Политический лоббизм: сущность, формы, методы

Секция

Политология

Ключевые слова

лоббизм
методы
политика
явление
государство
государственные органы
интересы

Аннотация статьи

В данной статье исследуется феномен лоббизма в различных сферах политики и науки. Автор представляет теоретические аспекты лоббистской деятельности и проводят анализ разнообразных толкований этого явления в зарубежной и российской научной литературе. Основное внимание уделяется формам и методам лоббизма, а также представлены наиболее распространенные модели отечественной и зарубежной лоббистской практики. Особое внимание авторы уделяют лоббизму как политическому и экономическому институту, чья неконтролируемая деятельность часто приводит к злоупотреблениям и коррупции в сфере власти и экономики.

Текст статьи

Лоббизм – это широко распространенное явление в политической жизни различных стран, которое имеет огромное значение для принятия политических решений. Эта деятельность институционализирована и имеет экономическую основу, которая выходит за рамки производства. Всякий раз, когда принимаются решения, вследствие действий лоббистов, за этими действиями всегда стоят группы интересов. Мы согласны с этим толкованием, однако необходимо внести некоторые уточнения.

Лоббизм представляет собой воздействие на государственные органы, включая все ветви власти, вплоть до главы государства. В некоторых странах, таких как США, существует парламентский лоббизм как законодательный институт, связанный с регистрацией лоббистов. Наиболее сущностным определением этого явления является воздействие со стороны корпоративных, частных и общественных организаций на государственные органы. Это позволяет достичь соответствия экономических интересов политическим решениям и дополняет институциональную систему демократического представительства. При этом, группам интересов, которые не могут иначе участвовать в принятии государственных решений, или желающим обойти легитимные процедуры, лоббизм предоставляет возможность влиять на них и ускорять их принятие.

Однако необходимо помнить, что сущность лоббизма состоит не только в ускорении процесса принятия решений, но и в реализации коллективных интересов через влияние на государственные органы.

Лоббизм включает различные средства и методы для оказания влияния на принятие политических решений. Среди них можно выделить следующие:

  1. Мобилизация общественного мнения, которая включает проведение массовых акций, подготовку обращений к представителям власти, размещение нужной информации в средствах массовой информации и другие подобные действия.
  2. Коммуникация формального характера, которая включает экспертизу принимаемых решений органами власти, участие в работе этих органов, разработку нормативно-правовых актов и другие подобные действия.
  3. Коммуникация неформального характера, которая включает использование личных контактов, телефонных звонков, организацию семинаров и конференций, участие в работе общественных объединений, проведение неформальных встреч с представителями власти и другие подобные действия.
  4. Использование избирательных кампаний, включая рекрутирование «своих» кандидатов в органы власти, личное участие в выборах, финансирование избирательных фондов и тому подобное.

Современный лоббизм обычно делится на формальный и неформальный. Генезис лоббизма включает два важных этапа: на первом этапе лоббизм существует как нелегитимное явление, но активно практикуется, а на втором этапе происходит легитимизация лоббизма и его развитие в одну из форм воздействия гражданского общества на политические решения. Цивилизованный лоббизм, находящийся в рамках правового поля, представляет собой легальную деятельность организованных групп в соответствии с политико-правовыми нормами общества.

Лоббизм выполняет положительную общественную роль, корректируя деятельность органов власти с учетом интересов важнейших гражданских групп и организаций. Он способствует более полному выражению и реализации групповых интересов, является инструментом самоорганизации гражданского общества и мобилизует общественную поддержку или оппозицию в отношении законопроектов, а также оказывает влияние на политику и давление на бюрократию.

Отсутствие законодательного регулирования лоббизма ограничивает возможности общественного контроля и увеличивает риск развития коррупции и других незаконных методов воздействия на органы власти. Такие явления, как коррупция и непотизм, не имеют отношения к легальному лоббизму и являются его отрицанием. Введение правового кодифицирования и профессионализации лоббизма помогает устранить отрицательные аспекты таких явлений и реализовать социально значимые интересы, приведя к пропорциональному распределению ресурсов в обществе.

Список литературы

  1. Н.Н. Меньшенина, М.В. Пантелеева Лоббизм [Текст] / Н.Н. Меньшенина, М.В. Пантелеева – 1-е изд, – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016 – 138 c.
  2. Зариев Р.В. Политический лоббизм / Зариев Р.В. [Электронный ресурс] // Большая Российская Энциклопедия: [сайт]. – URL: https://bigenc.ru/c/politicheskii-lobbizm-52fafb (дата обращения: 13.03.2024).
  3. Ибодуллоев А.Р. Особенность лоббизма в политической системе / Ибодуллоев А.Р. [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал: [сайт]. – URL: https://research-journal.org/archive/1-43-2016-january/osobennost-lobbizma-v-politicheskoj-sisteme (дата обращения: 13.03.2024).

Поделиться

940

Золотухина Е. Н. Политический лоббизм: сущность, формы, методы // Социально-экономические и гуманитарные науки: идеи, гипотезы, результаты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 30-31. URL: https://apni.ru/article/8843-politicheskij-lobbizm-sushchnost-formi-metodi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря