Главная
АИ #12 (194)
Статьи журнала АИ #12 (194)
Современные практики профессиональной навигации старшеклассников в профориентаци...

Современные практики профессиональной навигации старшеклассников в профориентационном взаимодействии «колледж-школа»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

выбор профессии
профессиональный образ будущего
навигатор профессии

Аннотация статьи

В статье раскрываются новые практики профориентационного взаимодействия колледжа и школы, помогающие старшекласснику построить образ профессионального будущего и сделать необходимый школьнику профессиональный выбор.

Текст статьи

Актуальность обращения к теме обусловлена возрастающим интересом старшеклассников и их родителей к системе среднего профессионального образования, желанием выпускников средних школ «раннего входа» в профессию и возможностью обеспечивать себя самостоятельно.

Статистические данные, опубликованные на сайте Минпросвещения РФ подтверждают эту тенденцию: в 2023 году свыше 60% девятиклассников выбрали учреждения среднего профессионального образования [1].

Содействует этому запрос региональных рынков труда и работодателей на современные рабочие кадры и государственная поддержка системы СПО, запуск федерального проекта «Профессионалитет», усиливающего материально-техническое оснащение учреждений и модернизацию учебных мастерских. В связи с этим особенно значимым для всех участников оказывается профориентационное взаимодействие в системе «колледж-школа», задачами которого являются: выстроить систему профориентации, которая формирует актуальные сегодняшнему дню представления о профессии, создает ясное понимание возможностей трудоустройства и способствует осознанному и ответственному выбору школьниками будущей профессии [2, 3].

Целью статьи является рассмотрение практики профессиональной навигации – опыта КГБ ПОУ «КМТ», который, на наш взгляд, является действенным современным механизмом, помогающим старшекласснику сделать осознанный выбор своего профессионального будущего.

В рассмотрении смыслового поля профориентации мы остановились на таком понятии, как профессиональная навигация, которая, с нашей точки зрения, представляет собой организационно-технологическую систему мероприятий и психолого-педагогических условий, объединяющих представителей сфер образования и работодателей, родителей и школьников.

Смыслом профессиональной навигации является:

  1. Информирование старшеклассников о реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии в региональной экономике, о трудовых действиях, присущих той или иной профессии, о требованиях профессии к личности и организму человека;
  2. Знакомство с профессиональным учебным заведением, осуществляющем подготовку по профессии, о работодателях и предприятиях региона, производственных процессах и карьерных возможностях, зарплатных горизонтах;
  3. Профессиональное консультирование, заключающееся в анализе и сопоставлении возможностей и желаний старшеклассника с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам;
  4. Разноформатные профориентационные встречи: квизы и квесты, решение профессиональных задач с работодателями, мастер-классы и профессиональные пробы в учебных и производственных мастерских;
  5. Рекомендации о наиболее предпочтительных путях трудового самоопределения для более полного раскрытия внутренних способностей старшеклассников.

Профориентационным инструментом, объединяющим все форматы профессиональной навигации старшеклассников в КГБ ПОУ «Колледж машиностроения и транспорта», стал разработанный для старшеклассников развивающий навигатор «Первая ласточка». Это своеобразный дневник фиксации познания школьника в профессии и в профессиональных пробах.

В нем выделены следующие разделы:

  1. Современная актуальная информация о профессии, профессионально значимых качествах личности, необходимых для этой профессии.
  2. Диагностика профессионально значимых качеств с возможностью обработки результатов, выводами и рекомендациями.
  3. Перечень ведущих предприятий региона, в которые необходимы специалисты этой профессии, с описанием возможностей построения карьерной траектории развития, зарплат.
  4. Задания творческого и познавательного характера.

Следует отметить, что название навигатору дано не случайно: «Ласточка» – это название скоростного пассажирского электропоезда. Мы воспользовались этим символом, сообразным профилю нашего образовательного учреждения, с одной стороны, с другой стороны, столь же стремительны желание и мотив подростка определиться в профессии и состояться в самостоятельной жизни. Поэтому этот образ устремления в будущее является психологически важной смысловой основой развивающего навигатора.

Организация работы старшеклассника с развивающим навигатором «Первая ласточка».

  1. Навигатор выдается старшеклассникам, пришедшим в колледж на день открытых дверей. Во время знакомства с профессиональным образовательным учреждением школьники открывают навигатор и выбирают ту профессию, которая приоритетна для них на данный момент. Они знакомятся с профессией, проходят квиз, мотивирующий их на профессиональную пробу.
  2. Далее старшеклассники идут в учебную мастерскую, где мастер производственного обучения проводит с ними профессиональную пробу, которая завершается рефлексией самого школьника и рекомендациями мастера.
  3. Следующий этап работы с навигатором – диагностический. Он предполагает тестирование школьников и может проходить дома или в школе. Он требует не столько эмоционального реагирования старшеклассников, сколько вдумчивого и взвешенного состояния. Именно поэтому мы выделили его в отдельный этап профориентационной работы, к которому могут присоединиться и родители, прокомментировав полученные выводы, или школьный педагог-психолог.
  4. Продолжение работы с навигатором происходит в других форматах взаимодействия: диалогах с работодателями. И тогда школьники могут сами задать вопросы профессионалам, чтобы проверить информацию навигатора о карьерных траекториях на предприятиях, уровне зарплат и социальных гарантиях.
  5.  Отдельными страничками навигатора являются творческие задания, изобретательские инженерные задачи, тренажеры внимания и мышления. Для профессий нашего колледжа – «машинист локомотива», «организация перевозок и управления на транспорте», «оператор-наладчик металлообрабатывающих станков», «наладчик аппаратных и программных средств инфокоммуникационных систем» - развитие познавательных систем личности будущего студента очень необходимо. Эти задания старшеклассник может решать самостоятельно, а может вместе работодателями в рамках формата мастер-классов и профессиональных проб на предприятиях.
  6. Итогом такой системной работы с подростком является по-настоящему ответственный выбор профессии старшеклассникам – нашим будущим студентом.
  7. В навигаторе есть отдельные странички, посвященные выдающимся людям, состоявшимся в профессии. Это личностный пример, задающий возможности для развития школьника.
  8. В завершении всех форматов взаимодействия колледжа и школы старшеклассники заполняют в навигаторе карту выбора профессии, собирая в нее выводы и рекомендации, советы и собственные наблюдения, и строят свой образ профессионального будущего, который уже будет тем планом, приступать к реализации которого можно уже прямо с сентября, поступив в наш колледж.

Данная практика профессиональной навигации позволила нашему образовательному учреждению на протяжении последних двух лет выполнять контрольные цифры приема на все профессии и специальности, а значит, действительно подтвердила свою успешность.

Список литературы

  1. https://edu.gov.ru/press/7205/v-2023-godu-organizacii-srednego-profobrazovaniya-vypustyat-812-tysyach-molodyh-specialistov/ (Дата обращения 20.02.2024).
  2. Денисова В.Г., Козлова А.Г., Крайнова Л.В., Сперанский М.М. Содействие самоопределению старшеклассников в выборе профессии инженера средствами школьного образования – СПб.: Лингвистический Центр «Тайкун», 2018 – 128 с.
  3. https://irpo-site.ru/entsiklopediya-spo/39-professionalnaya-orientatsiya-i-professionalnaya-navigatsiya-na-baze-kolledzhey-i-tekhnikumov-ros/ (Дата обращения 10.03.2024).

Поделиться

962

Фатькина Ю. С. Современные практики профессиональной навигации старшеклассников в профориентационном взаимодействии «колледж-школа» // Актуальные исследования. 2024. №12 (194). Ч.III.С. 76-78. URL: https://apni.ru/article/8838-sovremennie-praktiki-professionalnoj-navigats

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января