Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном обществе наблюдается снижение функциональных возможностей человеческого организма, что и проявляется в ухудшении физического здоровья и физической подготовленности. В связи с этим без достаточной двигательной активности человек не может эффективно учиться, трудиться и быть здоровым [5, с. 12].
Многие исследования специалистов [2, с. 64] демонстрируют динамику снижения общего состояния здоровья организма, показателей физического состояния у обучающихся в университетах в период адаптации к новым условиям организации учебного процесса. По причине высокой занятости и загруженности во время учебной деятельности, сокращения свободного времени для отдыха и физической активности у студентов наблюдается низкий уровень двигательной деятельности на занятиях что, следовательно, очень негативно сказывается на работе всего организма человека.
Общеизвестно, что регулярные занятия низкоинтенсивным фитнесом приводят в тонус весь организм, повышая физическую и умственную работоспособность. При этом происходит укрепление мышечного корсета, развитие гибкости, улучшение координации движений, стабилизация эмоционального фона, повышаются показатели основных физических качеств, занимающихся [3, с. 32].
При этом для сохранения здоровья студенток важную роль играет объективная оценка и мониторинг различных компонентов физического состояния, позволяющая рационально организовывать и корректировать тренировку [5, с. 12]. В связи с этим, анализ физического состояния студенток 18-20 лет является главной задачей кафедр физического воспитания и способствует мониторингу эффективности образовательного процесса [4, с. 40].
Целью данного исследования явился анализ уровня физического состояния студенток-девушек 18-20 лет занимающихся низкоинтенсивным фитнесом в ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет».
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое тестирование (координационная проба Ромберга, дыхательные пробы Штанге и Генчи, функциональная проба Руфье, «Удержание веса тела на предплечьях», а также тесты, представленные программой контрольных нормативов на определение силовых способностей и гибкость) [1, с. 27].
Исследование проводилось в первом семестре 2023-2024 учебного года на базе ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» на занятиях по элективным курсам «Пилатес». В исследовании приняли участие 35 студенток-девушек 18-20 лет занимающиеся низкоинтенсивным фитнесом.
В результате изучения показателей контрольных нормативов «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» выявлено, что у большинства девушек (60%) наблюдается низкий уровень эластичности мышц. Оценка показателей силовых способностей при рассмотрении результата упражнения «Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см» позволяет констатировать, что 33% девушек продемонстрировали низкий уровень развития силы мышц рук, 47% – средний уровень и 20% высокий уровень силовых способностей. Оценка показателей специфического теста, как «Удержание веса тела на предплечьях» показывает, что у большинства девушек (80%) уровень выносливости находиться в пределах ниже среднего, у 13% девушек зафиксирован средний уровень показателя, и лишь у 7% девушек присутствует низкий уровень выносливости. Комплексная оценка уровня физической подготовленности представлена на рисунке.
Рис. 1. Уровень физической подготовленности студенток 18-20 лет занимающихся низкоинтенсивным фитнесом: - низкий, - ниже среднего, - средний, - выше среднего, - высокий
При анализе показателей функционального состояния выявлено, что в результатах Пробы Ромберга зафиксирован низкий уровень статического равновесия и вестибулярной устойчивости (рис. 2), поскольку большинство девушек (68%) сохраняли устойчивое положение менее 30 с. Около 25% девушек выполнили пробу на среднем уровне и 7% – на высоком уровне.
Анализ функций внешнего дыхания при выполнении пробы Штанге свидетельствует о низком уровне устойчивости организма, поскольку у 30 студенток (87%) зафиксированы низкие показатели задержки дыхания на вдохе. При выполнении пробы Генче большинство девушек (73%) продемонстрировали низкий уровень тренированности, 27 % средний уровень. Что свидетельствует о нарушении внешнего дыхания у девушек 18-20 лет, при доставке кислорода посредством крови к другим органам человеческого организма или же нарушении внутреннего дыхания, то есть газообмена клетки.
Проанализировав результаты пробы Руфье определено, что большинство девушек (40%) имеют средний уровень работоспособности сердечно-сосудистой системы вовремя и после физических нагрузок, а также 27% высокий уровень и 33% низкий уровень тренированности.
Рис. 2. Уровень функционального состояния девушек 18-20 лет, занимающихся низкоинтенсивным фитнесом
Проанализировав показатели уровня физического состояния студенток 18-20 лет занимающихся низкоинтенсивным фитнесом, можно сделать вывод, что студентки-девушки чаще имеют удовлетворительные и неудовлетворительные показатели физического состояния, которые оказывают негативное воздействие на процесс физического воспитания в вузе. При этом наиболее высокие результаты были показаны девушками в тестах, характеризующих проявление гибкости, силовых способностей, выносливости. Однако следует обратить внимание на неудовлетворительные показатели физического состояния.
На основе анализа уровня развития физических качеств и физических кондиций, рекомендовано в учебную программу дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» включать различные виды двигательной активности, относящиеся, к низкоинтенсивному фитнесу выполняемых в рекреационных условиях, такие как: виды дыхательных практик, пилатес, йога, йогалатес.