Автор(-ы):
Гапич Диана Дмитриевна
22 марта 2024
Научный руководитель
Горун Анна Юрьевна
Секция
Математика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются понятие критического мышления и методики, которые можно применить на уроках математики для его развития.
Текст статьи
Человек не только осязает окружающий его мир, но и стремится понимать его. Понять – значит проникнуть в саму суть явлений и предметов, познать существенное в них. Понимание возникает благодаря сложному познавательному психическому процессу, который называется мышлением.
Мышление является способностью рассуждать, мыслить, как свойство человека. Мышление и сознание являются функциями человеческого мозга. [5, с. 582]. Так как в современном этапе научного знания значительно возрос интерес к проблеме критического мышления, то мы решили более подробно изучить именно этот процесс мышления. Так что же такое критическое мышление?
Сегодня обращаясь к различным научным источникам, можно найти разные определения термина «критическое мышление». Если обратиться к педагогическому словарю, то там мы увидим следующее понятие: «Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Формирование критического мышления – одна из актуальнейших задач современного обучения» [2, с. 143].
Первым человеком, который предложил термин «критическое мышление» был Джон Дьюи, который назвал его рефлексивным мышлением и рассматривал его следующим образом: «Активное, настойчивое и внимательное рассмотрение суждений, их оснований, а также выводов, которые из этих суждений следуют. Именно процессы сознательного выбора и организации образуют рефлексивное мышление. Основная роль этого типа мышления в обеспечении свободы» [1, с. 68].
Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» таким образом: это «направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата» [6, с. 22].
Современное определение этого понятия нам дал Ричард Пол в 1995 году. Критическое мышление – дисциплинированное, самонаправленное мышление, которое иллюстрирует усовершенствования мысли, соответствующие к специфическому способу или области мысли [3, с. 7].
То есть таким образом мы можем сделать вывод, что критическое мышление не является принятием на веру абсолютно любого утверждения и восприятие его как инструкции к действиям, а умелое и активное осмысление, оценивание информации с помощью анализа и синтеза.
Д. Халперн в своей работе выделяет следующие критерии для выявления уровня сформированности критического мышления:
Навыки и уровень сформированности критического мышления не возникают у обучающихся сами по себе во время обучения. Для того чтобы сформировать и развить эти навыки необходимо организованная работа. Для этого существует технология развития критического мышления.
В основе технологии критического мышления находится закономерность, которая характеризуется в педагогике как вызов, осмысление, рефлексия. Данная цепочка считается обобщенной. Именно она находится в основе абсолютно всех мыслительных процессов и содействует расширению пределов ее применимости [4, с. 119].
Стадия вызова – классификация полученной вследствие свободных высказываний обучающихся информации, тут задача преподавателя состоит в стимулировании младших школьников к воспоминаниям того, что они ранее узнали по этой теме. Урегулирование обмена мнениями учеников без конфликтов.
Абсолютно любое мнение обучающихся важно, и не рекомендуется критиковать ответы, которые дают дети.
Стадия осмысления – работа с информацией, методы и приёмы технологии критического мышления предоставляют шанс сделать поведение обучающихся наиболее действенным, слушание и чтение осмысленным.
На стадии рефлексии проводится анализ данных, далее они перефразируются и потом творчески перерабатываются.
Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном понимании и обучении. Обучающиеся не сидят пассивно, слушая преподавателя, а становятся главными действующими лицами урока. Они воспринимают информацию, думают и вспоминают про себя, делятся своими рассуждениями с товарищами, читают, пишут, обсуждают сделанные выводы. Роль учителя на таких уроках в основном координирующая, вспомогательная.
Для того чтобы подобрать необходимые методики для развития выбранных нами показателей критического мышления у младших школьников, а именно: внимательность и наблюдательность, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей, умение обобщать, нами был проведен констатирующий этап эксперимента. Для первичной диагностики уровней сформированности навыков нами были подобраны тесты:
По результатам диагностики критического по четырем методикам можно прийти к выводу, что уровень наблюдательности у учащихся – низкий; уровень умения проводить анализ и синтез – низкий; уровень установления причинно-следственных связей – средний; уровень способности к обобщению – средний.
На основе полученных нами итогов для развития критического мышления будем применять следующие приемы: прием «Составление кластера», приём «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы», прием «Толстые и тонкие вопросы», прием «Инсерт» и прием «Зигзаг» или «Отсюда – туда». Эти приёмы будут включены в систему уроков математики на протяжении формирующего этапа эксперимента. По окончании эксперимента нами вновь будут проведены те же самые методики для сравнения результатов.
Список литературы
Поделиться
Гапич Д. Д. Развитие критического мышления младших школьников на уроках математики // Актуальные исследования. 2024. №12 (194). Ч.I.С. 5-7. URL: https://apni.ru/article/8844-razvitie-kriticheskogo-mishleniya-mladshikh