Главная
АИ #13 (195)
Статьи журнала АИ #13 (195)
Развитие инклюзивного образования в ДОО путём организации коррекционно-развивающ...

Развитие инклюзивного образования в ДОО путём организации коррекционно-развивающей деятельности

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

инклюзивное образование
тяжелые нарушения речи
игровые технологии
здоровьесберегающие технологии
доброжелательные технологии
ОНР (общее недоразвитие речи)

Аннотация статьи

В данной статье освящен вопрос организации инклюзии в дошкольной образовательной организации для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи.

Текст статьи

Одним из актуальных направлений развития системы современного образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать инклюзивное образование в обычных дошкольных образовательных учреждениях. В соответствии с изменениями в федеральном законе «Об образовании» Российской Федерации и реализации ФГОС ДО, в которых прослеживается государственная гарантия, и обеспечиваются равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофизиологических особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья. Таким образом, дети с тяжелыми нарушениями речи, имеющие статус «ОВЗ» должны быть обеспечены специальными образовательными условиями в дошкольных образовательных учреждениях и должны получать своевременную коррекционную помощь.

В связи с этим обеспечение права обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ.

Принятие и реализация инклюзивного образования, как возможности включения всех детей в образовательный процесс, несмотря на их субъективные особенности, позволит расширить охват нуждающихся детей необходимой им психолого-педагогической помощью.

По статистическим данным в дошкольных образовательных учреждениях, от 60% до 90% детей имеют те или иные проблемы в развитии, и чаще всего это именно речевые нарушения разной степени сложности. Такие дети, как известно, также попадают в категорию детей с ограниченными возможностями здоровья с ТНР. Наличие у ребенка сложного речевого дефекта, как тяжелое нарушение речи, создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития. Таким образом, для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо создание специальных образовательных условий воспитания, развития и коррекции, т. е. инклюзии в ДОО.

В МДОУ «ЦРР-д/с № 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области имеются 4 группы компенсирующей направленности для обучающихся с ТНР, 1 группа комбинированной направленности, в которой воспитываются и обучаются дети с диагнозом НОДА, ЗПР, Синдром Дауна и 1 ресурсная группа для обучающихся с РАС.

В ходе реализации инклюзивного образования в ДОО востребованы специалисты детского сада такие как учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и координатор.

Координатор – это высококвалифицированный специалист, старший воспитатель, который координирует всю коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ. На заседании психолого-педагогического консилиума все специалисты анализируют результаты диагностики и динамики обучающихся с ОВЗ дошкольного возраста и отражают их в индивидуальных маршрутах развития для каждого ребёнка.

Учитель-логопед работает в тесном контакте с воспитателями групп компенсирующей направленности. В сотрудничестве учителя-логопеда и воспитателей реализуются следующие задачи:

  • учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей.
  • воспитатели закрепляют сформированные речевые навыки.

Учитель-логопед консультирует педагогических работников и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии речи. Учитель-логопед принимает активное участие в коррекционно-образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии обучающихся дошкольного возраста.

Учитель-дефектолог проводит индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций у обучающихся с ОВЗ дошкольного возраста. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Дети с удовольствием занимаются с данным специалистом так как он старается привлечь внимание детей разнообразными пособиями и игровыми упражнениями.

Работа педагога-психолога с детьми, имеющими ОВЗ очень востребована, так как дошкольникам необходима психологическая поддержка, формирование социально коммуникативных навыков, а также коррекция эмоционально-волевой сферы.

Данное взаимодействие делает инклюзивное образование результативным, поскольку направленно на выявление индивидуальных особенностей ребенка, которые учитываются в процессе коррекции, развития, воспитания и обучения.

Результатами данного сотрудничества является:

  • выявление индивидуальных особенностей воспитанника;
  • определение методов взаимодействия с ребенком;
  • выявление ближайших перспектив развития;
  • динамика развития (фиксация навыков, приобретенных воспитанниками с ОВЗ за конкретный период);
  • соотношение поставленных целей с результатами достижений.

В начале коррекционной работы воспитатели групп компенсирующей и комбинированной направленности и специалисты ДОО поводят углубленное обследование каждого ребенка с ОВЗ с заполнением документации. Далее разрабатывается индивидуальный маршрут развития ребенка.

В группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающая деятельность осуществляется на основании уровня речевого развития ребенка.

Основными направлениями коррекционной работы при ОНР I уровня является:

  • развитие понимание речи;
  • развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельной деятельности;
  • формирование двусоставного простого предложения;
  • развитие неречевых познавательных процессов.

При ОНР II уровня ведется работа над развитием:

  • понимание речи, направленное на различение форм слова;
  • развитие элементарных форм устной речи: уточнение и расширение словарного запаса, практическое усвоение простых грамматических категорий, развитие фразовой речи;
  • уточнение звукопроизношения и коррекция некоторых звуков;
  • развитие неречевых процессов.

Дети третьего уровня речевого развития ОНР в настоящее время составляют основной контингент групп компенсирующей направленности.

Основными направлениями коррекционного обучения ОНР III уровня речевого развития является:

  • совершенствование понимание речи;
  • формирование полноценной звуковой стороны речи (развитие артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • развитие связной речи;
  • подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты.

Коррекционно-развивающая деятельность проводятся на основе комплексно-тематического планирования в игровой, занимательной форме с элементами соревнования и для эффективности используются следующие технологии:

Игровые технологии – дидактические игры используются для формирования грамматического строя речи; настольно-печатные игры помогают обогатить активный словарь ребенка и систематизировать знания по изучаемым лексическим темам; словесные игры – развивают мыслительные процессы без опоры на наглядность, коррекционно-развивающие игры на автоматизацию и дифференциацию звуков, звукового анализа и синтеза и т. д.

Здоровьесберегающие технологии – Су-Джок гимнастика, дыхательная и пальчиковая гимнастики, логопедический массаж, японская методика пальцевого массажа, кинезиологические упражнения, стимулирующие интеллектуальное и моторное развитие ребенка.

Информационно-коммуникационные технологии – использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в грамматически правильной речи (В. М. Акименко «Коррекция и развитие речи детей 4–8 лет», «Игры для Тигры»).

Помимо этого, в коррекционно-развивающей деятельности с детьми ОВЗ с ТНР используются современные доброжелательные технологии такие как:

«Утро радостных встреч» – проведение, которого устанавливает атмосферу доверия, задает тон для благоприятного общения на протяжении всего дня, формирует умение общаться, делиться знаниями и социальным опытом, мотивирует на получение новых знаний, устанавливает эмоциональный контакт между педагогами и воспитанниками.

«Рефлексивный круг» – развивает коммуникативные навыки, с его помощью дошкольники развивает умения выражать свои мысли и чувства, формирует умение слушать и понимать друг друга, умение анализировать и делать выводы, направлен на сплочение детского коллектива.

«План-дело-анализ» – дает возможность воспитанникам самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Данную технологию называют «дневным циклом жизнедеятельности детей».

«Клубный час» – раз в неделю воспитанники под контролем педагогов отправляются в «свободное плавание» и выбирают что-то интересное для себя, сами организовывают свою деятельность. «Капитаны»-воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог помогают дошкольникам ориентироваться и найти себе занятие по душе: рисовать или лепить, конструировать или слушать музыку, играть в подвижные игры или читать, ребята стремятся к главной цели – научиться постепенно планировать свои действия и саморегулировать поведение.

«Гость группы» – педагоги приглашают родителей (законных представителей) для участия в мероприятиях и жизни группы (рассказы о профессии, презентация спортивных достижений брата и т. д.).

Решение задач инклюзивного обучения детей со специальными образовательными потребностями невозможно также без привлечения к коррекционной работе их родителей (законных представителей). Педагоги ДОО устанавливают партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями), помимо проведения консультационных мероприятий, осуществляет анкетирование родителей на предмет их отношения к инклюзивному образованию (коррекционно-развивающей деятельности) в ДОО и на основе этого проводят просветительскую работу. Формами включения родителей (законных представителей) являются индивидуальные консультации, совместные занятия с детьми и родителями, а также в группе Ватсап.

Инклюзивное образование доказывает, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. Оно предоставляет возможность коммуникации, в атмосфере эмпатийности, толерантности, социальной справедливости, сотрудничества. В дальнейшем, успешная социализация и получение образования детьми с ограниченными возможностями обеспечивает им полноценное участие в жизни общества. Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессиональное психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательной работы с подрастающим поколением.

Таким образом, создание специальных образовательных условий для воспитания и образования детей с ОВЗ, является условием успешной реализации инклюзии, которая оказывается одним из решающих и эффективных механизмов построения современного общества. Преодоление тяжелого нарушения речи вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей, раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более контактным, эмоциональным и отзывчивым.

Список литературы

  1. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, М.: 1999. – 680 с.
  2. Горбачева Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции у дошкольников с проблемами развития// Дошкольная педагогика. № 5. 2008.
  3. Инклюзивное образование – Выпуск 4 – Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – Москва Центр «Школьная книга» 2010.
  4. Нищева Н.В. Планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) и рабочая программа учителя-логопеда ДОО. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014.
  5. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://menobr.ru/material/.

Поделиться

872

Пахомова Н. И., Лымарь А. С., Воропаева О. В., Божкова Н. П. Развитие инклюзивного образования в ДОО путём организации коррекционно-развивающей деятельности // Актуальные исследования. 2024. №13 (195). Ч.III.С. 65-69. URL: https://apni.ru/article/8884-razvitie-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-doo-put

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря