Главная
АИ #13 (195)
Статьи журнала АИ #13 (195)
Методы и приёмы работы с детьми с нарушением слуха

Методы и приёмы работы с детьми с нарушением слуха

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дети с нарушением слуха
индивидуальный подход
коммуникация
методы и приёмы обучения
чтение по губам
жестовый язык
развитие коммуникативных навыков
инклюзивное образование
инновационные технологии

Аннотация статьи

Статья посвящена вопросам обучения и развития детей с нарушением слуха в современном образовательном контексте. Рассматриваются основные принципы индивидуального подхода к обучению, а также важность разработки эффективных методов и приёмов для работы с данной категорией учащихся. Автор описывает методы обучения чтению по губам, использованию жестового языка и развитию коммуникативных навыков у детей со слуховыми нарушениями. Освещаются специальные условия, необходимые для обучения таких детей, включая использование аудиосистем и фонокорректоров. В статье также обсуждаются инновационные технологии, применяемые в работе с детьми с нарушением слуха.

Текст статьи

Уникальность каждого ребенка и его потребности в индивидуальном подходе к обучению и развитию являются основными принципами работы с детьми с нарушением слуха. В современном мире, где коммуникация играет ключевую роль, разработка эффективных методов и приемов для работы с этой категорией детей является неотъемлемой задачей педагогической системы.

Один из основных методов, применяемых при работе с детьми с нарушением слуха, – это использование зрительной информации. Они получают большую часть информации через наблюдение за движениями губ, жестами и мимикой окружающих. Поэтому разработка специальных программ обучения чтению по губам и использование жестового языка становятся важным элементом образовательного процесса. Кроме того, детям со слуховыми нарушениями необходимо создать специальные условия для обучения, такие как использование аудиосистем и фонокорректоров, чтобы они могли полноценно участвовать в учебном процессе.

В данной статье мы рассмотрим различные методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха, которые помогают им преодолевать трудности в обучении и социализации. Будут описаны основные подходы к развитию коммуникативных навыков, а также представлены инновационные технологии, которые активно используются в работе с этой категорией детей. Познакомившись с этими методами и приемами, педагоги смогут эффективно организовать учебный процесс для детей с нарушением слуха и помочь им достичь успеха в образовании и жизни.

Основные принципы работы с детьми с нарушением слуха

Основные принципы работы с детьми с нарушением слуха включают в себя индивидуальный подход, использование специализированных методик и учебных материалов, а также взаимодействие с родителями и обучающейся средой.

Первоначально, очень важно установить индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка, так как они могут значительно различаться. Это поможет определить необходимые технологические средства и методики обучения, а также определить оптимальный ритм и содержание занятий.

Основным методом работы с детьми с нарушением слуха является комбинированный подход, включающий использование различных способов коммуникации. В зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка могут применяться различные методики, такие как систематическая речевая реабилитация, знаковый язык, специальные аудиотренажеры и т. д.

Важно уделять внимание развитию слухового восприятия и артикуляции речи у детей с нарушением слуха. Это достигается через проведение специальных занятий и игр в режиме индивидуального или группового обучения.

Родители участвуют в процессе обучения своего ребенка с нарушением слуха и играют большую роль в его развитии.

Использование зрительных и тактильных методов обучения

Использование зрительных и тактильных методов обучения является неотъемлемой частью работы с детьми с нарушением слуха. Эти методы позволяют детям использовать другие чувства для усвоения информации и развития коммуникативных навыков.

Зрительные методы обучения включают использование жестового языка, образцов и изображений, видеоматериалов и демонстрации действий. Жестовый язык, также называемый методом коммуникации руками и телом, основан на использовании жестов и движений для передачи сообщений. Этот метод позволяет детям с нарушением слуха выражать свои мысли и понимать других людей.

Тактильные методы обучения включают использование тактильной речи и специальных техник физического контакта. Тактильная речь основана на использовании прикосновений и движений по телу для передачи информации. Этот метод позволяет детям с нарушением слуха ощущать речь через свою кожу и развивать связь между прикосновениями и означаемыми словами.

Использование зрительных и тактильных методов обучения обеспечивает эффективное усвоение информации и развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха.

Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Дети с нарушением слуха с самого раннего возраста нуждаются в специальной помощи и поддержке для развития своих коммуникативных навыков. Важным методом работы с такими детьми является использование зрительных и тактильных сигналов, которые могут помочь им понять и испытать различные коммуникационные ситуации.

Один из подходов – использование речевого чтения губ, где родители и специалисты моделируют движения губ при произношении слов. Это помогает детям с нарушением слуха учиться читать по губам и понимать речь других людей.

Также важно развивать тактильное восприятие у детей с нарушением слуха. Это можно сделать, используя различные материалы с разными текстурами, такие как массажные мячи, клеящиеся игрушки или шерстяные ткани. Эти материалы помогут детям чувствовать различные ощущения и развивать тактильные навыки, которые могут быть полезными при коммуникации и взаимодействии с окружающим миром.

Кроме того, использование ролевых игр и драматизации может быть эффективным методом развития коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха.

Возможности использования современных технологий в работе с детьми с нарушением слуха

С развитием современных технологий открываются новые возможности в работе с детьми с нарушением слуха. Одним из таких методов является применение специальных аппаратов, таких как слуховые аппараты и кохлеарные импланты.

Слуховые аппараты помогают усиливать звуки и облегчают восприятие речи. Они могут быть использованы как временное средство до установки кохлеарного импланта или как постоянное средство поддержания слуховой функции. Кохлеарные импланты, в свою очередь, заменяют работу поврежденных ушных клеток и позволяют детям услышать и различать звуки.

Помимо этого, существуют специальные программы и приложения для смартфонов и планшетов, которые помогают детям с нарушениями слуха развивать и улучшать навыки коммуникации и речи. Такие программы предоставляют возможность тренироваться в распознавании звуков, различении слов и фраз, а также восприятии речи через вибрацию и визуальные сигналы.

Беспроводные технологии также играют важную роль в работе с детьми с нарушением слуха.

Психологическая поддержка и социализация детей с нарушением слуха

Дети с нарушением слуха нуждаются в особой психологической поддержке и социализации, чтобы успешно справляться с повседневными задачами и взаимодействовать с окружающим миром. В силу своей особенной характеристики, дети с нарушением слуха часто испытывают чувство изоляции, неполноценности и неуверенности в себе.

Одним из методов работы с детьми с нарушением слуха является проведение индивидуальных и групповых психологических занятий. Цель таких занятий заключается в развитии самооценки, социальных навыков и эмоциональной стабильности у детей. Психологическая поддержка помогает детям улучшить коммуникативные навыки, развить способность к самовыражению и адаптироваться в обществе. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому необходимо использовать индивидуальные подходы к работе с каждым из них.

Кроме того, социализация детей с нарушением слуха включает в себя создание условий для их полноценного включения в жизнь общества. Одним из приемов работы является развитие коммуникативных умений детей, особенно в области речи и языка.

Список литературы

  1. Волкова К.А., Денисова О.А., Казанская В.Л., Методика обучения глухих детей произношению. Серия: Коррекционная педагогика. – М: Владос, 2008 г.
  2. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – С.-Пб.: Каро, 2008 г.
  3. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. – М.: ВЛАДОС, 2004 г.

Поделиться

4076

Вайнбендер Ю. Э. Методы и приёмы работы с детьми с нарушением слуха // Актуальные исследования. 2024. №13 (195). Ч.III.С. 44-46. URL: https://apni.ru/article/8880-metodi-i-priyomi-raboti-s-detmi-s-narusheniem

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря