Главная
АИ #13 (195)
Статьи журнала АИ #13 (195)
Педагогико-психологические основы использования информационно-коммуникационных т...

Педагогико-психологические основы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании детей дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

фундамент
педагогика
информационные технологии (ИКТ)
информация
образование
дети
дошкольники
психология
исследование
система образования
наука
рефлексия
современность
труд
отношение
состояние
компьютерная игра
средний

Аннотация статьи

Современное общество невозможно себе представить без использования информационно-коммуникационных технологий. Родившись, ребенок попадает в среду, насыщенную компьютерными технологиями. Постепенно информационно-коммуникационные входят в систему дошкольного образования как один из эффективных способов обучения и развития ребёнка. Введение компьютера в традиционный педагогический процесс детского сада позволяет сделать процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет непосредственно образовательную деятельность, а только дополняет её. Непосредственно образовательная деятельность на основе использования компьютера проводится в соответствии с общим планом образовательной программы, взаимно обогащая друг друга, обеспечивая дальнейшее развитие традиционной игровой среды.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Текст статьи

Основная часть

С самого начала своей жизни ребенок включен в социальное взаимодействие. Развитие ребенка, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он развивается только при наличии общественных условий жизни [2]. Взаимодействуя с другими людьми, ребенок получает определенный социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Процесс социализации личности ребенка в детском саду включает различные виды деятельности, в дом числе игровую деятельность с использованием компьютерных обучающих программ. Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяет расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам [3].

В настоящее время существует множество обучающих компьютерных программ для дошкольников. Среди них и программы, помогающие:

  1. Развивать математические способности;
  2. Осваивать иностранные языки;
  3. Расширять кругозор детей.

Большинство компьютерных обучающих программ для детей разработано в форме игр, ведь именно игровая деятельность для дошкольника является ведущей.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

  • Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • Делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • Формировать информационную культуру у детей;
  • Активизировать познавательный интерес;
  • Реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности [2].

Сегодня ИКТ позволяет:

  1. Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.
  2. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
  3. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
  4. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
  5. Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  1. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  2. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
  3. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.
  4. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).
  5. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
  6. Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.
  7. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
  8. Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.
  9. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
  10. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты) [3].

Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья.

Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона [3].

Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой повышают скорость передачи информации детям, улучшают уровень её понимания, что способствует развитию всех форм мышления.

Заключение

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что использование новых информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения дает современному ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества.

В игре, в том числе компьютерной, у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. Развитие активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения, как с другими людьми, так и с самим собой, зависит не только от педагогов и родителей, но и от часто меняющейся окружающей действительности.

Список литературы

  1. Алиева Ш.Г. Cоциальное развитие дошкольников. 2014 г.
  2. Мудрик А.В. Социализация человека. 2011 г.
  3. Смирнова З.Ю. Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях (метод. пособие) 2008 г.

Поделиться

1021

Яковлева С. В. Педагогико-психологические основы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2024. №13 (195). Ч.III.С. 77-79. URL: https://apni.ru/article/8877-pedagogiko-psikhologicheskie-osnovi-ispolzova

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря