Главная
АИ #13 (195)
Статьи журнала АИ #13 (195)
Патриотическое воспитание дошкольников средствами фольклора

Патриотическое воспитание дошкольников средствами фольклора

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

патриотическое воспитание
дошкольники
фольклор
народные традиции
культурное наследие
национальный дух
образовательный процесс
сказки
песни
народные игры
интеграция фольклора
образовательные технологии
взаимодействие педагогов и родителей

Аннотация статьи

Статья раскрывает значимость и актуальность использования народных традиций, обрядов и литературных произведений для формирования у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и уважения к культурному наследию своей страны. В работе подчеркивается, как важно с самого раннего возраста заложить в детях основы любви к родине, её истории и культуре. Фольклор, как носитель национального духа, традиций и обычаев, выступает эффективным инструментом патриотического воспитания. В статье описываются методы и подходы к использованию фольклорных материалов (сказки, песни, потешки, народные игры) в образовательном процессе детей дошкольного возраста, а также подчеркивается важность совместной работы педагогов и родителей в процессе патриотического воспитания детей, а также значимость этого процесса для формирования осознанной и гармонично развитой личности.

Текст статьи

Актуальность исследования

Актуальность исследования о патриотическом воспитании дошкольников средствами фольклора обусловлена рядом социальных, культурных и образовательных факторов. В современном мире, характеризующемся быстрыми темпами глобализации и информационными потоками, возрастает риск утраты национальной идентичности и культурных корней. В этом контексте важно с самого раннего возраста формировать у детей чувство гордости за свою страну, уважение к её истории и культуре. Фольклор, как носитель национального духа, становится не только средством сохранения культурного наследия, но и эффективным инструментом патриотического воспитания.

Применение фольклора в дошкольном образовании позволяет не только передать детям знания о народной культуре и традициях, но и способствует развитию их творческих способностей, эмоционального восприятия и коммуникативных навыков. Сказки, песни, игры и обряды являются доступными и понятными средствами для детей, через которые они могут изучать историю и культуру своего народа.

Также важность такого исследования подчеркивается стремлением общества к формированию у молодого поколения осознанной гражданской позиции и готовности к социальной активности, что невозможно без глубокого понимания и уважения к своему культурному наследию. В условиях современного образовательного процесса, направленного на всестороннее развитие личности, интеграция фольклора в программы патриотического воспитания открывает новые возможности для обогащения духовного мира детей и поддержки их интереса к изучению истории и культуры своей страны.

Цель исследования

Данное исследование является актуальным и значимым в современном образовательном и социальном контексте. Исследование направлено на обоснование эффективности использования элементов народного творчества, таких как сказки, песни, обряды и игры, в формировании у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и уважения к истории, культуре и традициям своего народа. В условиях глобализации и информационного потока возникает риск утраты национальной идентичности, что делает особенно важным задачу сохранения культурных корней и формирования осознанной гражданской позиции с самого раннего возраста.

Материалы и методы исследования

Изучением вопросов, посвященных патриотическому воспитанию дошкольников средствами фольклора, занимались такие ученые, как К.М. Тронь, В.П. Ватаман, Г.В. Лунина и другие.

Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования

Фольклор представляет собой уникальное наследие, в котором заключены не только исторические события и личности, но и глубокие философские представления народа о мире, его этические нормы и эстетические идеалы. В рамках патриотического воспитания дошкольников фольклор выступает как многофункциональный инструмент, способный одновременно обучать, воспитывать и развлекать.

Воспитательная функция фольклора заключается в его способности передавать из поколения в поколение нравственные ценности, общечеловеческие идеалы добра, справедливости, чести и мужества. Народные сказки, например, часто содержат уроки о важности быть верным своим принципам, помогать другим и преодолевать трудности с честью. Эти истории могут служить основой для обсуждения с детьми важных жизненных ценностей и формирования у них чувства справедливости и гуманизма.

Образовательная функция фольклора проявляется через его способность знакомить детей с историей, культурой и бытом своего народа. Песни, игры и обряды открывают перед детьми богатый мир национальной культуры, её обычаев и традиций. Так, например, народные праздники и обряды могут стать основой для изучения времен года, сельскохозяйственных работ, семейных традиций, а также различных ремесел и занятий людей в прошлом [1, c. 125].

Развлекательная функция фольклора помогает детям в игровой форме погружаться в культурное пространство своего народа, развивая при этом воображение, творческие способности и эмоциональное восприятие мира. Народные игры, танцы и песни не только развлекают детей, но и способствуют их физическому развитию, координации движений, музыкальному и ритмическому чувству.

Применение фольклора в процессе патриотического воспитания дошкольников открывает многообразные возможности для всестороннего развития ребенка, сочетая в себе обучение, развлечение и формирование личности. Фольклорные элементы, такие как сказки, песни, народные игры, и участие в традиционных обрядах, не только знакомят малышей с культурой и историей своего народа, но и способствуют развитию моральных ценностей, музыкального вкуса, физических и социальных навыков [2, c. 96].

Народные сказки служат мостом к мудрости предков, предлагая увлекательные истории с глубокими моральными уроками. Они учат детей различать добро и зло, ценить честность и мужество, а также воспитывают чувство справедливости и доброты. Эти сказочные сюжеты, наполненные захватывающими приключениями и яркими персонажами, также становятся путеводителями в историю и культурные традиции народа.

Музыкальный компонент фольклора, включая пение и танцы, не только радует ухо и сердце, но и воспитывает любовь к народной музыке, развивает чувство ритма и координации. Общее исполнение песен и танцевальные занятия укрепляют чувство единения и гордости за свою культурную принадлежность, создавая незабываемую атмосферу праздника и совместного творчества.

Народные игры и забавы, в свою очередь, являются важным средством физического воспитания и социализации детей. Они помогают малышам научиться работать в команде, развивают ловкость, выносливость и лидерские качества. Кроме того, такие игры веселы и динамичны, что делает процесс обучения непринужденным и радостным.

Участие в народных обрядах и праздниках позволяет детям не только быть наблюдателями, но и активными участниками культурной жизни. Это прекрасная возможность для погружения в мир традиций и обычаев, понимания их значения и роли в жизни общества. Такие мероприятия способствуют эмоциональному развитию, формируют у дошкольников чувство гордости за свою историю и культурное наследие [3, c. 15].

Для глубокого понимания и успешного применения фольклора в патриотическом воспитании дошкольников, педагогам необходимо применять методические подходы, которые предполагают активное вовлечение детей в процесс обучения и познания культуры через интерактивные и творческие формы работы. Рассмотрим несколько ключевых методик.

Ролевые игры особенно эффективны в дошкольном возрасте, поскольку они позволяют детям не просто узнать о культурных традициях, но и пережить их, примеряя на себя роли героев народных сказок, исторических личностей или участников обрядов. Это помогает развивать эмпатию, воображение и социальные навыки, а также укрепляет понимание национальной идентичности.

Организация театрализованных представлений по мотивам народных сказок и легенд становится не только увлекательным зрелищем, но и мощным образовательным инструментом. Участие в подготовке и проведении таких представлений способствует развитию творческих способностей детей, их речи и артистических навыков, а также формирует глубокую связь с культурным наследием [4, c. 43].

Проведение мастер-классов по изготовлению народных игрушек, росписи, ткачеству и другим традиционным ремеслам дает детям возможность не только узнать о быте и культуре своего народа, но и прикоснуться к ним, создавая что-то своими руками. Это развивает мелкую моторику, терпение и внимание к деталям, а также воспитывает уважение к труду и интерес к наследию предков.

Включение в процесс обучения современных образовательных технологий, таких как интерактивные доски, мультимедийные презентации и образовательные игры на тему фольклора и истории, может значительно повысить интерес детей к предмету. Использование этих инструментов делает обучение более наглядным и доступным, а также позволяет вовлекать детей в активное взаимодействие с учебным материалом [5, c. 39].

Выводы

Использование фольклора в патриотическом воспитании дошкольников открывает богатые возможности для формирования у детей чувства гордости и уважения к своей Родине, её истории и культуре. Через сказки, песни, игры и участие в народных обрядах малыши не только узнают о национальных традициях и обычаях, но и активно взаимодействуют с ними, что способствует глубокому и многогранному развитию личности ребенка.

Методические подходы, такие как ролевые игры, театрализованные представления, мастер-классы по народным ремеслам и применение современных образовательных технологий, позволяют сделать процесс обучения и воспитания не только эффективным, но и увлекательным для детей.

Таким образом, фольклор не только помогает сохранять связь поколений и передавать национальное наследие, но и играет ключевую роль в формировании полноценной, гармонично развитой личности ребенка, готового с уважением относиться к своему прошлому и с любовью строить свое будущее.

Список литературы

  1. Беспалова Т.В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества / Т.В. Беспалова. – СПб: Речь, 2014. – 318 с.
  2. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебник / С.А. Козлова, С.В. Кожокарь, С.Е. Шукшина, А.Ш. Шахманова. – М.: ИНФА – М, 2016. – 146 с.
  3. Тронь К.М. Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников / К.М. Тронь // Вестник науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 14-19.
  4. Усова, Н.И. Формирование представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста / Саидова З.Д., Н.И. Усова: Ступень в педагогическую науку: Материалы Международного форума работников образования, Сборник научных трудов. – М.: Спутник, 2014. – С. 42-44.
  5. Хабаева А.А. Патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к фольклору / А.А. Хабаева // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). – Краснодар: Новация, 2017. – С. 38-41.

Поделиться

948

Божок Г. В. Патриотическое воспитание дошкольников средствами фольклора // Актуальные исследования. 2024. №13 (195). Ч.III.С. 40-43. URL: https://apni.ru/article/8885-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-sreds

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января