Главная
Конференции
Социально-экономические и гуманитарные науки: идеи, гипотезы, результаты
Методы сказкотерапии как фактор стимуляции учебного процесса

Методы сказкотерапии как фактор стимуляции учебного процесса

Научный руководитель

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

сказкотерапия
учебный процесс
обучение
арт-терапия
символизм

Аннотация статьи

Сказкотерапия – это особый вид библиотерапии, состоящий из системы инструментов и процедур, направленных на содействие интеллектуальному росту и улучшению психоэмоционального здоровья. Он включает в себя методы повествования и чтение сказок и притч, сочинительство, обыгрывание сюжетов, основанных на фантазии, а также включает в себя рассказчика и людей, животных, предметы и даже растения, которые оживают в рамках метода. Цель данной статьи – исследование сказкотерапии как фактор стимуляции учебного процесса. В результате были рассмотрены конкретные методы, а после оценена их эффективность применения на практике.

Текст статьи

Предполагается, что художественное творчество веками оказывало лечебное воздействие. Понимание формы арт-терапии является условием для объяснения того, как участие в творчестве может привести к изменениям в поведении, чувствах и образе мышления человека, участвующего в этом виде терапии. В сегодняшнем занятом мире у взрослых не хватает времени, чтобы поговорить с детьми. Отличный способ наладить с ними контакт – слушать и рассказывать истории. Сказки, которые можно найти среди творческих средств обучения, можно использовать в работе с детьми [1, c. 55].

Сказкотерапия использует символический язык традиционных сказок, ориентированных на детей, и побуждает к прослушиванию и размышлению над повествованием, а также к индивидуальному или групповому воссозданию сюжета с целью поощрения глубокого и правильного усвоения прочитанного или произведенного. Очень ценны с педагогической и психологической точки зрения не только сказки, но и басни, мифы, легенды и другие фольклорные рассказы.

Сказки имеют дело с важными для ребенка вещами и явлениями, так как выражают в словах и событиях то, что происходит в его внутренней жизни. Реальные ситуации часто похожи на услышанные в сказках. Слушая разные рассказы, ребенок неосознанно усваивает их, а затем использует в повседневной жизни для борьбы с непреодолимой тревогой. Сказки дают ему надежду, учат самостоятельности и показывают новый взгляд на ситуацию. Главный герой важен для ребенка, так как обладает зачастую магическими, сверхъестественными способностями, волей и характером. В таких сказках ребенок находит эксплицитный мир ценностей, четкое деление на добро и зло, черное и белое, справедливое и несправедливое. Он ценит доброту, трудолюбие и мужество; осуждает жадность, подлость, малодушие, лень. И – самое главное – добро всегда побеждает. Сказки учат оптимизму, побуждают к борьбе с трудностями, дают положительный пример для подражания. Эти ценности составляют суть процесса сказкотерапии.

Путем подбора соответствующей литературы для детей мы знакомим их с тем, что хорошо, а что плохо, как надо поступать и как не надо. Кому можно подражать, а кому отвергать. Обучение детей в раннем возрасте включает в себя развитие и поддержку основных качеств, таких как любознательность, уверенность в себе и эмоциональная независимость. Обучение самых маленьких детей характеризуется широко известным стимулированием развития в таких областях, как: творческие и социальные, коммуникативные, навыки решения проблем и рассуждения. Дошкольный период для ребенка – это мир фантазии, воображения, символической игры и время, когда зарождаются способности творческого мышления. Кроме того, к этому периоду относятся достижения в развитии пространственной ориентировки, развитии моторики. Поэтому задача взрослых – помочь ребенку развить навыки, необходимые для творческого самовыражения, а также подготовить его к процессу обучения. В рамках подобного развития существуют три основные формы педагогического взаимодействия: обучение, воспитание, социальная деятельность [2, c. 19].

Сказкотерапия – один из немногих методов, который можно соотнести с каждой из форм педагогического взаимодействия. Существует три характера сказок: художественные, дидактические и психокоррекционные, – и каждый из этих видов повествования способствует интеграции ребенка в учебный процесс.

Исследования сказкотерапии в её воспитательном аспекте основаны на парадоксе реального и фантастического. В подобном ключе сказка использовалась народом с древних времён с целью формирования положительных личностных качеств. Значение сказкотерапевтических методов показано во многих трудах зарубежных и отечественных учёных И.В. Вачкова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Н.П. Андреева, В.Я. Проппа, Й. Хейзинга, Г.Н. Волкова и др.

По мнению Й. Хейзинга, общекультурное значение сказки заключается в том, что «с помощью сказки на ранней стадии пытаются объяснить всё земное, найти первопричины человеческих деяний в общественном. В каждой из этих причудливых оболочек, в которые сказка облекла всё сущее, изобретательный дух играет на рубеже шутки и серьёзности» [6, с. 14]. Он подчёркивает, что «в мифах и сказках рождаются великие движущие силы культурной жизни: право и порядок, общение, предпринимательство, ремесло и искусство, поэзия, учёность и наука» [6, с. 14].

Опыт использования сказок в педагогике раскрыт Г.Н. Волковым. Он представил в своих трудах специфику, основные формы и методы применения сказок разными народами и подчеркнул: «Как сокровище народной педагогики, сказки требуют двустороннего подхода: во-первых, они имеют образовательное и воспитательное значение, то есть служат обучению и воспитанию детей и молодёжи, и, во-вторых, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи» [7, с. 339]. Г.Н. Волков особо подчёркивает характерные особенности сказок, благодаря которым они могут быть использованы в коррекционно-развивающей деятельности: «народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность и, наконец, дидактизм» [7, с. 344].

На сегодняшний день самыми популярными в стимуляции образовательного процесса и в педагогике в целом являются дидактические сказки. Помимо развития личностных качеств, психоэмоциональной стабильности среди детей, снятию тревожности, именно эти сказки дают возможность предоставить образовательный материал на языке, который интересен и понятен ребенку, с преобладающей долей волшебства и фантазии.

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом цифры, буквы, звуки, арифметические действия одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. С точки зрения алгоритма работы с данными сказками используются не только образовательные инструменты, цель которых научить детей, но также и возможность развить фантазию, логику, положительные черты самого ребенка. Решая определенные интеллектуальные задачи, ребенок становится героем, спасителем, чувствует уверенность в себе и гордость от правильно выполненных действий. Мотивация ребенка к учебному процессу становится вопросом не только внешней оценки его успехов, но и повышает в нем веру в себя, стремление достигать поставленных целей, повышает важность содеянного в его собственных глазах.

Существует различные методы применения дидактических сказок, каждый из которых применим как по отдельности, так и в совокупности:

  • Рассказывание историй: терапевт может прочитать сказку ученику или предложить прочитать сказку самостоятельно. Затем терапевт может использовать историю как отправную точку для обсуждения и исследования.
  • Символизм: сказки часто богаты символикой, архетипами и метафорами, которые можно использовать для исследования мыслей, чувств и переживаний студента. Терапевт может использовать символы и метафоры в истории, чтобы помочь человеку понять свои собственные переживания и эмоции.
  • Ролевая игра: терапевт может предложить разыграть части сказки или взять на себя роль персонажа в истории. Это может помочь ученику изучить различные точки зрения и получить представление о своих мыслях и чувствах.
  • Творческое самовыражение: терапевт может предложить создать свою собственную сказку или использовать искусство, музыку или другие формы творческого самовыражения, чтобы исследовать свои мысли и эмоции.
  • Нарративная терапия: Нарративная терапия – это форма терапии, которая включает в себя изучение личного повествования или истории из жизни ребенка [3, c. 44].

В целом, сказкотерапия – это гибкий и творческий подход к терапии, который можно адаптировать к потребностям и предпочтениям каждого. Используя сказки в качестве терапевтического инструмента, можно помочь исследовать свои эмоции, получить представление о своем опыте и развить новые взгляды на все жизненные процессы.

Сказкотерапия – это относительно новая область, которая включает использование сказок и народных историй в качестве терапевтического инструмента для психологического исцеления и личностного роста. Хотя основное внимание сказкотерапии уделяется психологическому благополучию, доказано, что методы сказкотерапии можно использовать для стимулирования образовательного процесса у детей.

Одним из ключевых преимуществ использования сказкотерапии в образовании является то, что она может помочь вовлечь учащихся на эмоциональном и образном уровне. Сказки богаты символикой, архетипами и универсальными темами, которые могут обеспечить мощный и резонансный контекст для обучения. Воздействуя на воображение и эмоции учащихся, методы сказкотерапии могут помочь сделать обучение более увлекательным, актуальным и запоминающимся.

В дополнение к вовлечению детей на эмоциональном уровне методы сказкотерапии также могут способствовать развитию критического мышления и навыков решения проблем. Сказки часто представляют собой сложные моральные дилеммы и проблемы, которые могут побудить учащихся глубоко задуматься об этических и социальных проблемах. Анализируя персонажей и ситуации в сказках, учащиеся могут развить свое собственное видение и научиться подходить к проблемам с разных точек зрения [4, c. 58].

Важно отметить, что хотя терапия сказками может быть ценным инструментом, ее не следует использовать в качестве замены целостного образовательного процесса, а использовать лишь в качестве вспомогательного инструмента, способствующего формированию у детей положительно отношения к учебному процессу. Задействуя эмоции, воображение и навыки критического мышления учащихся, методы сказкотерапии могут обеспечить ценный и эффективный способ улучшить образовательный опыт и способствовать личностному и интеллектуальному росту [5, c. 37].

Список литературы

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. - Москва.: Ось-89, 2019. – 55 с.
  2. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А Осипова. – М.: Академия, 2018. – 19 с.
  3. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – М.: Сфера, 2008. – 44 с.
  4. Kuciapiński, Marek. The Therapeutic and Educational Properties of Fairytale Therapy in the Early Stages of Children’S Development. Pedagogika Rodziny, 2017. – 58 с.
  5. Szulc W. Arteterapia. Narodziny idei, ewolucja teorii, rozwój praktyki, Wydawnictwo Engram, Warszawa, 2018. – 37 с.
  6. Хейзинг Й. Хомо-луденс. М.: Азбука, 2022. -14 с.
  7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М: Академия 2000. - 339, 344 с.

Поделиться

697

Живина Д. А. Методы сказкотерапии как фактор стимуляции учебного процесса // Социально-экономические и гуманитарные науки: идеи, гипотезы, результаты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 56-60. URL: https://apni.ru/article/8847-metodi-skazkoterapii-kak-faktor-stimulyatsii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января