Главная
АИ #13 (195)
Статьи журнала АИ #13 (195)
Социально-экономические и организационные основы взаимодействия органов государс...

Социально-экономические и организационные основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Автор(-ы):

Клюева Елизавета Александровна

24 марта 2024

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

публичная власть
федеральные органы государственной власти
местное самоуправление
органы местного самоуправления
система органов
органы государственной власти
политико-правовые связи
формы взаимодействия
делегирование полномочий

Аннотация статьи

В данной статье будет проанализированы организационные, социально-экономические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе конституционных принципов, а также конкретизация этих принципов в современных законодательных актах. Целью работы является анализ законодательства Российской Федерации, научной литературы и трудов (монографий, научных статей, авторефератов диссертаций), выявление актуальных проблем. Основными задачами работы являются: раскрыть формы взаимодействия и правовые связи между органами публичной власти и составляющими единой системы публичной власти на основе действующего законодательства. Методологию проведенного исследования составляют: аналитический, логический и формально-юридический методы. Результатами работы являются: анализ законодательства, регламентирующий деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, исследование механизмов принятия решений на государственном уровне, и исследование взаимодействий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Текст статьи

Изучение процессов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления имеет практическое значение. Эта тема связана с оптимизацией систем управления и повышением качества государственных услуг. Правильное взаимодействие между органами власти разных уровней может способствовать более эффективному решению проблем граждан и повышению их благосостояния.

В настоящее время органами государственной власти сохраняется стойкое развитие экономическо-социальных механизмов. Ключевыми целями при взаимодействии между органами государственной власти и органами местного самоуправления выделяются:

  • единые во всех регионах условия политического и социально-экономического характера;
  • реализация на территории субъектов Российской Федерации прав, закрепленных в Конституции РФ, федеральном законодательстве;
  • гарантия получения всеми гражданами равной социально-правовой защиты и минимальных социальных стандартов.

В настоящее время развитие регионов во многом зависит от уровня экономического направления и географического положения. Регионы с направлением в промышленности, особенно в европейской части страны, показывают большую устойчивость, в то время как удаленные регионы сталкиваются с более серьезными проблемами. Регионы с хорошо развитым военно-промышленным комплексом находятся в более выгодном положении. Малые и средние предприятия, особенно в менее развитых регионах, сталкиваются с проблемами, требующими поддержки и внимания. Государству, с одной стороны, необходимо максимально использовать преимущества каждого региона, выявить и раскрыть потенциал его развития, с другой - сформировать режим экономического регулирования, стимулирующий и гарантирующий устойчивый экономический рост, направленный на выравнивание уровня финансовой безопасности государства и регионов. В настоящее время социально-экономическая сфера российских регионов существенно изменилась. Результаты развития отдельных регионов подчеркивают важность экономической направленности, географических особенностей и влияния внешних условий на региональное развитие.

Экономическая адаптация в регионах осложняется внешней средой и санкциями. Как иностранные, так и внутренние инвестиции сталкиваются с ограничениями. В социальной сфере внимание органов местного самоуправления сосредоточено на поддержке военнослужащих и членов их семей. Меры социальной поддержки были расширены.

Федеральное правительство пытается выровнять региональное развитие и сократить дотационные зоны, что в ближайшие годы не предвидится. Это означает передачу ответственности за управление местным властям и на приспособление в использовании имеющихся ресурсов для реструктуризации экономики.

Социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации в настоящее время подчеркивает целесообразность к режиму адаптации в новых условиях, особенно в контексте внешних вызовов и многообразия экономического потенциала. Развитие инфраструктуры и эффективное использование региональных ресурсов становятся важными критериями для будущего прогрессивного развития. Для развития социально-экономической инфраструктуры региона органы местного самоуправления реализуют инициативы, направленные на увеличение доходов населения, улучшение качества образовательных услуг, повышение уровня здравоохранения, снижение уровня безработицы, улучшение состояния окружающей среды, повышение личной независимости и равенства возможностей, а также повышение уровня культурной жизни.

Вопрос государственного взаимодействия с органами местного самоуправления по-прежнему остается актуальным. Конституцией Российской Федерации установлено, что самостоятельность органа местного самоуправления означает, что оно вправе решать вопросы местного значения в пределах своих полномочий, владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом, принимать необходимые и обязательные для исполнения решения [1].

Существует несколько организационных основ и принципов взаимодействия государственной власти и органов местного самоуправления:

  • правовая основа деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации и федеральные законы, основной региональный государственно-правовой акт, и законы субъекта Российской Федерации;
  • контрольно-надзорная основа, при реализации которой контролирующие органы выявляют и предотвращают факты неэффективного и незаконного осуществления органами местного самоуправления управленческих решений, а также проверяют соответствие принятых решений к поставленным целям и задачам, что предполагает поддержание порядка и взаимодействие различных субъектов;
  • координационная основа, подразумевает согласованные действия органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые осуществляются с помощью различных способов таких как совещания, совместные действия и обмен информацией, что является основой их деятельности;
  • сотрудничество и совместная деятельность подразумевает достижение общих целей и задач с помощью взаимодействия и принятия решений на основе сотрудничества;
  • финансовое обеспечение. Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность исходя из финансовых ресурсов, предоставляемых им государством. Финансовая поддержка государства является необходимым условием для эффективного функционирования органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи [1].

На федеральном уровне основополагающие принципы взаимодействия закреплены в Конституции Российской Федерации, а также в федеральных законах, таких как «Об общих принципах организации публичной власти в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На региональном уровне основы взаимодействия определены в основном региональном государственно - правовом акте, и законах субъекта Российской Федерации.

Социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации в настоящее время подчеркивает целесообразность к режиму адаптации в новых условиях, особенно в контексте внешних вызовов и многообразия экономического потенциала. Развитие инфраструктуры и эффективное использование региональных ресурсов становятся важными критериями для будущего прогрессивного развития. Для развития социально-экономической инфраструктуры региона органы местного самоуправления реализуют инициативы, направленные на увеличение дохода населения, улучшение качества образовательных услуг, повышение уровня здравоохранения, снижение уровня безработицы, улучшение состояния окружающей среды, повышение личной независимости и равенства возможностей, а также повышение уровня культурной жизни.

Основами взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления являются правовая основа, контрольно-надзорная основа, координационная основа, сотрудничество и совместная деятельность, финансовое обеспечение. При реализации различных основ необходим контроль, при реализации которого контролирующие органы выявляют и предотвращают факты неэффективного и незаконного осуществления органами местного самоуправления управленческих решений. К основным формам контроля относят: проведение контрольных проверок, выдача инструкций, подотчетность и согласование решений. Координационная основа поддерживает согласованные действия, осуществляется через различные формы координации и сотрудничества, такие как консультации, совместная работа и обмен информацией, на чем основана синхронизация их деятельности. Сотрудничество и совместная деятельность подразумевает достижение общих целей и задач с помощью взаимодействия и принятия решений на основе сотрудничества. Финансовой основой является финансовая поддержка государства, что является необходимым условием для эффективного функционирования органов местного самоуправления. В свою очередь органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Все это базируется на правовой основе, которой являются Конституция Российской Федерации и федеральные законы, основной регионально государственно-правовой акт, и законы субъекта Российской Федерации.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. – 2020. – № 144.
  2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ: [Одобрен Государственной Думой 27 октября 2020 года; Одобрен Советом Федерации 3 ноября 2020 года] // Российская газета. – 2020. – № 251.
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 40 ст. 3822.
  4. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 670 «О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. № 47. Ст. 4901
  5. Мальцев И.А. К вопросу о системе разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации / Мальцев И.А. // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 4. – С. 18-21.
  6. Дудко И.Г. Взаимодействие органов государственной власти и субъектов РФ // Государство и право. – 2011. – № 9. – С. 22-24.
  7. Петренко Н.И., Маслова С.В., Дормачев Р.Ю. Основные формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации [электронный ресурс дата обращения 19.12.2023].

Поделиться

134

Клюева Е. А. Социально-экономические и организационные основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления // Актуальные исследования. 2024. №13 (195). Ч.II.С. 35-38. URL: https://apni.ru/article/8848-sotsialno-ekonomicheskie-i-organizatsionnie

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня