Одним из актуальных направлений развития системы современного образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать инклюзивное образование в обычных дошкольных образовательных учреждениях. В соответствии с изменениями в федеральном законе «Об образовании» Российской Федерации и реализации ФГОС ДО, в которых прослеживается государственная гарантия, и обеспечиваются равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофизиологических особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья. Таким образом, дети с тяжелыми нарушениями речи, имеющие статус «ОВЗ» должны быть обеспечены специальными образовательными условиями в дошкольных образовательных учреждениях и должны получать своевременную коррекционную помощь.
В связи с этим обеспечение права обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ.
Принятие и реализация инклюзивного образования, как возможности включения всех детей в образовательный процесс, несмотря на их субъективные особенности, позволит расширить охват нуждающихся детей необходимой им психолого-педагогической помощью.
По статистическим данным в дошкольных образовательных учреждениях, от 60% до 90% детей имеют те или иные проблемы в развитии, и чаще всего это именно речевые нарушения разной степени сложности. Такие дети, как известно, также попадают в категорию детей с ограниченными возможностями здоровья с ТНР. Наличие у ребенка сложного речевого дефекта, как тяжелое нарушение речи, создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития. Таким образом, для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо создание специальных образовательных условий воспитания, развития и коррекции, т. е. инклюзии в ДОО.
В МДОУ «ЦРР-д/с № 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области имеются 4 группы компенсирующей направленности для обучающихся с ТНР, 1 группа комбинированной направленности, в которой воспитываются и обучаются дети с диагнозом НОДА, ЗПР, Синдром Дауна и 1 ресурсная группа для обучающихся с РАС.
В ходе реализации инклюзивного образования в ДОО востребованы специалисты детского сада такие как учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и координатор.
Координатор – это высококвалифицированный специалист, старший воспитатель, который координирует всю коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ. На заседании психолого-педагогического консилиума все специалисты анализируют результаты диагностики и динамики обучающихся с ОВЗ дошкольного возраста и отражают их в индивидуальных маршрутах развития для каждого ребёнка.
Учитель-логопед работает в тесном контакте с воспитателями групп компенсирующей направленности. В сотрудничестве учителя-логопеда и воспитателей реализуются следующие задачи:
- учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей.
- воспитатели закрепляют сформированные речевые навыки.
Учитель-логопед консультирует педагогических работников и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии речи. Учитель-логопед принимает активное участие в коррекционно-образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии обучающихся дошкольного возраста.
Учитель-дефектолог проводит индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций у обучающихся с ОВЗ дошкольного возраста. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Дети с удовольствием занимаются с данным специалистом так как он старается привлечь внимание детей разнообразными пособиями и игровыми упражнениями.
Работа педагога-психолога с детьми, имеющими ОВЗ очень востребована, так как дошкольникам необходима психологическая поддержка, формирование социально коммуникативных навыков, а также коррекция эмоционально-волевой сферы.
Данное взаимодействие делает инклюзивное образование результативным, поскольку направленно на выявление индивидуальных особенностей ребенка, которые учитываются в процессе коррекции, развития, воспитания и обучения.
Результатами данного сотрудничества является:
- выявление индивидуальных особенностей воспитанника;
- определение методов взаимодействия с ребенком;
- выявление ближайших перспектив развития;
- динамика развития (фиксация навыков, приобретенных воспитанниками с ОВЗ за конкретный период);
- соотношение поставленных целей с результатами достижений.
В начале коррекционной работы воспитатели групп компенсирующей и комбинированной направленности и специалисты ДОО поводят углубленное обследование каждого ребенка с ОВЗ с заполнением документации. Далее разрабатывается индивидуальный маршрут развития ребенка.
В группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающая деятельность осуществляется на основании уровня речевого развития ребенка.
Основными направлениями коррекционной работы при ОНР I уровня является:
- развитие понимание речи;
- развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельной деятельности;
- формирование двусоставного простого предложения;
- развитие неречевых познавательных процессов.
При ОНР II уровня ведется работа над развитием:
- понимание речи, направленное на различение форм слова;
- развитие элементарных форм устной речи: уточнение и расширение словарного запаса, практическое усвоение простых грамматических категорий, развитие фразовой речи;
- уточнение звукопроизношения и коррекция некоторых звуков;
- развитие неречевых процессов.
Дети третьего уровня речевого развития ОНР в настоящее время составляют основной контингент групп компенсирующей направленности.
Основными направлениями коррекционного обучения ОНР III уровня речевого развития является:
- совершенствование понимание речи;
- формирование полноценной звуковой стороны речи (развитие артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- развитие связной речи;
- подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты.
Коррекционно-развивающая деятельность проводятся на основе комплексно-тематического планирования в игровой, занимательной форме с элементами соревнования и для эффективности используются следующие технологии:
Игровые технологии – дидактические игры используются для формирования грамматического строя речи; настольно-печатные игры помогают обогатить активный словарь ребенка и систематизировать знания по изучаемым лексическим темам; словесные игры – развивают мыслительные процессы без опоры на наглядность, коррекционно-развивающие игры на автоматизацию и дифференциацию звуков, звукового анализа и синтеза и т. д.
Здоровьесберегающие технологии – Су-Джок гимнастика, дыхательная и пальчиковая гимнастики, логопедический массаж, японская методика пальцевого массажа, кинезиологические упражнения, стимулирующие интеллектуальное и моторное развитие ребенка.
Информационно-коммуникационные технологии – использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в грамматически правильной речи (В. М. Акименко «Коррекция и развитие речи детей 4–8 лет», «Игры для Тигры»).
Помимо этого, в коррекционно-развивающей деятельности с детьми ОВЗ с ТНР используются современные доброжелательные технологии такие как:
«Утро радостных встреч» – проведение, которого устанавливает атмосферу доверия, задает тон для благоприятного общения на протяжении всего дня, формирует умение общаться, делиться знаниями и социальным опытом, мотивирует на получение новых знаний, устанавливает эмоциональный контакт между педагогами и воспитанниками.
«Рефлексивный круг» – развивает коммуникативные навыки, с его помощью дошкольники развивает умения выражать свои мысли и чувства, формирует умение слушать и понимать друг друга, умение анализировать и делать выводы, направлен на сплочение детского коллектива.
«План-дело-анализ» – дает возможность воспитанникам самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Данную технологию называют «дневным циклом жизнедеятельности детей».
«Клубный час» – раз в неделю воспитанники под контролем педагогов отправляются в «свободное плавание» и выбирают что-то интересное для себя, сами организовывают свою деятельность. «Капитаны»-воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог помогают дошкольникам ориентироваться и найти себе занятие по душе: рисовать или лепить, конструировать или слушать музыку, играть в подвижные игры или читать, ребята стремятся к главной цели – научиться постепенно планировать свои действия и саморегулировать поведение.
«Гость группы» – педагоги приглашают родителей (законных представителей) для участия в мероприятиях и жизни группы (рассказы о профессии, презентация спортивных достижений брата и т. д.).
Решение задач инклюзивного обучения детей со специальными образовательными потребностями невозможно также без привлечения к коррекционной работе их родителей (законных представителей). Педагоги ДОО устанавливают партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями), помимо проведения консультационных мероприятий, осуществляет анкетирование родителей на предмет их отношения к инклюзивному образованию (коррекционно-развивающей деятельности) в ДОО и на основе этого проводят просветительскую работу. Формами включения родителей (законных представителей) являются индивидуальные консультации, совместные занятия с детьми и родителями, а также в группе Ватсап.
Инклюзивное образование доказывает, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. Оно предоставляет возможность коммуникации, в атмосфере эмпатийности, толерантности, социальной справедливости, сотрудничества. В дальнейшем, успешная социализация и получение образования детьми с ограниченными возможностями обеспечивает им полноценное участие в жизни общества. Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессиональное психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательной работы с подрастающим поколением.
Таким образом, создание специальных образовательных условий для воспитания и образования детей с ОВЗ, является условием успешной реализации инклюзии, которая оказывается одним из решающих и эффективных механизмов построения современного общества. Преодоление тяжелого нарушения речи вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей, раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более контактным, эмоциональным и отзывчивым.