Эволюция свадебного макияжа: изучение трендов и вечной элегантности

Мода и красота, как и любое явление, имеют свою историю и тенденции развития. Люди хотели сделать себя более красивыми и изящными, чем они есть на самом деле, не то, что на протяжении нескольких обозримых прошлых веков, но в течение многих тысячелетий. Именно в такую глубь времен уходит история косметики.

Известно, традиции косметологии были очень разнообразны, интересны и подчас даже опасны для жизни. Так, при раскопках пещер каменного века археологами были найдены стержни для окрашивания губ, палочки для чернения бровей и ресниц, острые раковины для накалывания узора на лице и теле. Кроме того, для приукрашивания древний человек использовал для этого песок и глину, пепел и растения.

С давних времен особо украшались женщины во время свадебного обряда. Все описанные в статье косметические средства применялись в макияже невест.

Аннотация статьи
свадебный макияж
истоки макияжа
тренды макияжа
развитие макияжа
Ключевые слова

Основная часть

Свадебный макияж – очень важная и сложная часть образа невесты. Первый макияж люди начали делать еще в древности, правда он категорически отличался от современного. Да и макияжем его сложно было назвать [1].

Первобытные люди большое значение придавали раскрашиванию лица и тела рисунками и узорами перед сражениями, чтобы своим ярким загадочным обликом наводить страх на врага и заставить его отступить. В более поздние эпохи человеческой истории раскрашивание внешности минералами и растительными красителями имело религиозный характер. Делалось это прежде всего в ритуальных и мистических целях. Кроме того, по узору на теле безошибочно определялся статус человека. Но поражает, однако, не столько целевое назначение раскрашивания лица и тела, сколько богатство красок. Как показало специальное исследование французского археолога Жозефа Дешелета, в доисторические времена употреблялось по крайней мере семнадцать различных красок для грима, среди которых самыми излюбленными были белила (мел, мергель, известь), черная краска (древесный уголь и марганцевая руда) и целая гамма оттенков охры (от светло-желтого до оранжевого и красного) [1].

И только впоследствии макияж начали использовать исключительно для красоты, и впервые это сделали древние египтяне. Древний Египет является «колыбелью» косметики: египтяне первыми начали изготовлять порошок, напоминающий современную пудру; порошком из сажи они умело подводили глаза, смесью окиси железа и глины красили губы; волосы, ступни и ладони окрашивали хной, использовали растительные масла для приготовления косметических средств. Царице Египта Клеопатре приписывают авторство первого сборника рецептов красоты – «О лекарствах для лица» [1].

Так, в египетских пирамидах было обнаружено много предметов, которые подтверждали, что египтянам было известно, как придать привлекательность своему лицу и телу. Ведь, даже в древнеегипетских захоронениях найдено множество сосудов для благовоний и красок. И даже польскими учеными были обнаружили целые «косметические кабинеты» времен Древнего Египта [2].

Искусством изготовления косметических средств в Древнем Египте владели в основном жрецы. Состоятельные люди (а косметикой в Египте пользовались в те времена и женщины, и мужчины) применяли дорогостоящие вещества, а менее богатые использовали простые «народные» средства. Для египтянок забота о внешности была делом первостепенной важности. Помимо карандаша для бровей им были хорошо известны помада, лак для ногтей, краска для волос, душистая вода и прочие атрибуты современной женщины. Едкий сок некоторых видов ириса употребляли в качестве румян (этот сок вызывал раздражение кожи и красноту, которая сохранялась длительное время). Очень популярны были средства для отбеливания лица. Так, известно, что Клеопатра для сохранения нежности и белизны кожи лица использовала мазь, основным компонентом которой был измельченный крокодилий помет вместе с белилами [2].

Египтяне превратили процесс нанесения косметики в целый ритуал. Это требование к тогдашней моде, прибегали к искусственным изменениям форм: расширяли губы, удлиняли уши и т. д. Египтяне знали секреты приготовления ярких, светящихся красок, которые получали из раковин или морских моллюсков. Рецепты приготовления порошков, придающих коже матовость и скрывавших ее естественные дефекты и недостатки, хранили в глубокой тайне. Египтянки окрашивали глаза черными порошками, подбровное пространство покрывали медным купоросом или мелкотертым малахитом; чтобы подчеркнуть верхнее веко, и мужчины и женщины пользовались смесью зеленой меди и сернистого свинца, рудой. Такая краска для век не только позволяла придать глазам красивую миндалевидную форму, но и применялась как средство для отпугивания насекомых (репеллент), служила лекарством от нагноения глаз и трахомы [2].

Искусство косметики в Древнем Египте было доведено до совершенства. Мази, кремы, настои здесь использовались для питания кожи, защиты ее от палящего солнца. В большинство составов косметических средств входили оливковое, касторовое, пальмовое, миндальное масла.

Постепенно из Египта косметика «просочилась» в Древнюю Грецию и Рим. Греческая мифология приписывает изобретение косметических средств богине любви и красоты Афродите, а их распространение – Елене Прекрасной. Гречанки в то время не только красили ресницы сажей, но и закрепляли ее смесью яичного белка со светлой смолой, а губы и щеки румянили с помощью сурика. Позже богатые римлянки стали красить веки золотистой краской и подводить брови углем. Греки же придумали и такое популярное ныне средство макияжа, как белая пудра. Только тогда (да и много столетий спустя) пудру делали на основе такого чудовищно вредного компонента как свинец. Накладывали свинцовую белую пудру очень толстым слоем, что придавало лицу томный и заманчивый вид, одновременно скрывая последствия различных кожных заболеваний и дефекты кожи. Это было опасно, поскольку свинец в течение определенного промежутка времени только усугублял разрушения ткани, причиненные недугами. Но, несмотря ни на что, это средство использовалось вплоть до XIX в [2].

В то время основу макияжа гречанок составляли черная и голубая краски для глаз, щеки румянили кармином, губы и ногти окрашивали в тон, употребляли огромное количество белил, пудры для лица, плеч и рук, порошки для ресниц и глаз, духи. Ароматические эссенции, духи, цветочные масла помещали в керамические изящные флаконы. Полированные бронзовые зеркала были предметом роскоши и стоили очень дорого. Да, невеста была во всеоружии, но декоративная косметика была очень токсичной [2].

Косметика и грим были известны народам древних государств в период VI–I вв. до н. э. В Китае, Японии, Корее применение косметики женщинами на протяжении многих веков было традиционным и повсеместным. Косметика развивалась в Персии, Индии, Аравии, Южной Америке, Китае, Японии и Корее и использовалась с утонченной фантазией. В этих странах применялись всевозможные средства, чтобы скрыть типичный желтоватый оттенок кожи [3].

Косметические традиции Китая имеют многовековую историю. Эстетические каноны на протяжении столетий рисовали образ женщины с безукоризненно выполненным гримом и с максимально ухоженной кожей. На лица китайских женщин наносился тонкий слой пудры розового, красного или оранжевого цвета. Глаза подводили палочками, обмакнутыми в тушь. Кожу обрабатывали кремами, изготовленными из мякоти фруктов, чайных масел или животных жиров [3].

Страна восходящего солнца, Япония, во многом испытала на себе влияние искусства красоты и косметики Китая. Масла, пигменты и пудры из красильного сафиора, в числе прочих косметических средств использовались японками для создания привлекательной внешности. Выразительность их глазам придавала тушь [3].

А вот в Средние века наблюдается упадок эстетики. Женщина Средневековья испытывала на себе последствия эпохи, отмеченной суровостью нравов, бесконечными войнами, повальными эпидемиями. С упадком Римского государства была забыта и косметика. И в Средние века о ней практически не вспоминали. Церковь считала человеческое тело греховным и всякую заботу о нем относила к порокам. Несмотря на строгие запреты церкви дамы пользовались косметическими средствами. Когда мрачные и тусклые краски Средневековья сменились яркой палитрой эпохи Возрождения, пышно расцвела и косметика. Через Египет и другие страны Востока косметика распространилась во Францию, где значительно развилась линия декоративной косметики [4].

Интересно, что еще в 1190 г. король Филипп Август издал поощрительные правила, предоставляя привилегии тем, кто имеет право приготовлять и продавать все сорта духов, пудры, помады, мази для белизны и очищения кожи, мыла, душистую воду, перчатки и кожаные изделия. В то время считалось модным «малевать» лицо, руки, шею – это делали даже цветущие и красивые девушки. Разрисовка была до того сложна, что для этого часто приглашали художников [5].

Вслед за средними веками приходит эпоха Возрождения – эпоха, в которую эстетические ценности, преданные забвению в эпоху Средневековья, получают новое развитие – это период расцвета итальянского искусства, процветание меценатов, утверждение философской концепции человека через раскрытие гармоничного единства всех присущих ему физических и духовных качеств. Эстетика достигает небывалых вершин во всех сферах творчества, красоты, становится всеобобщающей, а потому и женская красота становится частью гармонии. Италия в эпоху Ренессанса превращается в европейский центр элегантности. Новые веяния в моде, в искусстве красоты и эстетики распространялись за пределы Италии, и их влияние было заметно при дворах Европы [4].

Франция, Англия, Россия в XVII–XVIII вв. В Европе косметические средства широко применяли разные слои населения. Знатные дамы красили себе не только губы, щеки, брови, но даже уши, плечи и руки.

В XVII в., прозванном «галантным», появилась мода на пудру, а раскрашенные лица мужчин и женщин были заурядным явлением и поражали многообразными вариациями. Разрисовка лица в это время была так сложна и требовала такого искусства, что дамы даже приглашали для этого художников, и в результате все казались скроенными по одному образцу [4].

В начале XVIII в. модницы и модники ввели новое направление в макияже – контрастность: на лицо наносили многочисленные слои пудры, румянили щеки, брови красили черным цветом, губы – яркой помадой, приклеивали из бархатной ткани мушки, носили напудренные парики.

Естественный макияж вошел в моду к концу XVIII в. Эффективным макияжем считался сок белой лилии с медом и лимонным соком. Чтобы добиться гладкости и белизны кожи, необходимо было использовать дынное семя, тертое с бобовой мукой, чередуя эту маску с протираниями огуречным соком. Красавицы скрывались от солнца под вуалью. Губная помада стала прошлым, а чистота тела и зубов считалась верхом цивилизованности. Наступила эпоха романтизма с ее идеалом «воздушной» красоты – белая до прозрачности кожа и темные волосы, стал модным более яркий цвет губ и щек. Для достижения этого использовались самые разные красители. Например, в деревнях это были овощи и ягоды: щеки румянили вишней, малиной, свеклой. Брови чернили сажей, углем или жженой пробкой, окрашивали тертым кирпичом, а для белизны лица использовали муку. Тем временем производство косметики в разных странах развивалось, изобретались все новые средства, рынок красоты расширялся и косметика дешевела. В то время макияж делали только дамы полусвета и содержанки. Уж они-то красились вволю – это ведь теперь дешево! Однако жизнь и статус женщины менялись, и макияж стали накладывать обычные женщины, для которых он являлся определенным символом независимости [4].

В конце XIX – начале XX в., когда главенствовал стиль ар нуво, или, по-русски, модерн, еще более ценились мертвенно-бледные декадентки.

Первая мировая война переменило больше отношение к женскому гриму: на экране появились первые женщины-вамп. Подрумяненные щеки, темные веки, темные губы, рот, изящно изогнутый в форме лука, и бледное как мел лицо.

Косметика стала более натуральной, а гигиенические процедуры – ежедневными. Прекрасно иллюстрирует образ невесты этого времени произведение Василия Пукирева «Неравный брак». Милое лицо практически лишено следов косметики.

Образ русской невесты можно представить по женским придворным портретам кисти Антропова.

В 1935 г. советским косметологом и парфюмером Р. А. Фридманом была разработана классификация косметики, получившая распространение во всем мире. Он выделил три вида косметики: декоративную, врачебную (лечебную), гигиеническую (профилактическую). Врачебную косметику называют еще специальной. Врачи-косметологи помогают устранению и исправлению небольших недостатков лица, например дефектов носа, подбородка [6].

В 1950-е гг. появились женщины с удлиненной яркой помадой, пухлые губы в сочетании с азиатской подводкой глаз и очень пышные ресницы. Появились специальные карандаши для бровей, черная жидкая подводка и увеличивающая объем тушь для ресниц, а также устойчивая матовая помада красных оттенков [6].

В 1960-е гг.– «эра твиста и космоса» предпочитала блондинок и светлую губную помаду. Меньшая акцентированность губ привела к большей выразительности глаз – используются жидкая подводка, накладные ресницы.

В моде были тонкие брови, тщательно растушёванные румяна, тёмные тени, неяркие губы, лёгкий загар. В 50-х годах появилась профессиональная тональная основа в цвет оттенка кожи. 70-е подарили миру средства для автозагара, 80-е ознаменовались триумфом перламутра в макияже. Все эти новшества находили отражение и в образе невесты.

Ретро 1970-х гг. вернуло в моду многое из довоенной косметики, а поклонницы стиля диско предпочитали перламутровые тени и натуральный блеск для губ – макияж стал возбуждающим, радостным [6].

1980-е гг. – пик моды на декоративную косметику. Распространены контрастные цвета, яркая раскраска, очень широкие темные брови, розовая и черная помада, черная и синяя подводка по верхнему и нижнему веку, выполненная айлайнером (eyeliner – специальная жидкая тушь с кисточкой, напоминающая фломастер) или темным контурным карандашом [6].

В начале 1990-х в моде лохматые длинные ресницы и природные оттенки в макияже, бум красной помады. В середине 90-х возрождается подводка в стиле 60-х, и в моде пухлые губы. Конец 90-х – эпоха естественного минимализма. Появляются новые тональные кремы со светоотражающим эффектом; в моде узкие брови, макияж – «умытое лицо» прозрачен, легок, естествен, помада и румяна – светлых, нежных сиреневых, фиолетовых оттенков [7].

В 2000-х гг. в моде металлические светящиеся цвета: серебристый, бронзовый, золотой; актуальны продукты, содержащие блестки, перламутр; используются всевозможные прикладные материалы. Макияж дарит ощущение праздника, кожа сияет и светится. Используется блеск для губ. Макияж 2000-х гг. – чувственный и сексуальный [7].

Современные тенденции в макияже, особенно свадебном, направлены на использование качественной косметики, которая не принесёт вреда нежной молодой коже.

Заключение

Современная косметика сильно отличается от косметики древних времен. В наши дни ее производство строится на научной основе и представляет собой сложную индустрию, в которую входят многие специалисты – стилисты, визажисты, врачи и художники.

Следуя моде и даже часто опережая ее, косметика все чаще обращается к богатствам природы. Косметическое искусство постоянно развивается.

Современная мода в косметике часто обращается к прошлому – то, что было модно несколько веков назад, может вызвать интерес и сегодня.

Слово «макияж» означает «приукрашивание лица». При помощи макияжа можно придать лицу здоровый ухоженный вид, исправить небольшие недостатки, подчеркнуть достоинства.

Теперь макияж, прочно вошедший в нашу жизнь, стали называть make-up. Это вид современной декоративной косметики, который выполняется при помощи различных косметических средств.

Макияж во многом зависит от индивидуального вкуса, воспитания, культуры поведения в целом. Но, как и во всяком деле, важно помнить, что любой макияж должен быть завершенным, аккуратным, соответствовать стилю костюма и прически [7].

Текст статьи
  1. Резанова Н.Ю. Чувств изнеженных отрада. История парфюмерии и косметики, 2004 г.
  2. Сыромятникова И.С. Искусство грима и прически, 2000 г.
  3. Сычев Л.П. Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве, 1975 г.
  4. Фиренцуола А. «О любви и красотах женщин» Трактаты о любви эпохи Возрождения (ред. В. П. Шестаков), 1992 г.
  5. Цвейг С. «Мария Стюарт. Мария Антуанетта» (Электронный ресурс), 1992 г.
  6. Флетчер Дж. «О государстве русскомъ», 1906 г.
  7. С. Шерстенева Школа красоты, 1999 г.
Список литературы