Урок был и остается самой распространенной формой обучения в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевает изменения.
Современный урок обязан соответствовать последним достижениям педагогической науки и практики.
Урок я начинаю с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Задача моя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Учитель должен активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. А в этом мне помогают новые педагогические технологии. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектное обучение, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
Использования информационных технологий, компьютера, интернета на уроке является потребностью времени.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.
Мотивация – это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с психологической точки зрения. При этом особое внимание обращается на такие психологические факторы как способность воспринимать учебную информацию, слушать осмысливать, запоминать.
С целью повышения интереса к английскому языку я ввожу занимательные элементы в свои уроки (игры, рифмовки, песенки, кроссворды).
На мой взгляд, наиболее эффективными являются такие формы работы, как драматизация и ролевая игра. Мы разыгрываем сценки, рассказы, сказки, забавные истории на уроках. Дети очень любят ролевые игры. Ролевая игра может изображать элементарные коммуникативные акты (покупка, поздравление, знакомство и т. п.) Могут быть и такие ролевые игры, участники которых исполняют обобщенные социальные роли (библиотекаря, врача, почтальона, полицейского и др.).
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
- Содержание учебного материала.
- Организация учебной деятельности
- Коллективные формы учебной деятельности.
- Оценка учебной деятельности.
- Стиль педагогической деятельности учителя.
Выделяют следующие методы мотивации
Эмоциональные методы мотивации: 1 – поощрение, 2 – порицание, 3 – учебно-познавательная игра, 4 – создание ярких наглядно-образных представлений, 5 – создание ситуации успеха, 6 – стимулирующее оценивание, 7 – свободный выбор задания, 8 – удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации: 1 – опора на жизненный опыт, 2 – познавательный интерес, 3 – создание проблемной ситуации, 4 – побуждение к поиску альтернативных решений, 5 – выполнение творческих заданий, 6 – «мозговая атака», 7 – развивающаяся кооперация.
Волевые методы мотивации: 1 – предъявление учебных требований, 2 – информирование об обязательных результатах обучения, 3 – формирование ответственного отношения к учению, 4 – познавательные затруднения, 5 – самооценка деятельности и коррекция, 6 – рефлексия поведения, 7 – прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации: 1 – развитие желания быть полезным отечеству, 2 – побуждение подражать сильной личности, 3 – создание ситуации взаимопомощи, 4 – поиск контактов и сотрудничества, 5 – заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 – взаимопроверка, 7 – рецензирование.
Какие же приемы можно использовать для повышения мотивации учащихся при изучении английского языка?
Это наглядные средства (согласитесь, что даже просто показать картинку – сам по себе уже не плохой вариант. И, как показывает практика, многие этим пользуются), дидактические игры (с помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. Также развиваются творческие, мыслительные способности ребенка); музыка, стихи, песни, сказки.
На уроке можно использовать песни и стихи на фонетической зарядке, для закрепления, лексического и грамматического материала, как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность аудиовизуальные средства, ИКТ.
Широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.
Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, использование аутентичных текстов, общение с носителями языка, т. е. он создает естественную языковую среду.
У меня есть некоторые виды дидактических игр, жизненных ситуаций, которые я применяю конкретно по теме урока. Вот некоторые примеры из них.
1. Свои уроки можно начинать с комплиментов. Мы не знаем какое утро или какой день до этого был у ребенка. Когда заходим в класс, мы визуально можем определить у кого какое настроение, какой настрой на урок. Если я замечаю, что у кого-то грустный взгляд, потерянный вид я ему говорю комплименты. Например, You are so beautiful today! Таким приемом мы создаем позитивный настрой на урок.
2. Следующий прием – Организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности (особенно интересно в начальной школе, а также в 5–6 классах)
Класс делим на две группы. И на скорость нужно собрать пазл и по картинке определить тему урока.
Clothes – 3 класс Professions-2 класс Vegetables- 3 класс.
3. Следующий прием – Анаграмма. Достаньте их содержимое. Буквы рассыпались и нам предстоит собрать их в правильном порядке. Сейчас я буду показывать вам карточки со словами. Используя только первую букву слова, составьте тему нашего урока:
– Successful-pig-old –rainbow-television.
Это слово sport.
С помощью данных приемов учащиеся работают в сотрудничестве, проявляют свою творческую и познавательную активность, собирая пазл и слова. А значит вовлечены в урок, а я выполняю свою задачу мотивировать детей на начальном этапе урока.
4. Следующий прием – Прием создания проблемной ситуации
Учащимся предлагаются иллюстрации (не обязательно строго соответствующие изучаемой теме), их задача объяснить как та или иная иллюстрация соответствует изучаемой теме.
Как вы видите, на моей одежде (доске) прикреплен значок. Все, наверное, уже заметили? Что это? Для чего нужна @ собачка? Что он обозначает и где встречается? Ну конечно, электронная почта! Какую тему я, как учитель английского языка могла бы ввести на моем уроке?? Конечно же написание письма.
5. Следующий прием – Ассоциации. Использовать его можно в 5–8 классах. В 2-х мешочках находятся предметы и нужно на ощупь определить, что там находится.
Это яблоко и доширак. Какая тема урока? (Food-еда. Но не просто еда, а вредная и здоровая пища).
Конечно, перечисленные приемы – это далеко не все способы мотивации учащихся. И они подходят любому учителю школьного предмета. Главное – переформатировать под свой предмет и обязательно при использовании приемов нужно учитывать психологические и физические особенности детей.
6. Приём «Толстый и тонкий вопрос»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Пример: По теме урока «Дикие животные» можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос. Тонкий вопрос. What animal do you like? Толстый вопрос. What is your favourite animal and why?
7. Приём «Паутинка»
Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных понятий изучаемого материала; создания краткой характеристики изучаемого материала. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого материала по определенным схемам, таблицам, наброскам. Пример: при изучении темы «Свободное время» (составляется схема возможных хобби, досуговой деятельностью во время каждого сезона, для определенного возраста)
Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в широком смысле этого слова: и совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым.