В современном мире бизнеса и управления ключевым фактором является команда сотрудников организации, которые направляют свои усилия под контроль руководителя. Главное значение имеют общие ценности организации, которые объединяют всех членов коллектива. Новые рыночные условия требуют изменения взаимоотношений между руководителями и подчиненными. Теперь подчиненные также выдвигают новые требования как к своим руководителям, так и к самой организации, в которой они трудятся. Все это сказывается на социально-психологическом климате.
Непосредственно, социально-психологический климат в коллективе сотрудников являлся предметом рассмотрения целого ряда исследователей (В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, А. Н. Панферов, А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, А. Г. Ковалев, Б. Д. Парыгин, В. В. Шпалинский и др.).
В организации формирование социально-психологического климата и мотивации сотрудников подверглось изучению в контексте лидерства, межличностных отношений и руководства в ходе проведенных исследований как в зарубежной психологии (К. Левин, Д. МакГрегор, Р. Ликурц, Д. Гоулман), так и в отечественной психологии (В. В. Бойко, А. В. Морозов, О. П. Нечепоренко, А. Н. Панферов, А. И. Ракитов, А. А. Реан, А. А. Русалинова, В. М. Шепель, В. П. Шестаков и др.).
Теоретический анализ литературных источников свидетельствует, что наряду с термином «психологический климат», используется и ряд других, понимаемых порой как синонимы: «социально-психологическая климат», «социально-психологическая атмосфера», «морально-психологический климат» и др.
По мнению Б. Д. Парыгина, социально-психологический климат выступает как мотивирующий фактор эффективной деятельности и взаимодействия в трудовом коллективе в ситуации различных организационных изменений [5].
В трудах А. Н. Лутошкина и А. А. Русалиновой, суть социально-психологический климат выражает коллективное настроение или общее эмоциональное состояние группы [7].
По мнению Г. Г. Голубева и К. К. Платонова, психологический климат – это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, групповыми настроениями и мыслями, влияющие на степень активности членов группы, играют ключевую роль в достижении целей, которые группа ставит перед собой [6].
В. М. Шепель рассматривал влияние лидерства на психологический климат в организации. Его работы подчеркивают важность роли руководителя в формировании и поддержании психологического климата в коллективе. В. М. Шепель утверждал, что стиль лидерства, коммуникация и поведение руководителей могут значительно влиять на то, какие эмоциональные и психологические состояния переживают сотрудники [8].
Лидер организации играет важную роль в создании социально-психологической атмосферы внутри коллектива. Он контролирует все аспекты, связанные с подбором персонала, мотивацией и наказанием сотрудников, управлением рабочим процессом и карьерным ростом.
Когда речь идет о руководстве, часто имеется в виду такая его характеристика, как «стиль руководства».
О. В. Евтихов рассматривает стиль руководства как управленческий стиль, который характеризуется уникальной системой методов и приемов воздействия на сотрудников [2].
Способности и особенности руководителя в решении организационных проблем определяются интегральной характеристикой его личностных качеств, на что указывает А. В. Морозов, Е. К. Степанова. Личность руководителя проявляется в его стиле управления коллективом, который оценивается через способы и методы управления, применяемые им в повседневной деятельности [4, с. 445-449].
Выделяют три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Методы постановки задач, уровень вовлеченности руководства и коммуникативные навыки сотрудников – все это различные аспекты, которые отличаются друг от друга в рамках процесса руководства.
Руководитель с уникальным стилем управления оказывает значительное влияние на своих сотрудников, используя различные методы и стратегии. Как указывает А. В. Морозов, руководитель способен вдохновить свою команду, устанавливая четкие цели и обеспечивая мотивацию для достижения успеха. Важной частью его работы является поддержка подчиненных в трудных ситуациях и стимулирование их развития. Кроме того, лидер играет важную роль в создании позитивной психологической атмосферы в коллективе, способствуя гармонии и эффективной работе [3, с. 33-49].
Целью эмпирического исследования является выявление связи стиля руководства и степени благоприятности социально-психологического климата в торговой организации.
Исследование проводилось на базе ТД «Дом Куприяна». В исследовании приняли участие 50 сотрудников.
Психодиагностический комплекс включал в себя следующие методики диагностики: методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Филлеру); диагностика психологического климата в малой группе (В. В. Шпалинский, Э. Г. Шелест); методика «Определение индекса групповой сплоченности» (К. Э. Сишор) и методика «Диагностика деятельностных особенностей руководства и лидерства» (А. Л Журавлев, В. П. Захаров).
Для определения взаимосвязи стиля руководства и показателей социально-психологического климата использовался t-критерий Спирмена.
Проведение корреляционного анализа позволило получить следующие корреляционные связи (на уровне p< 0.05):
- умеренная прямая связь степени благоприятности климата в коллективе с демократическим стилем руководства (r = 0,490);
- прямая умеренная связь показателя сотрудничества между сотрудниками с демократическим стилем руководства (r = 0,422);
- отрицательная умеренная связь показателя удовлетворенности отношениями в коллективе с показателем авторитарного стиля руководства (r = - 0,389).
Таким образом, проведенный корреляционный анализ связи стиля руководства в организации и психологического климата молодежной организации позволяет сделать следующий вывод: сотрудники при демократическом руководстве в большей степени ориентированы на сотрудничество, при авторитарном стиле руководства не удовлетворены взаимоотношениями с сотрудниками и с руководством.