Главная
АИ #12 (194)
Статьи журнала АИ #12 (194)
Интерактивные выставки как средство привлечения молодежной аудитории в музеи

Интерактивные выставки как средство привлечения молодежной аудитории в музеи

Научный руководитель

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

интерактивные выставки
молодежная аудитория
музеи
технологии
цифровизация
культурное наследие
диалог с экспозицией

Аннотация статьи

В данной статье поднимается вопрос о привлечении молодежной аудитории в музеи путем создания интерактивных выставок. Автор анализирует методы, используемые для создания интерактивных выставок, и оценивают их эффективность в привлечении и удержании внимания молодежи. Исследование рассматривает вопросы вовлеченности и обучения через интерактивные выставки, выявляет потенциальные преимущества такого подхода для музеев и их посетителей.

Текст статьи

В настоящее время музеи переживают трудный период, связанный с незначительным количеством посетителей, а именно молодежи. Среди общей массы выделяются подростки, которые ходят в музеи без желания, в то время как перед музеем стоит задача расширения аудитории. Цель данной статьи заключается в изучении возможностей использования интерактивных выставок в музеях с целью привлечения молодежной аудитории. Основной акцент делается на интерактивные технологии и подходы, способные содействовать увеличению заинтересованности и привлечению внимания молодежи к культурному наследию и выставочным проектам. Молодежная аудитория – это значимая и крупная по размерам социальная прослойка, имеющая важное значение в обществе. Для молодежи свойственна особая субкультура, которая отличается большим разнообразием и эмоциональностью. Привлечение молодежной аудитории в музеи зависит от нескольких факторов:

  • Интерактивность экспозиций: молодежь обычно оценивает музеи, где есть интерактивные экспонаты, возможность задавать вопросы и участвовать в различных мероприятиях.
  • Современный подход: предлагаемые выставки и мероприятия должны быть связаны с актуальными темами, технологиями и интересами молодежи.
  • Информационная доступность: музеи должны обеспечивать доступ к информации через различные каналы, включая социальные сети, веб-сайты и мобильные приложения.
  • Образовательные программы: программы, направленные на обучение и вовлечение молодежи, могут быть ключевым фактором привлечения новой аудитории.

Музей выступает как посредник между индивидом и культурной средой, он доносит своими средствами до каждого отдельного человека комплекс духовных ценностей, идей, эмоций и, тем самым, включает его в культурно-исторический процесс. Но зачастую молодые люди воспринимают поход в культурное учреждение, как неинтересное и нудное времяпрепровождение. Чтобы музейное пространство не казалось скучным и непривлекательным, перед музеем стоит задача создать выставки, предлагающие интерактивные элементы, позволяющие молодежи активно участвовать и взаимодействовать с экспонатами [1, с. 209-214]. Интерактивная выставка может включать в себя использование сенсорных экранов, виртуальной реальности, дополненной реальности, мультимедийных установок, интерактивных игр и т. д. Необходимо обеспечить благоприятную обстановку для диалога с экспозицией.

Разумеется, что главными функциями музея, как и сто лет назад остаются сохранение, изучение, демонстрация экспонатов, но способы их реализации изменились. Традиционная дидактическая система, которая направлена на просвещение посетителя, сегодня слабо работает. Посетители приходят в музей получить не только знания, но и положительные эмоции от времяпровождения. Поэтому интерактивное оборудование позволяет «осовременить» действующие уже и только появляющиеся и зарождающиеся учреждения. Как справедливо отмечает О. Ванеева: «Интерактивность» – это способность информационно-коммуникационной системы активно и адекватно реагировать на действия пользователя [2].

Современные художественные тенденции таковы, что авторами создается большое количество противоречивых, вызываемых споры и обсуждения работ. В лексиконе творческих людей укрепилось понятие «мультимедийная инсталляция». Этот термин набирает большую популярность. Главным преимуществом такой инсталляции в музее является то, что посетитель созерцает презентацию не со стороны, а сам оказывается внутри созданного произведения искусства. Таким образом, при использовании мультимедийной инсталляции отсутствуют привычные способы демонстрации экспоната. Нет стандартных картин, либо предметов выставки, расположенных за стеклом. Перестают использоваться привычные для всех карты и таблички с пояснениями и примечаниями.

Доказательством этому является успех многих мировых музеев, привлекающих огромное количество посетителей не только интересными экспозициями, но и оригинальными медиарешениями. Например, недавно «Стена коллекций» в Художественном музее Кливленда, расположенного в городе Кливленде попала в номинацию «Лучшая цифровая выставка». Здесь посетителей привлекает сенсорный экран, занимающий всю стену, благодаря которому ознакомиться с экспонатами может сразу несколько человек. Максимальное увеличение дает возможность подробно рассмотреть больше 3,5 тысячи экспонатов.

При создании музейных выставок используется различное интерактивное оборудование, способствующее привлечению молодежной аудитории. Большое значение имеют интерактивные витрины. Они представляют собой видеоэкраны, в большинстве случаях с применением технологии «Multi-touch», либо бесконтактного сенсора (кинект-витрины). Такая технология позволяет изменять размер изображения, растягивать и увеличивать рисунки для того, чтобы детально рассмотреть картину. Преимуществом такой витрины является возможность посетителя самостоятельно взаимодействовать с изображением посредством прикосновения. Подросток инициативно проявляет интерес к получению какой-либо информации, участвуя в этом процессе.

Благодаря применению современного технического оборудования можно визуализировать практически любой музейно-выставочный экспонат, тем самым усилив впечатление от посещения экспозиции. Это является важным фактором, ведь посетитель приходит получить положительные эмоции.

Активное развитие цифровых технологий дало возможность музеям использовать виртуальную реальность [3]. Посетители могут вступить в прямой диалог с историей, определённым явлением или событием. Благодаря современным технологиям картины и экспонаты «оживают» в буквальном смысле этого слова. Виртуальная реальность обладает большим количеством функций, которые превращают посещение музея в увлекательное и познавательное путешествие. Художественные музеи могут «оживлять» знаковые картины экспозиции; исторические могут показать, как выглядели различные локации в определенные года; литературные – создавать фильмы на основе значимых произведений авторов; естественнонаучные музеи, благодаря виртуальной реальности, в режиме реального времени могут погрузить посетителей в мир дикой живой природы, показать те виды животных, которые вымерли много тысяч лет назад. Например, музей Средиземноморья в Швеции применяет трехмерные технологии, позволяющие «оживить» египетских мумии, которые были томографически отсканированы и отображены на специальном мультимедийном столе. Максимальная детализация цифровой модели делает возможным для аудитории детальное изучение содержимого саркофага и анатомических особенностей мумии.

Особое значение имеет грамотное световое сопровождение в музее – залог правильного восприятия цветовой палитры картины или другого произведения искусства.

Один и тот же предмет может выглядеть по-разному в зависимости от того, как подобраны и установлены осветительные приборы, поэтому для ориентации работников музея или выставки, а также гостей и посетителей обязательно наличие общего освещения.

Интенсивность яркости светового потока ограничивают для «чувствительных» экспонатов, а для «изящной» демонстрации выставочной коллекции, светильники устанавливают так, чтобы объекты освещались со всех сторон без теней и бликов.

Применение мультимедийных систем в сфере музейной и выставочной деятельности открывает безграничные возможности для успешного их функционирования и развития, включая эффектную визуализацию экспонатов и стендов. Так, например, Художественно-научный музей в Сингапуре – это отличное место для посещения с детьми. Он обладает большим количеством интерактивных экспонатов. Один из самых интересных – Эскизный аквариум: посетители дают свободу своей фантазии и своими руками создают на бумаге разноцветных морских существ. Затем эти рисунки сканируются в цифровом виде, оживают и проецируются в аквариум. Посетитель испытывает непередаваемые эмоции, глядя на созданных своими руками, счастливо плавающих рыбок в огромном аквариуме. Взаимодействие с экспонатом создает большую вовлеченность в изучение, а внедрение цифровых технологий делают музей проще и привлекательнее для подростков.

Использование мультимедийных решений в музее – это большое количество неоспоримых преимуществ. Применение такого оборудования позволяет решить следующие задачи: увеличение потока молодежи и повышение их интереса за счёт необычных визуальных и звуковых эффектов; возможность сделать экскурсии более познавательными и интересными; превращение учебного процесса в увлекательное путешествие в мир науки и знаний; возможность проявить себя креативной и неформальной молодежи; добавление в восприятие позитивных эмоций; запоминающееся и иллюстративное демонстрирование тех предметов, которые показать в реальности нельзя.

В целом, следует отметить, что использование интерактивного оборудования в музейных выставках является эффективным методом привлечения молодежной аудитории. Интерактивные элементы предоставляют посетителям возможность взаимодействия с экспонатами, делая посещение более увлекательным и запоминающимся. Это будет способствовать не только увеличению посещаемости музеев, но и повышению интереса молодежи к культурному и природному наследию. Следовательно, создание интерактивных выставок представляет собой перспективное направление для привлечения нового поколения к музейной деятельности.

Список литературы

  1. Павлова Е.В. Привлечение подростковой аудитории к деятельности музеев / Е.В. Павлова. – Текст: электронный // Совершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы, проблемы, перспективы. 30 лет кафедре культурологии и дизайна УрФУ: Материалы Всероссийского (с международным участием) научно-методического семинара (Екатеринбург, 17–19 марта 2021 г.). – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2021. – С. 209-214. – URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/105946.
  2. Ванеева, О.В. Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – Т. 212.
  3. Воловник А. IT, AR и другие. // Мир музея. – № 2 (402). 2021.

Поделиться

1673

Чебуракова П. В. Интерактивные выставки как средство привлечения молодежной аудитории в музеи // Актуальные исследования. 2024. №12 (194). Ч.II.С. 16-19. URL: https://apni.ru/article/8835-interaktivnie-vistavki-kak-sredstvo-privleche

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января