Подходы к анализу конкурентоспособности предприятия

Автор(-ы):

Сандитов Мэргэн Дашипунсыкович

Шабыкова Наталья Эдуардовна

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

конкурентоспособность
предприятие
конкуренция
ценовая конкуренция
неценовая конкуренция
конкурентоспособность товара

Аннотация статьи

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности. Изучены основные способы ведения конкурентной борьбы и подходы к изучению конкуренции. Проведен анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия.

Текст статьи

Одним из наиболее важных факторов в современной рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной мере устанавливает формы экономической деятельности людей и больше всего проявляется в конкуренции. 

Конкуренция обычно появляется в том случае, если на одном рынке представлено большое количество товаров, у которых совпадают потребительские свойства. Главной целью конкурентной борьбы является удержание или поднятие позиции предприятия на рынке. Это возможно, если, в отличие от конкурентов, поставляемый товар будет больше соответствовать потребностям покупателей и при этом, затраты на удовлетворение этих потребностей будут ниже. Цель конкуренции – борьба за получение возможно большей прибыли [5, с. 28].

Р. Фатхутдинов дал определение конкурентоспособности: «это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению со степенью удовлетворения аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [2, с. 42].

В рыночной экономике эффективность деятельности предприятия преимущественно зависит от того, как точно будут изучены и применены законы конкуренции, и будет ли готова организация к конкурентной борьбе.

Политика государства должна постоянно стимулировать конкуренцию. Благодаря конкуренции сохраняется равенство между участниками экономических связей, это позволяет и покупателям, и продавцам самостоятельно делать выбор. Покупатель может выбирать из продавцов нужного ему товара или услуги, в то же время и продавец может свободно выбрать нужное место, время и условия продажи собственного товара, работы, услуги.

Механизм рынка позволяет донести потребности потребителя до производителя, а через него и до поставщика ресурсов. Для повышения конкурентоспособности предприятия требуется оперативно реагировать на изменение желаний потребителя [1, с. 44]. Наличие конкуренции является важным и необходимым условием функционирования рынка.

Конкуренция контролирует эффективность управления предприятием, организации, которые неэффективно используют и управляют имеющимися в наличии ресурсами, закономерно проигрывают своим конкурентам. В конечном счете, конкуренция повышает эффективность предпринимательства и способствует экономическому росту страны.

Если у предприятия высокий уровень конкурентоспособности, то оно может рассчитывать на высокую вероятность коммерческого успеха. Наоборот, низкий уровень конкурентоспособности приводит к малому шансу возможного коммерческого успеха.

Конкурентоспособность предприятия и производимых им продуктов сильно связаны, так если у продукта невысокая конкурентоспособность, то это может быть компенсировано конкурентными преимуществами организации. Например, если марка предприятия хорошо известна или у него есть эффективные каналы сбыта. Так неконкурентоспособный сам по себе продукт может иметь высокий успех благодаря фирме, и наоборот, товар с высокой конкурентоспособностью может иметь меньший успех, если фирма не обладает конкурентными преимуществами.

На момент начала деятельности организации на рынке обычно уже представлено большое количество действующих фирм. Занять свое место на рынке в ходе конкурентной борьбы не так просто. Многим фирмам это не удается, и они становятся банкротами.

Возникновение конкуренции было вызвано, прежде всего, условиями товарного производства. Каждый участник рынка пытался получить выгодные условия производства и реализации своего товара в ущерб другим участникам.

В процессе роста зависимости мелких производителей от рынка и изменений рыночных цен на товары, которые они производят, и идет усиление соперничества.

Наиболее распространена теория конкуренции Маршалла была до 40-х годов 20 столетия. А. Маршалл в своих трудах писал, что каждый участник рынка действует самостоятельно, что спрос и предложение формируются свободно, что свободная конкуренция широко распространена, то есть каждый потребитель или покупатель может конкурировать с другими потребителями и покупателями свободно [3, с. 112].

С конца 19 века начала широко распространяться структурная концепция конкуренции, которая потом заняла лидирующее положение в экономической теории. Основными последователями данной концепции были А. Курно, Ф. Эджуорт, Н. Чемберлен, Д. Робинсон.  Влияние этих экономистов настолько сильно, что понятие «конкуренция» сейчас часто применяется только исходя из структурного понимания. Рынок может считаться конкурентным только, если на нем действует такое количество предприятий, которые выпускают аналогичную продукцию, что отдельная фирма не может оказывать значительное влияние на цену товара с помощью изменений объема выпуска и реализации данной продукции. Отсюда выходит, что при структурном подходе, основной акцент состоит не в изучении борьбы организаций друг с другом, а в оценке рыночной структуры, а также условий, которые преобладают в данной структуре.

Кроме структурной и поведенческой конкуренции можно также выделить и функциональный подход, а в совокупности с этим и трактовку конкуренции в качестве процедуры открытия. Й. Шумпетер в своих трудах описывал конкуренцию как борьбу нового со старым. Эту борьбу ведут предприниматели, которые в ходе своей предпринимательской деятельности находят и используют новые комбинации факторов производства. Только самый конкурентоспособный способен выживать в данной борьбе. Как считал Й. Шумпетер, главной целью для предпринимателя является поиск и добавление в свое производство инноваций, борьбы с пережитками прошлого. Только в данном случае предприниматель может одержать победу в конкурентной борьбе, при этом вытесняя с рынка предпринимателей, которые пользуются старыми технологиями или не добавляют в производственный процесс улучшения и нововведения, а также предпринимателей, которые продают товары, не пользующиеся достаточным спросом.

Ф. Хайек дал определение конкуренции как «процедуры открытия», предприниматель для успешной деятельности обязан понимать то, в каком русле необходимо вести свою работу, а также что, для кого и как выпускать, при этом ориентируясь на повышение или спад цен на необходимые факторы производства и производимые с помощью их товары. В условиях современного рынка изучение процесса конкуренции может объективно показать на то, какие ресурсы надо использовать, а также какие реализовывать товары, кому и где их сбывать [4, с. 94].

В процессе экономической деятельности можно выбрать два пути. Один из которых – это производить такой же продукт, как и у конкурента, только продавать его по сниженной цене. Второй – это попытаться улучшить качественные свойства своей продукции.

При ценовой конкуренции во главе угла ставится цена продукции. Однако же экономическая практика многих стран мира доказала, что данный метод может быть недостаточно действенным. При этом может возникать непродолжительный положительный экономический эффект. Фирмы здесь пытаются повысить свою конкурентоспособность, продавая свои товары по более низким ценам, нежели конкуренты. Это может приводить к тому, что прибыль будет меньше, чем, если бы компания следовала другой стратегии. А иногда, даже возможна торговля в убыток, если затраты на производство товара превышают цену.

 При неценовой конкуренции самым важным является повышения качества продукции, а также всего комплекса услуг, сопровождающего продажу товара. Необходимо найти свою рыночную нишу. Повышение потребительской ценности товара возможно, благодаря ряду способов, например, ориентированию на определенный круг покупателей, использованию рекламы, повышению качества товара.

Можно выделить следующие преимущества неценовой конкуренции:

  1. Так как большие предприятия обладают большим количеством ресурсов, то конкуренция с ними для малого и среднего бизнеса может быть крайне неэффективным и невыгодным. Такие большие организации могут продавать свою продукцию по более низкой цене продолжительное время, то есть демпинговать;
  2. В современных рыночных условиях у потребителей формируются различные вкусовые предпочтения, каждый ищет какие-либо свойства товара, которые будут полезны именно для него. Поэтому предприниматели могут пользоваться этим и концентрироваться на определенной группе покупателей. Уникальные свойства товара могут быть даже предпочтительнее цены;
  3. Расходы на неценовую конкуренцию могут быть ниже, при условии грамотной реализации данной стратегии;
  4. Ряд стран законодательно запрещает понижать цену товара ниже определённой отметки.

Факторы, которые оказывают влияние на уровень конкурентоспособности товара:

  1. Долгосрочный спрос. Величина долгосрочного спроса является ключевым моментом при принятии решений по инвестиционным проектам, цель которых состоит в увеличении уровня производства компании и получении прибыли. Увеличение величины долгосрочного спроса является причиной привлечения новых организаций на рынок, а спад спроса вызывает отток организаций;
  2. Динамика спроса. Изменения спроса могут быть вызваны сменой требований потребителя к продукции, созданием новых каналов сбыта, связаны с появлением нового товара, ухудшением качества текущей продукции. Обновление продукта является ключевой движущей силой, оказывающей влияние на масштабы выпуска, производственные и маркетинговые затраты, каналы распределения;
  3. Технологические инновации. Частое внедрение технологических новшеств в процесс производства, а также сумма инвестиций в этот процесс благотворно влияют на жизненный цикл товара. Использование последних достижений научно-технического прогресса оказывает значительное влияние на конкурентоспособность товара и предприятия.
  4. Инновации маркетингового характера. Время от времени предприятие может предлагать рынку собственные продукты, пытаясь увеличить интерес потребителя к продукту, стимулировать спрос. Поэтому предприятия используют новые методы рекламы, которые позволяют изменить позиции участников конкурентной борьбы;
  5. Динамика лидерства. Появление новых компаний и исчезновение старых на рынке, изменение позиций текущих также оказывает сильное влияние на конкурентоспособность продукции.

В современных условиях повышение конкурентоспособности является одной из самых важных задач. Положительных результатов можно достигнуть лишь при правильном управлении деятельностью предприятия. На уровень конкурентоспособности оказывает влияние большое количество факторов. Наиболее эффективным методом конкуренции является неценовая конкуренция,

Список литературы

  1. Информационные технологии в менеджменте: учебник для академического бакалавриата / А. Ф. Моргунов. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 266 с. – (Серия: Бакалавр. Академический курс).
  2. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие/ А. Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. – Екатеринбург: Изд–во Урал унта, 2014. – 194 с.
  3. Репин, В. П. Бизнес–процессы. Моделирование. Внедрение, управление / В. П. Репин. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 469 с.
  4. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова. – Москва: Юрайт, 2015. – 510 с.
  5. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие / В.М. Джуха, А.В. Курицын, И.С. Штапова. – 3–е изд., стер. – Москва: КНОРУС, 2016. – 288 с. – (Бакалавриат).

Поделиться

2509

Сандитов М. Д., Шабыкова Н. Э. Подходы к анализу конкурентоспособности предприятия // Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 июня 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 84-88. URL: https://apni.ru/article/885-podkhodi-k-analizu-konkurentosposobnosti-pred

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля