Сохранение и укрепление здоровья детей одна из актуальных задач развития России. Образование, обеспечивающее здоровую экологию детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становление индивида субъектом собственной жизни, формирующее нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о здоровье.
Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического и психического развития организма. Педагоги ДОО особое внимание уделяют укреплению здоровья детей и формированию привычки здорового и безопасного образа жизни. Важную роль в этой работе играет использование специальных здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении. Это адекватность требований и методик обучения и воспитания; организация учебного процесса в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями; учебная и физическая нагрузка в соответствии с возрастными возможностями ребенка; достаточный двигательный режим
Вопрос здоровьесбережения рассматривается в работах многих педагогов. Первоначально необходимость и сущность таких технологий изучались применительно к школе. Одним из первых педагогов, занимавшихся этой проблемой, был В. Д. Сонькин, включавший в их перечень правила гигиены обучения. Чуть позже появился термин «здоровьесберегающие образовательные технологии», напрямую относящиеся к образовательному процессу. Предложивший этот термин профессор Н. К. Смирнов особенно важным считал заботу об эмоциональном здоровье детей, создание благоприятного психологического климата на уроках.
В. А. Сухомлинский заявлял то, что «забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Забота о здоровье детей – это общая задача работников ДОО. Здоровьесберегающие технологии внедряют инструктора по физической культуре, воспитатели, музыкальные руководители, учителя-логопеды, педагоги-психологи, медицинская сестра.
Выделяют четыре вида здоровьесберегающих технологий в детском саду: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, социально-психологические и образовательные.
Медико-профилактические: технологии организации мониторинга здоровья, закаливания, контроля за питанием, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды.
Физкультурно-оздоровительные: технологии развития физических качеств, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, ходьба босиком, дыхательная гимнастика или дыхательные упражнения, офтальмотренажер.
Социально-психологические: психогимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, цветотерапия.
Образовательные: после тихого часа (привитие правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения), занятия по валеологии, коммуникативные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, эвристические беседы, продуктивное творчество, просмотр познавательных видеороликов, проблемно-игровые приемы.
Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении ведется комплексная и систематическая работа по формированию здорового и безопасного образа жизни дошкольников.
В. Г. Алямовская указывает на то, что система здоровьесбережения должна быть понята не только педагогическим персоналом, но и родителями.
Т. С. Овчинникова утверждает о том, что в центре работы по здоровьесбережению детей должна находиться не только дошкольная организация, но и семейное окружение. Данные социальные структуры в основном и определяют степень здоровья ребенка.
Учитывая приоритет семейного воспитания, наши педагоги активно привлекает семью в решение проблем воспитания здорового ребенка. С этой целью проводятся беседы и консультации, родительские собрания, круглые столы, тренинги, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки. Привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий.
Практика показала, что особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение туров выходного дня. Это одна из наиболее активных форм совместного отдыха, замечательная возможность посетить в любое время года городские парки, скверы, стадионы с пользой для здоровья. Целью проведения таких мероприятий является оказание практической помощи родителям дошкольников в приобщении детей к здоровому образу жизни через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьей.
Тур выходного дня – это общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Проведение таких мероприятий позволяет проводить беседы с детьми о технике безопасности, о правилах поведения на природе. Дети и взрослые с большим удовольствием принимают участие в народных, подвижных, спортивных играх и упражнениях, играх малой подвижности с использованием природного материала. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Проведение туров выходного дня совместно с родителями позволяет решить следующие задачи:
- расширяют педагогические знания родителей по вопросам важности здорового образа жизни и физической активности для сохранения и укрепления здоровья;
- формируют интерес и положительное отношение к занятиям спортом, как средству активного семейного отдыха, через тур выходного дня;
- используют личный пример взрослых в привитии интереса к здоровому образу жизни у детей;
- создают атмосферу радости и дружелюбия, доставляя детям и родителям удовольствие от совместного общения и двигательной деятельности;
- повышают педагогическое мастерство родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.
Итак, использование разнообразных форм взаимодействия детей и взрослых в соответствии с требованиями нового времени способствует установлению тесного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в воспитании здорового ребёнка. Родители убеждаются на собственном опыте, что совместные мероприятия полезны и необходимы не только детям, но и взрослым.