Главная
АИ #13 (195)
Статьи журнала АИ #13 (195)
Развитие инклюзивного образования в ДОО путём организации коррекционно-развивающ...

Развитие инклюзивного образования в ДОО путём организации коррекционно-развивающей деятельности

Автор(-ы):

Пахомова Наталья Ивановна

Лымарь Александра Сергеевна

Воропаева Ольга Владимировна

Божкова Наталья Петровна

27 марта 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

инклюзивное образование
тяжелые нарушения речи
игровые технологии
здоровьесберегающие технологии
доброжелательные технологии
ОНР (общее недоразвитие речи)

Аннотация статьи

В данной статье освящен вопрос организации инклюзии в дошкольной образовательной организации для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи.

Текст статьи

Одним из актуальных направлений развития системы современного образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать инклюзивное образование в обычных дошкольных образовательных учреждениях. В соответствии с изменениями в федеральном законе «Об образовании» Российской Федерации и реализации ФГОС ДО, в которых прослеживается государственная гарантия, и обеспечиваются равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофизиологических особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья. Таким образом, дети с тяжелыми нарушениями речи, имеющие статус «ОВЗ» должны быть обеспечены специальными образовательными условиями в дошкольных образовательных учреждениях и должны получать своевременную коррекционную помощь.

В связи с этим обеспечение права обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ.

Принятие и реализация инклюзивного образования, как возможности включения всех детей в образовательный процесс, несмотря на их субъективные особенности, позволит расширить охват нуждающихся детей необходимой им психолого-педагогической помощью.

По статистическим данным в дошкольных образовательных учреждениях, от 60% до 90% детей имеют те или иные проблемы в развитии, и чаще всего это именно речевые нарушения разной степени сложности. Такие дети, как известно, также попадают в категорию детей с ограниченными возможностями здоровья с ТНР. Наличие у ребенка сложного речевого дефекта, как тяжелое нарушение речи, создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития. Таким образом, для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо создание специальных образовательных условий воспитания, развития и коррекции, т. е. инклюзии в ДОО.

В МДОУ «ЦРР-д/с № 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области имеются 4 группы компенсирующей направленности для обучающихся с ТНР, 1 группа комбинированной направленности, в которой воспитываются и обучаются дети с диагнозом НОДА, ЗПР, Синдром Дауна и 1 ресурсная группа для обучающихся с РАС.

В ходе реализации инклюзивного образования в ДОО востребованы специалисты детского сада такие как учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и координатор.

Координатор – это высококвалифицированный специалист, старший воспитатель, который координирует всю коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ. На заседании психолого-педагогического консилиума все специалисты анализируют результаты диагностики и динамики обучающихся с ОВЗ дошкольного возраста и отражают их в индивидуальных маршрутах развития для каждого ребёнка.

Учитель-логопед работает в тесном контакте с воспитателями групп компенсирующей направленности. В сотрудничестве учителя-логопеда и воспитателей реализуются следующие задачи:

  • учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей.
  • воспитатели закрепляют сформированные речевые навыки.

Учитель-логопед консультирует педагогических работников и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии речи. Учитель-логопед принимает активное участие в коррекционно-образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии обучающихся дошкольного возраста.

Учитель-дефектолог проводит индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций у обучающихся с ОВЗ дошкольного возраста. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Дети с удовольствием занимаются с данным специалистом так как он старается привлечь внимание детей разнообразными пособиями и игровыми упражнениями.

Работа педагога-психолога с детьми, имеющими ОВЗ очень востребована, так как дошкольникам необходима психологическая поддержка, формирование социально коммуникативных навыков, а также коррекция эмоционально-волевой сферы.

Данное взаимодействие делает инклюзивное образование результативным, поскольку направленно на выявление индивидуальных особенностей ребенка, которые учитываются в процессе коррекции, развития, воспитания и обучения.

Результатами данного сотрудничества является:

  • выявление индивидуальных особенностей воспитанника;
  • определение методов взаимодействия с ребенком;
  • выявление ближайших перспектив развития;
  • динамика развития (фиксация навыков, приобретенных воспитанниками с ОВЗ за конкретный период);
  • соотношение поставленных целей с результатами достижений.

В начале коррекционной работы воспитатели групп компенсирующей и комбинированной направленности и специалисты ДОО поводят углубленное обследование каждого ребенка с ОВЗ с заполнением документации. Далее разрабатывается индивидуальный маршрут развития ребенка.

В группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающая деятельность осуществляется на основании уровня речевого развития ребенка.

Основными направлениями коррекционной работы при ОНР I уровня является:

  • развитие понимание речи;
  • развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельной деятельности;
  • формирование двусоставного простого предложения;
  • развитие неречевых познавательных процессов.

При ОНР II уровня ведется работа над развитием:

  • понимание речи, направленное на различение форм слова;
  • развитие элементарных форм устной речи: уточнение и расширение словарного запаса, практическое усвоение простых грамматических категорий, развитие фразовой речи;
  • уточнение звукопроизношения и коррекция некоторых звуков;
  • развитие неречевых процессов.

Дети третьего уровня речевого развития ОНР в настоящее время составляют основной контингент групп компенсирующей направленности.

Основными направлениями коррекционного обучения ОНР III уровня речевого развития является:

  • совершенствование понимание речи;
  • формирование полноценной звуковой стороны речи (развитие артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • развитие связной речи;
  • подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты.

Коррекционно-развивающая деятельность проводятся на основе комплексно-тематического планирования в игровой, занимательной форме с элементами соревнования и для эффективности используются следующие технологии:

Игровые технологии – дидактические игры используются для формирования грамматического строя речи; настольно-печатные игры помогают обогатить активный словарь ребенка и систематизировать знания по изучаемым лексическим темам; словесные игры – развивают мыслительные процессы без опоры на наглядность, коррекционно-развивающие игры на автоматизацию и дифференциацию звуков, звукового анализа и синтеза и т. д.

Здоровьесберегающие технологии – Су-Джок гимнастика, дыхательная и пальчиковая гимнастики, логопедический массаж, японская методика пальцевого массажа, кинезиологические упражнения, стимулирующие интеллектуальное и моторное развитие ребенка.

Информационно-коммуникационные технологии – использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в грамматически правильной речи (В. М. Акименко «Коррекция и развитие речи детей 4–8 лет», «Игры для Тигры»).

Помимо этого, в коррекционно-развивающей деятельности с детьми ОВЗ с ТНР используются современные доброжелательные технологии такие как:

«Утро радостных встреч» – проведение, которого устанавливает атмосферу доверия, задает тон для благоприятного общения на протяжении всего дня, формирует умение общаться, делиться знаниями и социальным опытом, мотивирует на получение новых знаний, устанавливает эмоциональный контакт между педагогами и воспитанниками.

«Рефлексивный круг» – развивает коммуникативные навыки, с его помощью дошкольники развивает умения выражать свои мысли и чувства, формирует умение слушать и понимать друг друга, умение анализировать и делать выводы, направлен на сплочение детского коллектива.

«План-дело-анализ» – дает возможность воспитанникам самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Данную технологию называют «дневным циклом жизнедеятельности детей».

«Клубный час» – раз в неделю воспитанники под контролем педагогов отправляются в «свободное плавание» и выбирают что-то интересное для себя, сами организовывают свою деятельность. «Капитаны»-воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог помогают дошкольникам ориентироваться и найти себе занятие по душе: рисовать или лепить, конструировать или слушать музыку, играть в подвижные игры или читать, ребята стремятся к главной цели – научиться постепенно планировать свои действия и саморегулировать поведение.

«Гость группы» – педагоги приглашают родителей (законных представителей) для участия в мероприятиях и жизни группы (рассказы о профессии, презентация спортивных достижений брата и т. д.).

Решение задач инклюзивного обучения детей со специальными образовательными потребностями невозможно также без привлечения к коррекционной работе их родителей (законных представителей). Педагоги ДОО устанавливают партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями), помимо проведения консультационных мероприятий, осуществляет анкетирование родителей на предмет их отношения к инклюзивному образованию (коррекционно-развивающей деятельности) в ДОО и на основе этого проводят просветительскую работу. Формами включения родителей (законных представителей) являются индивидуальные консультации, совместные занятия с детьми и родителями, а также в группе Ватсап.

Инклюзивное образование доказывает, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. Оно предоставляет возможность коммуникации, в атмосфере эмпатийности, толерантности, социальной справедливости, сотрудничества. В дальнейшем, успешная социализация и получение образования детьми с ограниченными возможностями обеспечивает им полноценное участие в жизни общества. Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессиональное психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательной работы с подрастающим поколением.

Таким образом, создание специальных образовательных условий для воспитания и образования детей с ОВЗ, является условием успешной реализации инклюзии, которая оказывается одним из решающих и эффективных механизмов построения современного общества. Преодоление тяжелого нарушения речи вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей, раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более контактным, эмоциональным и отзывчивым.

Список литературы

  1. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, М.: 1999. – 680 с.
  2. Горбачева Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции у дошкольников с проблемами развития// Дошкольная педагогика. № 5. 2008.
  3. Инклюзивное образование – Выпуск 4 – Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – Москва Центр «Школьная книга» 2010.
  4. Нищева Н.В. Планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) и рабочая программа учителя-логопеда ДОО. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014.
  5. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://menobr.ru/material/.

Поделиться

358

Пахомова Н. И., Лымарь А. С., Воропаева О. В., Божкова Н. П. Развитие инклюзивного образования в ДОО путём организации коррекционно-развивающей деятельности // Актуальные исследования. 2024. №13 (195). Ч.III.С. 65-69. URL: https://apni.ru/article/8884-razvitie-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-doo-put

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля