Главная
АИ #13 (195)
Статьи журнала АИ #13 (195)
Декоративные стили во флористике

Декоративные стили во флористике

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

флористика
флористические стили
букет
композиция

Аннотация статьи

Флористика в современном мире представляет собой настоящее искусство, которое наравне с созданием художественных произведений, наполняет людские сердца невероятным вдохновением. Прежде чем приступить к созданию композиции, важно определиться в каком стиле или направлении она будет исполнена. В мире флористики известна информация о стилях и направлениях флористики.

Текст статьи

Основная часть

Флористика, или искусство составления всевозможных композиций из цветов, обязана своим названием изысканной и благонравной древнеиталийской богине Флоре – покровительнице весны и цветения. Человек всегда стремился украсить себя и свое жилище, это можно проследить от самых первых дней в истории человечества до сегодняшнего дня. Искусство флористики переживало множество расцветов и периодов забвения, изменялось по прихоти легкомысленной моды, и в настоящий момент можно говорить о его растущей популярности и востребованности. Так, ни одно торжество не обходиться без украшения зала и стола, не говоря уже о том, сколько пылких признаний было произнесено на языке цветов, преподнесенных в изысканной композиции. Но, для создания композиций требуется не только фантазия, но и профессионализм с определенными знаниями и соблюдением правил [1].

Для создания букетов используют не только цветы, но и листья, корни, семена и вспомогательные элементы, такие как бусины, ткани, перья, дизайнерские украшения. В руках талантливого флориста эти разномастные фрагменты превращаются в неподдельные произведения искусства [1].

Существуют основные флористические стили:

  • вегетативный,
  • декоративный,
  • параллельный,
  • форма-линейный,
  • креативная флористика.

Для создания композиции из цветов используются 4 основных сочетания цветов, на которых впоследствии опирается вся стилистика букета:

  • схожие цветы,
  • контрастные цветы,
  • союз нескольких разных цветов,
  • сочетание разных цветов схожего оттенка.

Для создания цветочных шедевров используются не только живые растения, но и сухоцвет, а последние веяния моды преподносят и вовсе необычные материалы – букеты из конфет, фруктов, игрушек и подгузников.

Прежде всего необходимо мысленно уловить идею композиции, ее настроение. Конструкция – точка отсчета будущего букета и должна опираться как минимум на 3 основных параметра – ширину, высоту и глубину [2].

Пропорции

Гармония пропорций складывается из соотношения сосуда, предназначенного для композиции и непосредственно самого букета. В параметры пропорций входят также размеры цветов и их количество. Традиционно используется метод «золотого сечения», которому бессознательно следуют опытные флористы [2].

Фокусная точка

Как у любой композиции, у букета цветов должен быть центр, некая точка, на которую в первую очередь падает взгляд смотрящего. Это может быть крупный или мелкий элемент, не обязательно цветок. Фокусной точкой с успехом могут выступать листья, флористические украшения или ваза. Главное, чтобы фокус не закрывал остальную часть композиции, а служил своего рода акцентом, вокруг которого раскручивается композиция букета [2].

Ритм

Ритм делает композицию из цветов живой, наполненной идей и энергией. Это то ощущение движения, которое отличает шедевр флористики от обычного, наобум собранного букета. Способов задать ритм очень много: перетекание цвета от более светлых тонов к темным, размерное сочетание крупных и мелких цветов, игра фактуры и преломления света. С помощью правильно выстроенного ритма можно увеличить или сузить композицию, убрать провалы в пространстве [2].

Уравновешенность

Какой бы экстравагантной и ассиметричной не была композиция, она должна сохранять необходимую устойчивость или уравновешенность, не заваливаться. Выдержанность композиционной формы – отличительный знак опытного флориста. Добиться визуальной устойчивости, чаще всего, можно с помощью цвета и формы [2].

Цвет

Правильно подобранное цветовое сочетание может из простой композиции создать настоящее искусство или, наоборот, испортить самый роскошный букет. Новички во флористическом дизайне используют цветовой круг, разделяющий цвета на холодные и теплые оттенки, а опытные мастера салона флористики могут допустить некоторую вольность, порой смешивая, казалось бы, неподходящие тона, но создавая при этом нечто совершенно новое и удивительное [2].

Гармония

Восприятие каждого букета весьма субъективно: что нравится одному человеку, может оставлять равнодушным другого. Тем не менее есть некие эстетические предпочтения, которых придерживается большинство. Из них и складывается так называемая гармония букета, радующая глаз [2].

Искусство флористики раскрывает нам волшебный мир цветов и растений, способный навсегда изменить наше отношение к, казалось бы, простым вещам, предстающим перед нами в совершенно ином свете. Флористика, подобно самой природе, помогает раскрыть душу цветов, перевести их энергетику на понятный для восприятия язык [3, с. 12-16].

Вегетативным стилем называют наиболее естественное представление цветов и растений. При этом флорист, работая с материалом, должен обращать особое внимание на внешний вид, форму роста и растительное сообщество растений, что особенно важно при работе с горшечными. Вегетативный стиль отличается свободным расположением растительного материала в композиции, что придает ей естественный природный вид, при этом важное внимание уделяется внешнему виду, характеру роста и растительному сообществу растений. В композиции, выполненной в вегетативном стиле, учитывают физиологию, структуру, направление движения растений. Для вегетативного стиля наиболее характерна асимметричная расстановка (свободный порядок) [3, с. 12-16].

Вегетативную композицию можно построить различными способами. Наиболее известна форма с одной точкой роста, когда материал расставляют так, что все линии композиции зрительно и фактически собираются в одной точке. Эта точка находится в вазе, где расположены растения. Видимые главные линии композиции и направления движения растений не должны пересекаться в свободном пространстве. Следует заметить, что работа в вегетативном стиле требует особо тщательного подбора и расположения материала: цветы и растения должны выглядеть натурально – так, как они растут в природных условиях. Однако это не означает, что художник-флорист обязан копировать природу или подражать ей; ему только следует как можно полнее раскрыть ее красоту [3, с. 12-16].

Форма-линейный стиль предполагает создание композиций с четким представлением формы в виде круга, шара, конуса, пирамиды, креста, сердца, буквы (венки, классические гирлянды, шесты), с минимальным количеством форм и линий. Для него характерно контрастное противопоставление форм и линий, возможно ощущение движения, соблюдение пропорций и наличие свободного пространства в композиции [4].

Для форма-линейного стиля характерна асимметричная компоновка растительного материала, но в некоторых случаях допустима и симметрия [4].

В форма-линейной композиции формой могут быть не только шар, куб и другие геометрические тела, но и плоскость листа. Экспрессивные линии растений в сочетании с такой формой позволяют создать интересную композицию [4].

При работе в форма-линейном стиле основное внимание обращают на форму, линию и цвет, поэтому при выборе ваз эти характеристики считаются более важными, чем размеры (высота, ширина или длина).

В природе часто можно встретить примеры композиций параллельного стиля, и многие флористы давно создают работы по их образцу [4].

Во флористике стиль считают параллельным, если большинство растительного или нерастительного материала расположено параллельно друг другу. Параллельный стиль предполагает расположение большинства элементов композиции параллельно друг другу. Каждый элемент при этом имеет свою собственную точку роста, и, так же как и в других стилях, здесь необходимо строго соблюдать пропорции, цвет, форму и т. д. Параллельные части композиции могут быть вертикальными, диагональными или горизонтальными [4].

К декоративному стилю можно отнести все композиции, не отвечающие первым трем стилям. В этом стиле главное для флориста – не выявлять особенности каждого растения, а подчинить их идее создания нового выразительного целого, когда растения, отчасти потеряв свою индивидуальность, выглядят по-новому. На практике флористы чаще выполняют работы именно в декоративном стиле [4].

Главная особенность декоративного стиля – плотное заполнение, то есть большое количество растений, близко расположенных друг к другу. Декоративные работы, как правило, симметричны, но они могут быть и асимметричными, как, например, структурные букеты или эта, обвитая лентами, пучками трав и ветками композиция. При создании декоративной работы флорист должен знать, что результат его творчества прежде всего зависит от формы и цвета выбранных растений. Обычно симметричная декоративная работа выглядит четкой, строгой. Это впечатление усиливается сочетанием, например, желтого с белым или синего с белым и ослабляется в пестрой работе или в мягких тонах. Допускается использование любого материала, в том числе нерастительного происхождения (камни, ракушки, перья). При этом не выявляются особенности каждого растения, они подчиняются идее создания нового выразительного целого. Если декоративная аранжировка симметрична, то материал должен быть расставлен как зеркальное отображение относительно геометрической середины (оси). Желтые розы, стоящие справа, должны повторяться и слева. Эта одинаковость соблюдается в форме, цвете и движении растений, но в деталях композиция может быть асимметричной. Речь идет о внешней симметрии, то есть о симметрии формы, при этом асимметрия внутри формы создает движение [4].

В природе часто можно встретить примеры композиций параллельного стиля, и многие флористы давно создают работы по их образцу.

Во флористике стиль считают параллельным, если большинство растительного или нерастительного материала расположено параллельно друг другу. Параллельный стиль предполагает расположение большинства элементов композиции параллельно друг другу. Каждый элемент при этом имеет свою собственную точку роста, и, так же как и в других стилях, здесь необходимо строго соблюдать пропорции, цвет, форму и т. д. Параллельные части композиции могут быть вертикальными, диагональными или горизонтальными [4].

Букет, выполненный в параллельном стиле, отличается тем, что место его связки не только выполняет техническую задачу, но и служит дополнительным украшением, поэтому при установке такого букета в вазу надо обязательно оставлять место связки на виду. У параллельно-вертикальных связанных букетов может быть несколько мест связки. Материал для связки выбирают очень тщательно, чтобы она получилась аккуратной и красивой. Нередко параллельный букет выглядит графично, у большинства таких работ черты вегетативного стиля отсутствуют. Букет может быть как симметричным, так и асимметричным. Работы в параллельном стиле могут быть симметричными или асимметричными. Каждый элемент при этом имеет свою собственную точку роста, и, так же как и в других стилях, здесь необходимо строго соблюдать пропорции, цвет, форму и т. д. Параллельные части композиции могут быть вертикальными, диагональными или горизонтальными [4].

Итак, помимо стандартной, существует еще креативная флористика. Она возникла не так давно. Ее возникновению послужило то, что человеку хотелось получить все больше силы и красоты из цветов, а также оригинальности композиции. Можно сказать, что креативная флористика является высшей ступенью в цветочном деле на сегодняшний день [5].

В элементах креативной флористики можно определить элементы цветов в сочетании с железом, деревом, пластиком, тканями и другими материалами.

Работы креативной флористики являются не только экспериментальным искусством, но и ярким примером креативности человеческого мышления [5].

Заключение

Мастерство в цветах или флористика – это искусство составления букетов и других композиций из различных природных материалов: цветов, листьев, трав, фруктов и т. д. Некоторые ухитряются создать букеты из сухофруктов, мягких игрушек, конфет.

Флористика имеет свои законы и правила, которые изучаются специалистами и соблюдаются при составлении букетов, композиций, панно и коллажей. Например, флористика предусматривает, что линия в композиции не должна обрываться, на кончик любой веточки должна быть приклеена какая-либо деталь – небольшой плод, ракушка, стеклышко или кора дерева. Нельзя ограничиваться применением только точечного материала, для создания движения необходим линейный материал. Флористика подчиняется законам композиции, она должна быть уравновешена, если не формой, то цветом, как в живописи. Флористика – это знание законов построения композиции, колористики, а также фантазия и талант флориста.

Флористика – это искусство и наука. Флористика способна передать красоту божественных творений Флоры и богатство внутреннего мира человека, составившего флористическую композицию.

Список литературы

  1. Альтея Гарамполис и Джилл Ризо «Цветочные рецепты». 2012 г.
  2. Игорь Йосифович, Джудит Граф «Как создать уютный интерьер с помощью растений». 2016 г.
  3. Осадчий, В.В. Многофакторная модель в коммерческой финансовой системе / В.В. Осадчий // Журнал прикладных исследований. – 2021. – Т. 3. – № 3. – С. 12-16. – DOI 10.47576/2712 7516_2021_3_3_12.
  4. Туркан Дмитрий «Магия флористики». 2014 г.
  5. Андреева Мария «Цветочный бизнес без цензуры» 2011 г.
  6. Виктория Базоева «Ботанический заговор. Почему растения так важны для нас и как за ними ухаживать». 2010 г.

Поделиться

2542

Прокудина Я. С. Декоративные стили во флористике // Актуальные исследования. 2024. №13 (195). Ч.I.С. 53-56. URL: https://apni.ru/article/8872-dekorativnie-stili-vo-floristike

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря