Актуальность выбранной темы связана с тем, что в настоящее время ребёнок с рождения окружён насыщенной медиасредой. Электронные интерактивные игрушки, игровые приставки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Как результат – отсутствие у детей познавательно-исследовательских умений и навыков, они не умеют и не учатся работать с информацией, так как компьютер выдаёт уже готовые ответы, стоит только нажать на кнопку.
Создание мини - музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у школьников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Одна из важных задач учебно-воспитательного процесса в школе – формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения. В связи с этим трудно переоценить воспитательную роль такого вида деятельности, как музейная педагогика. Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях [4]. Современный музей образовательной организации (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования. Стало быть, «музейность» здесь приобретает новое качество – передача социальной памяти, что составляет сущность любого музея, осуществляется акт творческой реализации и самореализации, воспитывающего культуро-творчества.
Школьный музей сегодня – это особая образовательная среда, которая по большому счету, не имеет границ. Также стоит отметить, что в связи с появлением новых ФГОСов, музей школы может взять на себя роль образовательного центра, где как раз и реализуется в полной мере деятельностный подход к обучению. Еще одна важная роль школьного музея состоит в том, что образовательная деятельность становится осмысленной, благодаря активным формам познания. Музеи школ являются одним из эффективных средств обучения. Интерес к этой теме определил цели и задачи нашего проекта: углубить знания детей о мини-музеях, расширить и обобщить их знания о правилах посещения музеев. Для этого необходимо продолжить формирование представлений детей о мини-музеях, развивать потребность в посещении не только «мини», но и «настоящих» музеев, активизировать работу с семьей по проблеме развития эстетического вкуса у детей.
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т. е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. В раскрытии направления «гражданская активность» сказано, что «краеведение, школьные музеи – это проекты развития школьных музеев России, историко-краеведческой работы, позволяющей узнать об истории и культуре Малой Родины, это познавательные и увлекательные путешествия по самым интересным местам нашей страны» [2; 3, с. 122]. Создание школьного музея, в связи с этим, тесно связано с занятиями внеурочной деятельности, такими как «Изучаем родной край», «Социокультурные истоки», «Школа позитивных привычек».
Для проведения этой работы педагог может использовать различные формы и методики. Например, проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, также игровые методы и приёмы, театрализованная деятельность, по законам которой можно выстраивать не только общение с аудиторией, но и экспозицию. В центре внимания должна быть и интерактивность, которая предполагает диалог с экспонатами, творчество учащихся в пространстве музея.
Перечисленные методики позволяют подойти к созданию экспозиций как к увлекательному делу, в котором нужно проявлять воображение, фантазию, смекалку, а не только умение грамотно написать тематико-экспозиционный план или составить этикетаж [2; 3, с. 122].
Наряду с традиционными формами музейной работы осваиваются современные технологии. Например, компьютерные презентации. Одним из факторов, активизирующих познавательную, исследовательскую работу обучающихся в музее является создание электронных материалов на компьютере, участие в телекоммуникационных проектах.
В дополнение к непосредственной выставочной и экскурсионной деятельности предполагаются направления работы музея:
- музей как пространство общения и образования родителей. Например, путём организаций лектория для родителей;
- музей как пространство детского досуга и творчества;
- музей как место общения родителей и детей;
- музей как образовательное пространство для педагогов.
Основой жизни музея могут выступать исследования, посвящённые истории игрушек и игровых традиций, истории детства в междисциплинарном контексте.
Данный проект предполагает подготовительный этап (определение названия мини-музея, разработка его содержания, определение цели и задач); экспериментально-практический (сбор экспонатов и распределение их по разделам: «Игрушки наших родителей», «Наши первые игрушки», «Народная игрушка» (раздел, включающий игрушки разных народов, разных промыслов, самодельные игрушки), «Игрушки-забавы», «Куклы», «Автопарк», «Солдатики», «Новогодние игрушки»); итоговый. На этом этапе начинается работа с мини-музеем и экспонатами, показ презентации мини-музеев. Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии. И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из учащихся 3–4 классов. Экскурсионная работа с детьми позволяет выявить творческие способности детей, создать условия для творческого общения и сотрудничества
Вывод
Создание подобного культурного пространства, в основе которого находится музей, будет способствовать сохранению и поддержанию взаимосвязи и преемственности между поколениями в семье, повышению педагогической культуры родителей и профессиональному развитию педагогов.