Профессиональное мастерство педагога в современных условиях развития образования

В статье изложены этапы становления профессионального мастерства, современные требования к образованию в стране, а также к личности педагога.

Аннотация статьи
профессиональное становление
компетентность педагога
профессиональное развитие
профессиональная деятельность
профессиональное мастерство
Ключевые слова

Сегодня, модернизация образования требует повышения качества профессионального мастерства педагогов. В современных условиях идёт смена требований к профессионально-педагогической компетенции и статусу педагога. Развитие инновационного стиля, совершенствование профессионализма и мобильность невозможны без саморазвития и повышения уровня профессионального мастерства.

«Профессиональное развитие» это, своего рода прогрессивное изменение личности, в рамках профессиональной деятельности, социальной среды, а также собственной активности человека. По мнению некоторых авторов (Л. М. Митина, Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер и др.), «профессиональное становление» определяется как наличие взаимосвязанных стадий, включающих в себя переходы от формирования профессиональных намерений до абсолютной реализации личности в профессиональном труде [2].

Психолог А. К. Маркова в своих исследованиях «профессионализацию» рассматривает как непрерывный процесс развитие личности как профессионала с момента выбора профессии до завершения трудовой деятельности [5].

Профессиональное развитие педагога – это процесс, который длится на протяжении всей профессиональной жизни личности, и не ограничивается лишь одним периодом. Одной из основных целей профессионального развития личности является профессиональное мастерство. Мастерство – это своего рода уровень, при котором профессиональное «ремесло» становится искусством. При достижении профессионального мастерства личность выходит за привычные грани деятельности, что способствует профессиональному росту и достижения успехов в своей деятельности [4].

В непрерывно меняющейся окружающей действительности появляется потребность в педагогах – мастерах, обладающих способностью к саморазвитию и самообновлению. Новый подход к процессу профессионального роста специалистов образования создает установку, готовность к проблемным ситуациям, умению находить адекватные способы решения разного рода проблем.

Для повышения педагогического мастерства педагогов ДОУ необходимо смоделировать образовательный процесс и чётко определить цель, задачи, достигаемые в результате деятельности, составить перечень принципов, форм, методов, средств необходимых для получения ожидаемого позитивного результата, тем самым мотивируя педагогов на повышение своей компетенции и мастерства.

Социальный заказ заключается в потребности социума в современной образовательной системе дошкольного образования, способную оказывать образовательные услуги высокого уровня с использованием форм и средств работы с детьми, а также применение современных психологических и дидактических методов. Поэтому основной целью моделируемого процесса является повышение педагогического мастерства специалистов дошкольных учреждений.

Достижение данной цели требовало решения ряда задач:

  • повышать интерес к нововведениям и мотивацию к совершенствованию педагогической деятельности;
  • формировать желание у педагога на саморазвитие;
  • вырабатывать потребность в профессиональном самовоспитании и стремлении к совершенствованию;
  • повышать уровень инновационных методик и технологий обучения;
  • развивать проектное мышление, творческие и аналитические способности;
  • работать над мастерством и стилем педагогического общения, речевой культурой.

Процесс повышения педагогического мастерства специалистов дошкольного учреждения может осуществляться в различных формах: лекции-дискуссии, видео-лекции, семинары-дискуссии, деловые игры; создание проектов, круглые столы; метод креативного решения проблем; конкурсы, метод «мозгового штурма», деловые игры и многое другое.

Итак, рассмотрим возможные пути формирования педагогического мастерства:

  1. Самообразование и самовоспитание. Педагог, перед тем как приступить к работе над собой, анализирует свою работу за определённый период времени, собирает рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Выявляет свои ошибки в работе и работает над ними.
  2. Повышение квалификации и переподготовка. На этом этапе устанавливается соответствие между уровнем готовности педагога к реализации задач, которые стоят перед образовательным учреждением, непрерывно растущими социальными требованиями к личности и деятельности самого педагога.
  3. Работа в методических объединениях, творческих группах – это одно из основных условий формирования профессионального мастерства педагога.
  4. Педагогическая аттестация даёт дополнительную мотивацию совершенствоваться в своём педагогическом мастерстве.
  5. Инновационная педагогическая деятельность – это своего рода осмысление практического педагогического опыта, которое ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения лучших результатов, получение новых знаний, формирование качественно иной педагогической практики.
  6. Научно-исследовательская деятельность способствует профессиональной деятельности педагога на уровне научного творчества.
  7. Трансляция собственного педагогического опыта. Педагог систематизирует свои знания и опыт, выделяет главное в работе, и в итоге получается статья, разработка или программа.

Успешному повышению профессионализма способствуют конкурсы педагогического мастерства. Такие конкурсы дают педагогу возможность, в условиях состязания, стать значимым в профессиональном сообществе, способствовать реализации своего профессионального «Я».

Подготовка к конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом, предусматривает анализ деятельности, систематизацию наработанного опыта, умение его обобщить и описать. Решение поставленных задач реализуется посредством механизмов конкурсного движения, позволяющего выявить, систематизировать и представить педагогическому сообществу опыт работы, создать условия для его дальнейшего развития и распространения, стимулировать инициативу, активность и творческую самостоятельность педагогических кадров.

В процессе подготовки к конкурсу педагог обращается к книжным источникам, ищет информацию в интернете, тем самым повышает свои знания, которые в дальнейшем использует в работе с детьми.

Принимать участие в конкурсах необходимо на всех уровнях: на уровне ДОУ, а также на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Каждая ступень очень важна для успешного роста педагогического мастерства. И не важно победил педагог или нет, стал призёром или лауреатом, важно то, что он прежде всего стал сильнее в профессиональной деятельности, повысил свою компетенцию, зарекомендовал себя как смелый и решительный педагог, умеющий отстаивать свою точку зрения.

Суммируя все вышеизложенное, можно выстроить пирамиду успеха, ведь успех – это умиротворённое состояние разума, которое является непосредственным результатом удовлетворения собой и осознания человеком того, что он сделал всё возможное, чтобы стать лучше в своём деле.

Рис. Пирамида успеха

Современное общество требует от образования подготовки целостной, вариативно мыслящей, креативной личности, готовой принимать самостоятельные решения, способной управлять инновационной деятельностью, обладающей обширными коммуникативными навыками и умениями, являющимися компонентами важной составляющей общей культуры человека. Тем более, что оказание качественных услуг населению сегодня – это одно из важных направлений государственной политики. И ключевой фигурой здесь является педагог, от профессионального мастерства которого, зависит качественное образование детей.

Текст статьи
  1. Андриади И.Л. Основы педагогического мастерства // И.Л. Андриади – М., 1999. 2. Амонашвили Ш.А. – М., 1983.
  2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство, педагогические технологии. // Л.А. Байкова, М.: ПРО, 2000, 256 с.
  3. Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство // В.И. Беляев, М.: МИУПУ, 2000. – 516с.
  4. Неудахина Н.А. Основы педагогического мастерства // Н.А. Неудахина, Учеб.-метод. пособ. – Барнаул: АлтГТУ, 2002. – 152 с.
  5. Трацевская А.В. Профессиональное мастерство педагога-воспитателя как основное условие преобразования воспитательного процесса. Вестник Костромского государственного университета // А.В. Трацевская Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-masterstvo-pedagogavospitatelya-kak-osnovnoe-uslovie-preobrazovaniya-vospitatelnogo-protsessa.
  6. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10569/2/04Shagarova2.pdf.
  7. URL: file:///C:/Users/hp/Downloads/povyshenie-professionalnogo-masterstva-pedagoga.pdf.
Список литературы