Главная
АИ #13 (195)
Статьи журнала АИ #13 (195)
Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста ч...

Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через сотрудничество с семьями воспитанников

Автор(-ы):

Канищева Наталья Владимировна

Синегубова Юлия Викторовна

Попова Ольга Алексеевна

Павлова Ольга Игоревна

27 марта 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

здоровье
здоровьесберегающие технологии
здоровый образ жизни
взаимодействие
сотрудничество
семья
дошкольное образовательное учреждение

Аннотация статьи

Данная статья раскрывает значение здоровьеориентированных технологий в дошкольном образовательном учреждении, важную роль сотрудничества педагогов и родителей в вопросе формирования здорового образа жизни дошкольников; применение новых формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников.

Текст статьи

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из актуальных задач развития России. Образование, обеспечивающее здоровую экологию детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становление индивида субъектом собственной жизни, формирующее нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о здоровье.

Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического и психического развития организма. Педагоги ДОО особое внимание уделяют укреплению здоровья детей и формированию привычки здорового и безопасного образа жизни. Важную роль в этой работе играет использование специальных здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии – это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении. Это адекватность требований и методик обучения и воспитания; организация учебного процесса в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями; учебная и физическая нагрузка в соответствии с возрастными возможностями ребенка; достаточный двигательный режим

Вопрос здоровьесбережения рассматривается в работах многих педагогов. Первоначально необходимость и сущность таких технологий изучались применительно к школе. Одним из первых педагогов, занимавшихся этой проблемой, был В. Д. Сонькин, включавший в их перечень правила гигиены обучения. Чуть позже появился термин «здоровьесберегающие образовательные технологии», напрямую относящиеся к образовательному процессу. Предложивший этот термин профессор Н. К. Смирнов особенно важным считал заботу об эмоциональном здоровье детей, создание благоприятного психологического климата на уроках.

В. А. Сухомлинский заявлял то, что «забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Забота о здоровье детей – это общая задача работников ДОО. Здоровьесберегающие технологии внедряют инструктора по физической культуре, воспитатели, музыкальные руководители, учителя-логопеды, педагоги-психологи, медицинская сестра.

Выделяют четыре вида здоровьесберегающих технологий в детском саду: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, социально-психологические и образовательные.

Медико-профилактические: технологии организации мониторинга здоровья, закаливания, контроля за питанием, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды.

Физкультурно-оздоровительные: технологии развития физических качеств, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, ходьба босиком, дыхательная гимнастика или дыхательные упражнения, офтальмотренажер.

Социально-психологические: психогимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, цветотерапия.

Образовательные: после тихого часа (привитие правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения), занятия по валеологии, коммуникативные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, эвристические беседы, продуктивное творчество, просмотр познавательных видеороликов, проблемно-игровые приемы.

Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении ведется комплексная и систематическая работа по формированию здорового и безопасного образа жизни дошкольников.

В. Г. Алямовская указывает на то, что система здоровьесбережения должна быть понята не только педагогическим персоналом, но и родителями.

Т. С. Овчинникова утверждает о том, что в центре работы по здоровьесбережению детей должна находиться не только дошкольная организация, но и семейное окружение. Данные социальные структуры в основном и определяют степень здоровья ребенка.

Учитывая приоритет семейного воспитания, наши педагоги активно привлекает семью в решение проблем воспитания здорового ребенка. С этой целью проводятся беседы и консультации, родительские собрания, круглые столы, тренинги, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки. Привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий.

Практика показала, что особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение туров выходного дня. Это одна из наиболее активных форм совместного отдыха, замечательная возможность посетить в любое время года городские парки, скверы, стадионы с пользой для здоровья. Целью проведения таких мероприятий является оказание практической помощи родителям дошкольников в приобщении детей к здоровому образу жизни через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьей.

Тур выходного дня – это общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Проведение таких мероприятий позволяет проводить беседы с детьми о технике безопасности, о правилах поведения на природе. Дети и взрослые с большим удовольствием принимают участие в народных, подвижных, спортивных играх и упражнениях, играх малой подвижности с использованием природного материала. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Проведение туров выходного дня совместно с родителями позволяет решить следующие задачи:

  • расширяют педагогические знания родителей по вопросам важности здорового образа жизни и физической активности для сохранения и укрепления здоровья;
  • формируют интерес и положительное отношение к занятиям спортом, как средству активного семейного отдыха, через тур выходного дня;
  • используют личный пример взрослых в привитии интереса к здоровому образу жизни у детей;
  • создают атмосферу радости и дружелюбия, доставляя детям и родителям удовольствие от совместного общения и двигательной деятельности;
  • повышают педагогическое мастерство родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.

Итак, использование разнообразных форм взаимодействия детей и взрослых в соответствии с требованиями нового времени способствует установлению тесного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в воспитании здорового ребёнка. Родители убеждаются на собственном опыте, что совместные мероприятия полезны и необходимы не только детям, но и взрослым.

Список литературы

  1. Прохорова, Г.Е. Технологии сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса / Г.Е. Прохорова // Воспитатель ДОУ – 2019. – № 6. – С. 15-20.
  2. Жигалева, А.Н. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / А.Н. Жигалева // Воспитатель ДОУ – 2017. – № 8. С. 13-20.
  3. Овчинникова, Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [Текс]: монография / Т.С. Овчинникова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 176 с.
  4. Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л.В. Гаврючина. – Москва: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.

Поделиться

385

Канищева Н. В., Синегубова Ю. В., Попова О. А., Павлова О. И. Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через сотрудничество с семьями воспитанников // Актуальные исследования. 2024. №13 (195). Ч.III.С. 62-64. URL: https://apni.ru/article/8888-formirovaniya-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля