Главная
АИ #13 (195)
Статьи журнала АИ #13 (195)
Проектная деятельность с обучающимися с нарушением интеллекта

Проектная деятельность с обучающимися с нарушением интеллекта

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дети
социализация
проектная деятельность

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрена актуальность применения проектной деятельности в современной российской коррекционной школе. Проектная деятельность позволяет решать одну из основных задач – создать условия для социализации учащихся с нарушением интеллекта.В данной статье рассмотрена актуальность применения проектной деятельности в современной российской коррекционной школе. Проектная деятельность позволяет решать одну из основных задач – создать условия для социализации учащихся с нарушением интеллекта.

Текст статьи

Детям с нарушениями интеллекта сложно адаптироваться в обществе, найти работу, выйдя в самостоятельную жизнь, поэтому учебное учреждение несёт большую ответственность не только за академические знания, но и за жизненные компетенции детей данной категории. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, вовлекая учащихся в активную внеурочную деятельность.

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся, которая способствует созданию условий для проявления и развития ребенком своих интересов, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Важной частью внеурочной работы в нашей коррекционной школе является проектная деятельность.

Проектная деятельность учащихся – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта) [1].

Особенностью детей с интеллектуальными нарушениями является малоинициативность, сложность планирования и организации собственной деятельности, слабый познавательный интерес, долго сохраняющаяся игровая мотивация учебной деятельности, поэтому организующую роль берет на себя педагог. Преобладает игровой и практико-ориентированный вид проектной деятельности.

Проектная деятельность во внеурочное время способствует формированию у школьников чувства патриотизма, расширению кругозора, развитию коммуникативных навыков, самостоятельности, что ведет к более успешной социализации. Проектная деятельность актуальна также в связи с изменениями, происходящими в образовании. Компьютеры и иные средства мультимедиа стали неотъемлемой частью образовательного пространства. Презентации и задания на интерактивной доске становятся необходимой частью проведения современного занятия во внеурочное время [2].

В начальных классах нашей школы был реализован проект «Край, в котором мы живём», посвящённый Архангельской области. В реализации проекта участвовали учителя, учащиеся начальных классов школы, родители учащихся, работники городской библиотеки. Целью проекта стало создание условий для успешной социализации учащихся через расширение, уточнение знаний о нашей области. Были поставлены задачи: уточнить, расширить знания учащихся об истории, географических особенностях, традициях, достопримечательностях Архангельской области; способствовать формированию коммуникативных навыков и умений учащихся; воспитывать гражданственность и патриотизм; способствовать укреплению авторитета школы; гармонизировать детско-родительские отношения, улучшать психоэмоциональное состояние семьи через участие детей и их родителей в совместной деятельности.

Проект был реализован в течение пяти недель. В самом начале проекта на родительском собрании родителям был предложен кроссворд «Путешествие по земле Архангельской», направленный на совместную деятельность родителя и ребёнка. В кроссворде были как вопросы, адресованные взрослым членам семьи (например, «Адмирал флота, памятник которому установлен на набережной в Архангельске»), так и вопросы, доступные для младших школьников («Место, где растёт клюква», «Из чего делают северную птицу счастья»). Более семидесяти процентов семей приняли участие в решении кроссвордов. По отзывам родителей и детей, это задание вызвало много положительных эмоций, а главное – родители и дети занимались совместным делом, в процессе которого уточнялись, расширялись знания об Архангельской области.

В рамках проекта с учащимися были проведены занятия-презентации «Край наш северный», «Михаил Ломоносов», «Дары северного леса», «Животные Архангельской области». На занятиях дети познакомились с историей, традициями и географическими особенностями нашей области. Ребята узнали о детстве, непростом пути в науку своего великого земляка Михаила Васильевича Ломоносова. Учащиеся узнали много нового о лекарственных растениях северных лесов, отгадали загадки о животных нашей области. Впечатлил ребят рассказ педагога о тюленях, которые во время Великой отечественной войны спасали от голодной смерти жителей Архангельской области и блокадного Ленинграда.

На интерактивной экскурсии «Памятники Архангельской области» дети познакомились с памятниками, расположенными в городах Архангельской области: памятник М. В. Ломоносову (г. Северодвинск), памятник тюленю, памятник Петру Первому (г. Архангельск). Учащиеся учились и составляли рассказ об этих достопримечательностях по предложенному плану: кому поставили этот памятник, в каком городе стоит памятник, почему этому человеку (животному) поставили памятник. У детей появилось желание съездить с родителями в Архангельск, посетить памятники, рассказать о памятнике то, что они узнали на занятии.

На экскурсии «Улицы Северодвинска» учащиеся уточнили свои знания об улицах родного города, посетили памятник М. В. Ломоносову и площадь Победы. Завершилась экскурсия у Вечного огня, где ребята почтили память павших защитников Родины.

Центральная городская библиотека им. Гоголя пригласила учащихся нашей школы на беседу-презентацию «Достопримечательности Архангельской области», где в доступной для детей форме было рассказано о музее под открытым небом «Малые Корелы», Соловецком монастыре, пешеходном проспекте Чумбарова-Лучинского в Архангельске, памятниках Архангельской области. Дети с интересом слушали, отвечали на вопросы библиотекаря Галины Олеговны.

Много положительных эмоций вызвали у учащихся народные игры Архангельской области на музыкальном занятии «Северный хоровод». Дети с азартом играли в «Тетёру», «Сахарок». Ребята исполняли частушки, водили хороводы.

В конкурсе рисунков «Край наш северный», проводимом в рамках проекта, приняли участие семьи учеников. Дети вместе с родителями рисовали улицы родного города, подводные лодки, животных северного леса, достопримечательности области.

Итогом, результатом, нашего проекта стала игра-викторина «Край, в котором мы живём». В игре приняли участие семьи учащихся. Во время этого мероприятия дети и родители смогли показать свои знания по истории, географии, достопримечательностям, растительному и животному миру нашей области. Особенно понравились участникам игры задания, где надо было отгадать, из какой северной ягоды предложенное варенье. Не составило труда детям и родителям назвать 7 чудес Архангельской области, узнать улицы родного города, рассказать о памятниках Северодвинска и Архангельска. Задание, где необходимо было выбрать из предложенных названий моря Архангельской области, вызвало затруднение у родителей, но тем больше выросла мотивация участников игры в дальнейшем узнавать о родном крае. Дети вместе с родителями водили хороводы, играли в народные игры, с которыми познакомились ранее. В процессе мероприятия ребята не только уточнили свои знания по родному краю, но пережили положительные эмоции от участия в игре вместе со своими родителями.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты: обогащение знаний детей об истории, географических особенностях, традициях, достопримечательностях Архангельской области; улучшение детско-родительских отношений; повышение интереса в семьях учащихся к истории и традициям малой Родины. Таким образом, проектная деятельность в коррекционной школе помогает решить основную задачу воспитания детей с нарушением интеллекта – способствовать успешной социализации.

Список литературы

  1. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. – М.: Центр «Школьная книга», 2006.
  2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: – Первое сентября, 2010.

Поделиться

624

Анциферова С. И., Попова И. С. Проектная деятельность с обучающимися с нарушением интеллекта // Актуальные исследования. 2024. №13 (195). Ч.III.С. 37-39. URL: https://apni.ru/article/8899-proektnaya-deyatelnost-s-obuchayushchimisya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января