Главная
АИ #13 (195)
Статьи журнала АИ #13 (195)
Язык как средство развития познавательной активности дошкольников

Язык как средство развития познавательной активности дошкольников

Автор(-ы):

Яковлева Светлана Владимировна

27 марта 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

система Марии Монтессори
Монтессори материал
языковая деятельность системе Монтессори

Аннотация статьи

Ребенок сталкивается с человеческой речью с первых минут своей жизни. Он начинает улыбаться, когда слышит знакомый голос и даже чувствует его интонацию. Постепенно, по мере взросления, ребенок впитывает ту манеру речи и общения, которая непосредственно его окружает. Без внешних контактов с миром и окружающими людьми развитие речи было бы абсолютно невозможно. Таким образом, развитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе генетического, сенсорного и социального развития.

Главные цели обучения родному языку заключается в том, чтобы расширить словарный запас ребенка, подготовить его руку к письму, обучить чтению. При этом это не только цели родителей и педагогов, но, в первую очередь, потребность ребенка в сенситивный период восприятия языка. Речь способствует организации познавательной деятельности и понятийного мышления. Ребенку для полноценного общения и обогащения представлений об окружающем мире необходимо овладеть речью, именно она в определенной мере является регулятором его поведения, помогает спланировать участие в коллективной деятельности.

Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори, итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свободного воспитания, Монтессори считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте.

Текст статьи

Основная часть

Мария Монтессори – известный итальянский педагог, в честь которой было названо целое педагогическое направление – Монтессори-педагогика.

Свою первую школу она открыла в 1907 году. В этой школе педагогами проводились занятия с умственно отсталыми детьми. Поскольку многие дети плохо говорили, Монтессори разработала систему упражнений, которые развивали речь благодаря тренировке мелкой моторики пальцев. Из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали разъяснения учителей, были придуманы игры и пособия, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного опыта. Спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.

Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих и систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу.

Но самое главное в методе – это понимание того, что мир детей и мир взрослых – это совершенно разные миры.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития [2].

Ребенок учится самостоятельно с помощью специальных Монтессори-материалов, в которых заложена возможность самоконтроля, когда малыш сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагают занятия детей, начиная с младенчества. К таковым относится методика Марии Монтессори [2].

Согласно вышеуказанной методике, существуют периоды благоприятного развития какой-либо психической функции, те периоды наивысшей чувствительности к определенному роду воздействия (сензитивные периоды):

  • 0–1 года (младенчество) – развиваются ощущение и восприятие;
  • 1–3 года (раннее детство) – речь;
  • 3–5 лет (младший и средний дошкольный возраст) – первичные нравственные привычки;
  • 5–7 лет (старший дошкольный возраст) – память [3].

Нет особого периода жизни, когда ребенок только и делает, что изучает язык. Это происходит каждый день его жизни – он ведь всегда слышит человеческую речь. В первый год жизни ребенок, не произнося слов, наблюдает, выполняет просьбы, играет. И все это можно назвать подготовкой к словесному выражению себя. Чем больше внимания мы уделим в этот период развитию его чувств, физиологии, чем чаще будем объяснять словами, что происходит вокруг, тем ярче и богаче будет его язык, когда он подрастет [3].

На втором году жизни ребенок произносит первые слова. С каждым месяцем он будет говорить все больше и больше слов. И наступит время, когда его желание расширить свой словарный запас достигнет вершины [3].

Согласно мнению Марии Монтессори, это происходит примерно в три, три с половиной года. Уже к концу второго года жизни малыш начинает говорить предложениями, это означает, что он принимает и понимает логику языка, - шаг к мыслительной деятельности [3].

В 3–4 года ребенок начинает говорить целенаправленно и осознанно. С помощью речи он решает свои проблемы, выражает эмоции и желания. В этом возрасте дети интересуются буквами – символами звуков, с удовольствием играют с магнитным алфавитом, обводят шершавые буквы [3].

Третий год жизни характеризуется значительным расширением речевых возможностей малыша, которому теперь необходимо научиться общаться не только с взрослыми, но и со своими сверстниками. Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы (память, внимание), мышление ребенка. Маленький почемучка задает один вопрос за другим, выслушивает ответы и заодно совершенствует свою способность применять в собственной речи новые слова, словосочетания и фразы. Развивать речевые возможности ребенка по-прежнему следует во всех направлениях. К 4,5–5 годам ребенок готов не только без принуждения, но и самостоятельно учиться читать [3].

К 7 годам завершается процесс овладения речью. Язык – это не только средство общения, но и мышления. Это предмет сознательного изучения, те ребенок готовится к поступлению в школу. Она начинается обучаться чтению, письму, развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу 7 года завершается процесс фонематического строя речи, интенсивно растет словарный запас. В 3 года ребёнка знает примерно 1500 слов, в 6 лет – от 2500 до 3000 слов. Развивается грамматический строй речи, дети усваивают строение слова. Построение фразы. Они обладают самостоятельным словотворчеством, иногда очень оригинальным (у лысого голова босяком).

На границе 7–8 лет ребенок переходит к контекстной речи, те содержание речи раскрывается в контексте. Она присутствует при пересказе фильма, рассказа, сказки, описывании картины. Выделяется эгоцентрическая речь про себя и для себя (внутренний монолог). Эта речь помогает ребенку планировать и регулировать свои действия. Таким образом, расширяются способы общения ребенка и это важный фактор его развития. Продолжается общение с взрослыми, для ребенка они эрудиты (знающие все). Ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы и попутно рассуждать по этому поводу (куда летит дым?) [3].

В целом все материалы, располагающиеся в речевой зоне дошкольной Монтессори-группы, можно условно разделить на четыре группы [4].

К первой группе относятся многочисленные материалы, основной задачей которых является развитие и систематизация понятийного запаса ребенка. Здесь представлены небольшие предметы, мелкие фигурки.

Ко второй группе относятся материалы по обучению письму.

К третьей группе относятся материалы по обучению чтению.

К четвертой группе относятся материалы по введению в грамматику.

Одной из самых распространенных форм занятий по развитию речи является «беседа в кругу». Темы для обсуждения в основном возникают из событий, происходящих вокруг ребенка.

Развитие речи происходит также во время работы, направленной на знакомство ребенка с правилами поведения в обществе, которая проводится обычно в кругу [4].

Расширение словарного запаса ребенка происходит при выполнении упражнений в зоне практической жизни. Сенсорный материал знакомит ребенка со свойствами предметов, впечатления, полученные посредством органов чувств, находят вербальное выражение. В математике ребенок знакомится с целым рядом абстрактных понятий: названиями чисел, арифметическими действиями, геометрическими фигурами и телами [4].

Обогащение словарного запаса порождает необходимость систематизации полученной ребенком новой информации. В речевой зоне Монтессори-материала для этого предлагаются наборы карт с изображением различных предметов или живых существ – по одному на карте и карта для обобщающего понятия, где нарисованы все предметы вместе. Обобщающие понятия делятся на 3 группы: животные, растения, человек. В соответствии с вышесказанным, наборы карт имеют желтый, зеленый или красный кант, что позволяет проводить самостоятельный контроль и легче ориентироваться как ребенку, так и педагогу [4].

Работая с детьми, автор методики постепенно пришла к выводу, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослого – только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специальная среда и подготовленный учитель (взрослый), уважающий личность ребенка.

Как было отмечено, большое значение в методике М. Монтессори уделяется развитию мелкой моторики. Именно поэтому многие игры-пособия способствуют мелкой работе рук, массажу пальчиков. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе. Учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Подведя итог, можно заключить, что данная методика очень вдумчивая, неторопливая, учитывающая потребности ребенка, дающая ему свободу выбора. В таких группах ребенок научится читать и писать грамотно и в соответствии с темпами своего индивидуального развития. Выпускники Монтессори-групп владеют беглым чтением текстов разной сложности, разобрать слово по составу, найти члены предложения, с удовольствием изучают энциклопедии, умеют подготовить небольшой доклад к занятию, написать его самостоятельно. Учиться читать и писать можно по-разному, но результат должен быть один - от чтения человек должен получать удовольствие, этому и способствует методика М. Монтессори [4].

Заключение

В современной жизни у детей наряду с передовыми возможностями интеллектуального развития, встала серьезная проблема овладения средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Ребенок, с легкостью разбирающийся в компьютерах и других современных гаджетах, зачастую не владеет элементарными видами общения, такими как, диалогическая речь, конструктивные виды взаимодействия с детьми и взрослыми. Но данная проблема решаема благодаря использованию методики известного итальянского врача и педагога Марии Монтессори.

В методике Монтессори уделяется большое внимание тренировке мелкой моторике и физической активности. Доказано, что движение пальчиков и умеренная физическая нагрузка положительно влияют на развитие речи и умственные способности.

При этом задача взрослого - только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специальная среда и подготовленный учитель (взрослый), уважающий личность ребенка. Мария Монтессори, болея всей душой за ребенка, стремится объяснить, что дети - другие. Только признав это, взрослые могут пытаться избежать конфликтов с детьми и всевозможных отклонений от естественного пути развития ребенка, а в конечном итоге и всего человечества.

Список литературы

  1. Афанасьева Т. Учить по Монтессори, 2011 г.
  2. Орлова Д. Большая книга Монтессори. 2008 г.
  3. Фаусек Ю.И. Метод Монтессори в России. 2009 г.
  4. Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). 1999 г.

Поделиться

307

Яковлева С. В. Язык как средство развития познавательной активности дошкольников // Актуальные исследования. 2024. №13 (195). Ч.III.С. 84-87. URL: https://apni.ru/article/8879-yazik-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoj

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля