Главная
АИ #13 (195)
Статьи журнала АИ #13 (195)
Реализация Монтессори-метода в условиях современных требований к дошкольному обр...

Реализация Монтессори-метода в условиях современных требований к дошкольному образованию

Автор(-ы):

Яковлева Светлана Владимировна

27 марта 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

метод Монтессори
детский сад
школа
развитие человека

Аннотация статьи

Дошкольное воспитание закладывает основу личности, способствует раскрытию способностей ребенка на протяжении всей его последующей жизни. Система дошкольного воспитания решает задачи обучения ребенка жизни в обществе, знакомства с основными законами жизни и природы, подготовки его к школе.

Гармонично устроенное обучение и жизнь ребенка в детском саду позволят реализовать ему заложенный потенциал, начиная с раннего возраста. Поэтому педагоги дошкольного воспитания стремятся использовать в своей практике системы, наиболее естественно подходящие для детей, учитывающие их возрастные особенности, любознательность и стремление изучать окружающий мир во всем его многообразии.

Широко известная педагогическая система Марии Монтессори лежит в основе многих существующих систем воспитания маленьких детей. Она основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме.

Текст статьи

Основная часть

По мнению Марии Монтессори, образовательный процесс должен заключаться не в простой передаче знаний ребёнку, а в стремлении раскрыть его потенциальные возможности. В системе Монтессори это достигается посредством предоставления ребёнку свободы и самостоятельности в выборе деятельности.

В основе метода Монтессори лежит теория о том, что в своём развитии ребёнок проходит определённые этапы, когда те или иные навыки усваиваются им эффективнее и наиболее естественным образом [4].

В возрасте до шести лет все дети проходят шесть основных периодов развития, когда они дольше могут концентрироваться на определённом виде деятельности:

  1. От рождения до трёх лет – период восприятия порядка, когда ребёнок легко учится поддерживать порядок в своих вещах.
  2. От рождения до пяти с половиной лет – период сенсорного развития, в который важно трогать, пробовать, нюхать, слушать и смотреть.
  3. От рождения до шести лет – период развития речи, когда легче всего овладеть родным и иностранным языком, а с пяти до шести лет – письмом.
  4. От года до четырёх лет – период освоения действий и движений, когда важно научиться контролировать своё тело.
  5. От полутора до четырёх с половиной лет – период развития мелкой моторики.
  6. От двух с половиной до шести лет – период формирования социальных навыков [4].

Все эти временные рамки приблизительны: начало прохождения каждого периода и его продолжительность индивидуальны. Поэтому монтессори-педагогу важно точно определить сферу интересов ребёнка на определённом этапе его развития и подобрать максимально эффективную деятельность: если не сделать это вовремя, время может быть упущено и в дальнейшем на формирование навыка будет затрачено гораздо больше усилий [3].

В работе с детьми по системе Монтессори важно руководствоваться её главным правилом: «Помоги мне сделать это самому». Из этого правила вытекают и основные принципы методики:

  1. Раннее развитие ребёнка: в стремлении стать независимым от взрослых даже новорождённый младенец готов непрерывно развиваться и осваивать новые навыки.
  2. Подготовленная среда: ребёнок – сам себе учитель, и у него должна быть возможность самостоятельно организовать свою деятельность. Для этого пространство в монтессори-классе поделено на несколько зон, в которых ребёнок легко получает доступ ко всем необходимым материалам.
  3. Свобода выбора: ребёнок сам решает, в какой зоне и как долго он хочет заниматься.
  4. Самостоятельность: дети не просто организуют свою деятельность, но и убирают за собой, и договариваются с другими детьми о том, в каком порядке они будут пользоваться материалами.
  5. Второстепенная роль учителя и воспитателя: педагог лишь помогает организовать учебный процесс, а затем наблюдает за ним со стороны.
  6. Соблюдение правил: чтобы работа в группе или классе была упорядоченной, обязательно нужно убирать за собой; не мешать другим заниматься; не шуметь и терпеливо ждать, когда освободятся интересующие ребёнка материалы.
  7. Отсутствие запретов, критики, поощрений и наказаний: внутренняя мотивация детей настолько сильна, что они сами стремятся исправлять ошибки. Похвалы и поощрения также излишни: они учат детей оценивать и сравнивать себя с другими.
  8. Разновозрастность: в группах Монтессори обучаются дети с разницей в возрасте до трёх лет. Так дети учатся взаимопомощи, терпению и ответственности [3].

У методики Монтессори миллионы поклонников по всему миру, в том числе среди знаменитостей (стоит упомянуть хотя бы британских принцев Уильяма и Гарри). И вот в чём причины такой популярности:

  1. Дети, воспитанные по методике Монтессори, самостоятельны и самодостаточны: их не нужно развлекать или всё делать за них.
  2. Нет необходимости заставлять детей учиться, ведь им легко и интересно получать знания.
  3. Уровень знаний у учащихся монтессори-школ часто выше, чем у их сверстников из обычных школ.
  4. Отсутствие оценок и конкуренции с другими детьми даёт возможность сконцентрироваться на познавательной деятельности.
  5. Одно из важных качеств, которые развиваются у ребёнка, – ответственность. Он сам делает свой выбор и принимает его последствия, допускает ошибки и исправляет их [3].

Несмотря на столь значимые преимущества, сторонники традиционного подхода к образованию выделяют и серьёзные недостатки системы Монтессори:

  1. Основная цель монтессори-педагогики – развитие интеллекта ребёнка, а физическому развитию, творчеству и социализации уделяется гораздо меньше внимания.
  2. Ребёнку, попавшему в обычную школу после монтессори-класса, будет сложно адаптироваться к классно-урочной системе, домашним заданиям и оценкам.
  3. Стоимость обучения в детских садах и школах Монтессори достаточно высокая.
  4. Несмотря на свободу выбора и отсутствие запретов в системе Монтессори, дети, которые получают образование по этой методике, дисциплинированны и отличаются от сверстников большей целеустремлённостью. Они дольше удерживают внимание на объекте изучения, ведь они выбрали его по своему собственному желанию, а не по принуждению. Кроме того, дети из монтессори-классов и групп относятся уважительно к другим: они не мешают, не перебивают и не отбирают друг у друга материалы.
  5. Но есть и обратная сторона медали: дети, которые не привыкли к принуждению и подчинению авторитету педагога, при переходе в обычную школу могут бунтовать и отказываться выполнять требования учителя. Также им может быть сложно завести друзей: в монтессори-школе не учат вместе играть и дружить [2].

Детские монтессори-сады популярны в нашей стране: только в Москве 31 детский сад, который работает по этой системе. Ассоциация Монтессори-педагогов России советует родителям при выборе сада опираться на три важных фактора:

  • наличие у педагогов соответствующего образования;
  • продолжительность свободной работы детей (минимум 1–2 часа в день);
  • из каких зон состоит класс и какому возрасту соответствует.

На последний пункт стоит обратить особое внимание: планирование среды и наполненность классов очень важны. В группах до трёх лет должны быть зоны для развития речи, крупной и мелкой моторики, сенсорного развития, рисования, занятий с водой и понимания причинно-следственных связей. В группах для детей от трёх до шести лет организуются зоны космоса (естествознания), математики, сенсорики, языка и упражнений в практической жизни.

Существуют определённые стандарты, по которым работают монтессори-сады в нашей стране. Перечислим основные из них:

  1. В группах занимается по 15–25 детей разного возраста (0–3 года и 3–6 лет), с ними работают два педагога.
  2. Обычных игрушек в группе нет: вместо них множество материалов, одобренных Международной ассоциацией Монтессори. Занимаясь с дидактическими материалами, ребёнок учится, например, различать цвета, формы или размеры предметов.
  3. Поддержание порядка важно: дети всегда убирают за собой материалы. Все игровые наборы находятся в открытом доступе на уровне глаз ребёнка, давая ему свободу выбора.
  4. Предметы быта (миски, ложки, веники) используются не для ролевых игр, а для освоения бытовых навыков: уборки, приготовления пищи или ухода за растениями.
  5. Прогулки, сон и приёмы пищи проводятся по расписанию.
  6. «Круг» в монтессори-саду – форма коллективной деятельности и ежедневный ритуал. Во время работы в кругу дети общаются и делятся интересной информацией, а педагоги обсуждают правила или проводят презентации учебного материала. Круги нужны, чтобы компенсировать нехватку социализации [4].

Для развития детей важно не только регулярно заниматься с дидактическими материалами, но и выполнять различные упражнения Монтессори:

  • завязывание и развязывание бантиков, шнурков;
  • застёгивание и расстёгивание пуговиц, застёжек и пряжек;
  • пересыпание круп и переливание воды ложкой из одной ёмкости в другую;
  • лепка из пластилина или солёного теста;
  • мытьё посуды, вытирание пыли, подметание пола;
  • складывание постиранной одежды;
  • сортировка носочков по парам;
  • опрыскивание и полив комнатных растений;
  • участие в приготовлении пищи: смешивание ингредиентов для салата, вымешивание теста, раскладывание еды по тарелкам, нарезка фруктов и овощей (уже с полутора лет можно пользоваться безопасным ножом для нарезки мягких фруктов);
  • рисование на песке (в домашних условиях можно использовать манную крупу);
  • упражнения с прищепками (можно цеплять их на круг, вырезанный из жёлтого картона – получится солнце);
  • аппликации из природных материалов [4].

М. Монтессори считала, что любые практические действия, теории и модели могут строиться только на фундаментальных знаниях о развивающемся человеке. Научные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли ей открыть «феномен поляризации внимания», из которого, собственно, она и делает выводы о свободном саморазвитии ребенка и о способах организации его работы в специально обустроенной среде.

Одна из значительных работ Марии Монтессори называется «Дети – другие» [2]. Уже в названии книги виден ее взгляд на картину жизни ребенка. Он заключается в том, что психика и сама сущность ребенка устроена иначе, чем у взрослых. Если взрослые приобретают знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто впитывает жизнь целиком. У маленького ребенка нет памяти, сначала ему надо ее построить.

Заключение

Новые образовательные программы для детского сада будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальное использование инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка [4].

Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. Занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок. Материалы Монтессори позволяют ребенку самому увидеть и исправить свои ошибки. Роль Монтессори-педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

Диктующая педагогика наконец-то полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменили более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы [4].

Список литературы

  1. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому (составители М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). 2000 г.
  2. Монтессори, М. Дети – другие. 2004 г.
  3. Монтессори, М. Мой метод. (Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет; Мария Монтессори; пер. с англ. А.В. Колесниковой, Е.А. Рязанцевой. – М.) 2013 г.
  4. Фаусек Ю. Педагогика Марии Монтессори. 2007 г.

Поделиться

329

Яковлева С. В. Реализация Монтессори-метода в условиях современных требований к дошкольному образованию // Актуальные исследования. 2024. №13 (195). Ч.III.С. 80-83. URL: https://apni.ru/article/8878-realizatsiya-montessori-metoda-v-usloviyakh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля