Автор(-ы):
Клюева Елизавета Александровна
24 марта 2024
Секция
Юриспруденция
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье будет проанализированы организационные, социально-экономические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе конституционных принципов, а также конкретизация этих принципов в современных законодательных актах. Целью работы является анализ законодательства Российской Федерации, научной литературы и трудов (монографий, научных статей, авторефератов диссертаций), выявление актуальных проблем. Основными задачами работы являются: раскрыть формы взаимодействия и правовые связи между органами публичной власти и составляющими единой системы публичной власти на основе действующего законодательства. Методологию проведенного исследования составляют: аналитический, логический и формально-юридический методы. Результатами работы являются: анализ законодательства, регламентирующий деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, исследование механизмов принятия решений на государственном уровне, и исследование взаимодействий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Текст статьи
Изучение процессов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления имеет практическое значение. Эта тема связана с оптимизацией систем управления и повышением качества государственных услуг. Правильное взаимодействие между органами власти разных уровней может способствовать более эффективному решению проблем граждан и повышению их благосостояния.
В настоящее время органами государственной власти сохраняется стойкое развитие экономическо-социальных механизмов. Ключевыми целями при взаимодействии между органами государственной власти и органами местного самоуправления выделяются:
В настоящее время развитие регионов во многом зависит от уровня экономического направления и географического положения. Регионы с направлением в промышленности, особенно в европейской части страны, показывают большую устойчивость, в то время как удаленные регионы сталкиваются с более серьезными проблемами. Регионы с хорошо развитым военно-промышленным комплексом находятся в более выгодном положении. Малые и средние предприятия, особенно в менее развитых регионах, сталкиваются с проблемами, требующими поддержки и внимания. Государству, с одной стороны, необходимо максимально использовать преимущества каждого региона, выявить и раскрыть потенциал его развития, с другой - сформировать режим экономического регулирования, стимулирующий и гарантирующий устойчивый экономический рост, направленный на выравнивание уровня финансовой безопасности государства и регионов. В настоящее время социально-экономическая сфера российских регионов существенно изменилась. Результаты развития отдельных регионов подчеркивают важность экономической направленности, географических особенностей и влияния внешних условий на региональное развитие.
Экономическая адаптация в регионах осложняется внешней средой и санкциями. Как иностранные, так и внутренние инвестиции сталкиваются с ограничениями. В социальной сфере внимание органов местного самоуправления сосредоточено на поддержке военнослужащих и членов их семей. Меры социальной поддержки были расширены.
Федеральное правительство пытается выровнять региональное развитие и сократить дотационные зоны, что в ближайшие годы не предвидится. Это означает передачу ответственности за управление местным властям и на приспособление в использовании имеющихся ресурсов для реструктуризации экономики.
Социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации в настоящее время подчеркивает целесообразность к режиму адаптации в новых условиях, особенно в контексте внешних вызовов и многообразия экономического потенциала. Развитие инфраструктуры и эффективное использование региональных ресурсов становятся важными критериями для будущего прогрессивного развития. Для развития социально-экономической инфраструктуры региона органы местного самоуправления реализуют инициативы, направленные на увеличение доходов населения, улучшение качества образовательных услуг, повышение уровня здравоохранения, снижение уровня безработицы, улучшение состояния окружающей среды, повышение личной независимости и равенства возможностей, а также повышение уровня культурной жизни.
Вопрос государственного взаимодействия с органами местного самоуправления по-прежнему остается актуальным. Конституцией Российской Федерации установлено, что самостоятельность органа местного самоуправления означает, что оно вправе решать вопросы местного значения в пределах своих полномочий, владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом, принимать необходимые и обязательные для исполнения решения [1].
Существует несколько организационных основ и принципов взаимодействия государственной власти и органов местного самоуправления:
На федеральном уровне основополагающие принципы взаимодействия закреплены в Конституции Российской Федерации, а также в федеральных законах, таких как «Об общих принципах организации публичной власти в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На региональном уровне основы взаимодействия определены в основном региональном государственно - правовом акте, и законах субъекта Российской Федерации.
Социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации в настоящее время подчеркивает целесообразность к режиму адаптации в новых условиях, особенно в контексте внешних вызовов и многообразия экономического потенциала. Развитие инфраструктуры и эффективное использование региональных ресурсов становятся важными критериями для будущего прогрессивного развития. Для развития социально-экономической инфраструктуры региона органы местного самоуправления реализуют инициативы, направленные на увеличение дохода населения, улучшение качества образовательных услуг, повышение уровня здравоохранения, снижение уровня безработицы, улучшение состояния окружающей среды, повышение личной независимости и равенства возможностей, а также повышение уровня культурной жизни.
Основами взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления являются правовая основа, контрольно-надзорная основа, координационная основа, сотрудничество и совместная деятельность, финансовое обеспечение. При реализации различных основ необходим контроль, при реализации которого контролирующие органы выявляют и предотвращают факты неэффективного и незаконного осуществления органами местного самоуправления управленческих решений. К основным формам контроля относят: проведение контрольных проверок, выдача инструкций, подотчетность и согласование решений. Координационная основа поддерживает согласованные действия, осуществляется через различные формы координации и сотрудничества, такие как консультации, совместная работа и обмен информацией, на чем основана синхронизация их деятельности. Сотрудничество и совместная деятельность подразумевает достижение общих целей и задач с помощью взаимодействия и принятия решений на основе сотрудничества. Финансовой основой является финансовая поддержка государства, что является необходимым условием для эффективного функционирования органов местного самоуправления. В свою очередь органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Все это базируется на правовой основе, которой являются Конституция Российской Федерации и федеральные законы, основной регионально государственно-правовой акт, и законы субъекта Российской Федерации.
Список литературы
Поделиться
Клюева Е. А. Социально-экономические и организационные основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления // Актуальные исследования. 2024. №13 (195). Ч.II.С. 35-38. URL: https://apni.ru/article/8848-sotsialno-ekonomicheskie-i-organizatsionnie