Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольной педагогике, которое подразумевает систему мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у подрастающего человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются: – профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия); – профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий). Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации [4].
Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях [2].
На сегодняшний день одной из задач, поставленных для дошкольных учреждений, является формирование у детей представлений о современных профессиях, востребованных на рынке труда. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду» [1].
В современной педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали ученые: Крулехт М. В., Логинова В. И., Мишарина Л. А., Шахманова А. Ш. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М. В. Крулехт и В. И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду [5, с. 142-153].
Цель организация ранней профориентации направлена на развитие у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий, формирование общих до профессиональных способностей.
Задачи ранней профориентации - обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности взрослых, формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека. Подвести к пониманию взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления; - стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей; - воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; - помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии [3, с. 39-44].
Работа с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации обусловлена следующими факторами.
- дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, где дети любознательны, проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества;
- дошкольный возраст является важным элементом общей системы технологического образования и должен осуществляться на надлежащей педагогической основе при соответствующем организационном обеспечении.
Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях [7].
В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и уровня привития ему ценностного отношения к труду у детей формируется система представлений о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Наблюдение за трудом для ребенка имеет большое значение: оно уточняет представление детей, развивает любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствует к выработке положительного отношения, уважения к труду.
На первом этапе необходимо формировать представление о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах выполняемых ими, орудиях труда. В этом помогают экскурсии по детскому саду. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок сам изъявляет желание трудиться, оказывать посильную помощь.
Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций, картин также несет важную информационную роль в формировании первичных представлений о профессиях. С помощью художественных произведений можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий, обратить внимание детей на сказочных героев, которые трудятся.
При формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о профессиях и труде взрослых используются дидактические игры, направленные на расширение представлений о разнообразии профессий, их названии, роли и значении. С помощью игр дети знакомятся с орудиями труда, инструментами, формируется уважение к труду взрослых.
Нельзя забывать и о значении сюжетно-ролевых игр по профессиям. С их помощью закрепляются знания о труде людей различных профессий, развивается речь, воображение, умение взаимодействовать друг с другом.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуются сюжетно-ролевые игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актер, врач, водитель, летчик), расширяется набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»), вводятся новые роли-специальности (пилот, стюардесса), расширяется использование новых атрибутов, воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в процессе работы [6].
В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, умение планировать и согласовывать свои действия с партнерами, справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.
Таким образом, ранняя профориентация детей дошкольного возраста – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования. Правильно организованная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются необходимой и очень значимой сферой жизни.