4. Педагогическая аттестация даёт дополнительную мотивацию совершенствоваться в своём педагогическом мастерстве.
  5. Инновационная педагогическая деятельность – это своего рода осмысление практического педагогического опыта, которое ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения лучших результатов, получение новых знаний, формирование качественно иной педагогической практики.
  6. Научно-исследовательская деятельность способствует профессиональной деятельности педагога на уровне научного творчества.
  7. Трансляция собственного педагогического опыта. Педагог систематизирует свои знания и опыт, выделяет главное в работе, и в итоге получается статья, разработка или программа.

Успешному повышению профессионализма способствуют конкурсы педагогического мастерства. Такие конкурсы дают педагогу возможность, в условиях состязания, стать значимым в профессиональном сообществе, способствовать реализации своего профессионального «Я».

Подготовка к конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом, предусматривает анализ деятельности, систематизацию наработанного опыта, умение его обобщить и описать. Решение поставленных задач реализуется посредством механизмов конкурсного движения, позволяющего выявить, систематизировать и представить педагогическому сообществу опыт работы, создать условия для его дальнейшего развития и распространения, стимулировать инициативу, активность и творческую самостоятельность педагогических кадров.

В процессе подготовки к конкурсу педагог обращается к книжным источникам, ищет информацию в интернете, тем самым повышает свои знания, которые в дальнейшем использует в работе с детьми.

Принимать участие в конкурсах необходимо на всех уровнях: на уровне ДОУ, а также на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Каждая ступень очень важна для успешного роста педагогического мастерства. И не важно победил педагог или нет, стал призёром или лауреатом, важно то, что он прежде всего стал сильнее в профессиональной деятельности, повысил свою компетенцию, зарекомендовал себя как смелый и решительный педагог, умеющий отстаивать свою точку зрения.

Суммируя все вышеизложенное, можно выстроить пирамиду успеха, ведь успех – это умиротворённое состояние разума, которое является непосредственным результатом удовлетворения собой и осознания человеком того, что он сделал всё возможное, чтобы стать лучше в своём деле.

Рис. Пирамида успеха

Современное общество требует от образования подготовки целостной, вариативно мыслящей, креативной личности, готовой принимать самостоятельные решения, способной управлять инновационной деятельностью, обладающей обширными коммуникативными навыками и умениями, являющимися компонентами важной составляющей общей культуры человека. Тем более, что оказание качественных услуг населению сегодня – это одно из важных направлений государственной политики. И ключевой фигурой здесь является педагог, от профессионального мастерства которого, зависит качественное образование детей.

Список литературы

  1. Андриади И.Л. Основы педагогического мастерства // И.Л. Андриади – М., 1999. 2. Амонашвили Ш.А. – М., 1983.
  2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство, педагогические технологии. // Л.А. Байкова, М.: ПРО, 2000, 256 с.
  3. Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство // В.И. Беляев, М.: МИУПУ, 2000. – 516с.
  4. Неудахина Н.А. Основы педагогического мастерства // Н.А. Неудахина, Учеб.-метод. пособ. – Барнаул: АлтГТУ, 2002. – 152 с.
  5. Трацевская А.В. Профессиональное мастерство педагога-воспитателя как основное условие преобразования воспитательного процесса. Вестник Костромского государственного университета // А.В. Трацевская Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-masterstvo-pedagogavospitatelya-kak-osnovnoe-uslovie-preobrazovaniya-vospitatelnogo-protsessa.
  6. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10569/2/04Shagarova2.pdf.
  7. URL: file:///C:/Users/hp/Downloads/povyshenie-professionalnogo-masterstva-pedagoga.pdf.

Поделиться

429

Судавцова М. Н., Бутенко И. А., Гладко С. А., Дятлова Г. А. Профессиональное мастерство педагога в современных условиях развития образования // Актуальные исследования. 2024. №12 (194). Ч.III.С. 72-75. URL: https://apni.ru/article/8831-professionalnoe-masterstvo-pedagoga-v-sovreme

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля