Автор(-ы):
Яковлева Светлана Владимировна
27 марта 2024
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Дошкольное воспитание закладывает основу личности, способствует раскрытию способностей ребенка на протяжении всей его последующей жизни. Система дошкольного воспитания решает задачи обучения ребенка жизни в обществе, знакомства с основными законами жизни и природы, подготовки его к школе.
Гармонично устроенное обучение и жизнь ребенка в детском саду позволят реализовать ему заложенный потенциал, начиная с раннего возраста. Поэтому педагоги дошкольного воспитания стремятся использовать в своей практике системы, наиболее естественно подходящие для детей, учитывающие их возрастные особенности, любознательность и стремление изучать окружающий мир во всем его многообразии.
Широко известная педагогическая система Марии Монтессори лежит в основе многих существующих систем воспитания маленьких детей. Она основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме.
Текст статьи
Основная часть
По мнению Марии Монтессори, образовательный процесс должен заключаться не в простой передаче знаний ребёнку, а в стремлении раскрыть его потенциальные возможности. В системе Монтессори это достигается посредством предоставления ребёнку свободы и самостоятельности в выборе деятельности.
В основе метода Монтессори лежит теория о том, что в своём развитии ребёнок проходит определённые этапы, когда те или иные навыки усваиваются им эффективнее и наиболее естественным образом [4].
В возрасте до шести лет все дети проходят шесть основных периодов развития, когда они дольше могут концентрироваться на определённом виде деятельности:
Все эти временные рамки приблизительны: начало прохождения каждого периода и его продолжительность индивидуальны. Поэтому монтессори-педагогу важно точно определить сферу интересов ребёнка на определённом этапе его развития и подобрать максимально эффективную деятельность: если не сделать это вовремя, время может быть упущено и в дальнейшем на формирование навыка будет затрачено гораздо больше усилий [3].
В работе с детьми по системе Монтессори важно руководствоваться её главным правилом: «Помоги мне сделать это самому». Из этого правила вытекают и основные принципы методики:
У методики Монтессори миллионы поклонников по всему миру, в том числе среди знаменитостей (стоит упомянуть хотя бы британских принцев Уильяма и Гарри). И вот в чём причины такой популярности:
Несмотря на столь значимые преимущества, сторонники традиционного подхода к образованию выделяют и серьёзные недостатки системы Монтессори:
Детские монтессори-сады популярны в нашей стране: только в Москве 31 детский сад, который работает по этой системе. Ассоциация Монтессори-педагогов России советует родителям при выборе сада опираться на три важных фактора:
На последний пункт стоит обратить особое внимание: планирование среды и наполненность классов очень важны. В группах до трёх лет должны быть зоны для развития речи, крупной и мелкой моторики, сенсорного развития, рисования, занятий с водой и понимания причинно-следственных связей. В группах для детей от трёх до шести лет организуются зоны космоса (естествознания), математики, сенсорики, языка и упражнений в практической жизни.
Существуют определённые стандарты, по которым работают монтессори-сады в нашей стране. Перечислим основные из них:
Для развития детей важно не только регулярно заниматься с дидактическими материалами, но и выполнять различные упражнения Монтессори:
М. Монтессори считала, что любые практические действия, теории и модели могут строиться только на фундаментальных знаниях о развивающемся человеке. Научные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли ей открыть «феномен поляризации внимания», из которого, собственно, она и делает выводы о свободном саморазвитии ребенка и о способах организации его работы в специально обустроенной среде.
Одна из значительных работ Марии Монтессори называется «Дети – другие» [2]. Уже в названии книги виден ее взгляд на картину жизни ребенка. Он заключается в том, что психика и сама сущность ребенка устроена иначе, чем у взрослых. Если взрослые приобретают знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто впитывает жизнь целиком. У маленького ребенка нет памяти, сначала ему надо ее построить.
Заключение
Новые образовательные программы для детского сада будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальное использование инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка [4].
Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. Занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок. Материалы Монтессори позволяют ребенку самому увидеть и исправить свои ошибки. Роль Монтессори-педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.
Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.
Диктующая педагогика наконец-то полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменили более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы [4].
Список литературы
Поделиться
Яковлева С. В. Реализация Монтессори-метода в условиях современных требований к дошкольному образованию // Актуальные исследования. 2024. №13 (195). Ч.III.С. 80-83. URL: https://apni.ru/article/8878-realizatsiya-montessori-metoda-v-usloviyakh