Человек не только осязает окружающий его мир, но и стремится понимать его. Понять – значит проникнуть в саму суть явлений и предметов, познать существенное в них. Понимание возникает благодаря сложному познавательному психическому процессу, который называется мышлением.
Мышление является способностью рассуждать, мыслить, как свойство человека. Мышление и сознание являются функциями человеческого мозга. [5, с. 582]. Так как в современном этапе научного знания значительно возрос интерес к проблеме критического мышления, то мы решили более подробно изучить именно этот процесс мышления. Так что же такое критическое мышление?
Сегодня обращаясь к различным научным источникам, можно найти разные определения термина «критическое мышление». Если обратиться к педагогическому словарю, то там мы увидим следующее понятие: «Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Формирование критического мышления – одна из актуальнейших задач современного обучения» [2, с. 143].
Первым человеком, который предложил термин «критическое мышление» был Джон Дьюи, который назвал его рефлексивным мышлением и рассматривал его следующим образом: «Активное, настойчивое и внимательное рассмотрение суждений, их оснований, а также выводов, которые из этих суждений следуют. Именно процессы сознательного выбора и организации образуют рефлексивное мышление. Основная роль этого типа мышления в обеспечении свободы» [1, с. 68].
Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» таким образом: это «направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата» [6, с. 22].
Современное определение этого понятия нам дал Ричард Пол в 1995 году. Критическое мышление – дисциплинированное, самонаправленное мышление, которое иллюстрирует усовершенствования мысли, соответствующие к специфическому способу или области мысли [3, с. 7].
То есть таким образом мы можем сделать вывод, что критическое мышление не является принятием на веру абсолютно любого утверждения и восприятие его как инструкции к действиям, а умелое и активное осмысление, оценивание информации с помощью анализа и синтеза.
Д. Халперн в своей работе выделяет следующие критерии для выявления уровня сформированности критического мышления:
- внимательность и наблюдательность;
- анализ и синтез;
- установление причинно-следственных связей;
- умение обобщать;
- умение абстрактно мыслить [6, с. 78].
Навыки и уровень сформированности критического мышления не возникают у обучающихся сами по себе во время обучения. Для того чтобы сформировать и развить эти навыки необходимо организованная работа. Для этого существует технология развития критического мышления.
В основе технологии критического мышления находится закономерность, которая характеризуется в педагогике как вызов, осмысление, рефлексия. Данная цепочка считается обобщенной. Именно она находится в основе абсолютно всех мыслительных процессов и содействует расширению пределов ее применимости [4, с. 119].
Стадия вызова – классификация полученной вследствие свободных высказываний обучающихся информации, тут задача преподавателя состоит в стимулировании младших школьников к воспоминаниям того, что они ранее узнали по этой теме. Урегулирование обмена мнениями учеников без конфликтов.
Абсолютно любое мнение обучающихся важно, и не рекомендуется критиковать ответы, которые дают дети.
Стадия осмысления – работа с информацией, методы и приёмы технологии критического мышления предоставляют шанс сделать поведение обучающихся наиболее действенным, слушание и чтение осмысленным.
На стадии рефлексии проводится анализ данных, далее они перефразируются и потом творчески перерабатываются.
Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном понимании и обучении. Обучающиеся не сидят пассивно, слушая преподавателя, а становятся главными действующими лицами урока. Они воспринимают информацию, думают и вспоминают про себя, делятся своими рассуждениями с товарищами, читают, пишут, обсуждают сделанные выводы. Роль учителя на таких уроках в основном координирующая, вспомогательная.
Для того чтобы подобрать необходимые методики для развития выбранных нами показателей критического мышления у младших школьников, а именно: внимательность и наблюдательность, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей, умение обобщать, нами был проведен констатирующий этап эксперимента. Для первичной диагностики уровней сформированности навыков нами были подобраны тесты:
- для диагностики наблюдательности использовали тест на наблюдательность и внимательность, цель которого установить уровень наблюдательности и внимания у людей разного возраста, задача теста находиться в поиске чисел от 1 до 90 самым быстрым способом; цифры расположены в хаотичном порядке и разного размера, уровень наблюдательности определяется в зависимости от времени решения данной задачи;
- для диагностики способности к анализу и синтезу выбран метод «Простые аналогии», целью которого является изучение способности к анализу и синтезу предметов и действий, автор Вильям Гордон; данная диагностика заключается в том, что испытуемому необходимо выполнить анализ пары слов, которые размещены слева; анализ заключается в том, что происходит установление логической связи между этими словами; из слов, которые расположены справа нужно построить пару, выбрав нужное для них понятие;
- для диагностики умения устанавливать причинно-следственные связи нами был выбран тест «Закончи предложение», целью которого является нахождение уровня умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и предметами; автор Сакс-Леви; данный тест предназначен для того, чтобы испытуемый смог продолжить идею предложения, которое было ему озвучено;
- для определения навыка обобщения использовалась методика «Исключение лишнего», цель которой изучение способности к обобщению; автор Амтхауэр; в данной методике испытуемому необходимо выбрать одно слово, которое, по его мнению, является лишним среди четырёх предложенных/
По результатам диагностики критического по четырем методикам можно прийти к выводу, что уровень наблюдательности у учащихся – низкий; уровень умения проводить анализ и синтез – низкий; уровень установления причинно-следственных связей – средний; уровень способности к обобщению – средний.
На основе полученных нами итогов для развития критического мышления будем применять следующие приемы: прием «Составление кластера», приём «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы», прием «Толстые и тонкие вопросы», прием «Инсерт» и прием «Зигзаг» или «Отсюда – туда». Эти приёмы будут включены в систему уроков математики на протяжении формирующего этапа эксперимента. По окончании эксперимента нами вновь будут проведены те же самые методики для сравнения результатов.