Ⅰ. Открытие глобального кризиса
Причины этого кризиса включают в себя, помимо экономических, политические, социальные и даже антропологические факторы. Политические факторы: в основном они выражаются в неспособности существующих международных институтов предотвращать и разрешать кризисы и конфликты, подобные тому, который сейчас происходит на Украине. Украинский кризис отнюдь не единичен; к числу других вызывающих обеспокоенность случаев относится ряд конфликтов в Африке и на Ближнем Востоке. По мере того как мы вступаем в XXI век, число конфликтов резко возросло с 2010 года. Более половины всех стран, затронутых текущими конфликтами, страдают от затяжных вооруженных конфликтов, длящихся более 10 лет. Напротив, богатейшие 10 процентов населения мира владеют 76 процентами его богатств. По данным Всемирного банка, эта проблема наиболее ярко проявилась во время новой эпидемии пневмонии: богатство миллиардеров увеличилось на 4,1 триллиона долларов, в то время как по меньшей мере 100 миллионов человек в это же время оказались в крайней нищете. 2020 год стал годом с самым большим увеличением доли миллиардеров во всем мире с момента начала ведения учета.
Ⅱ. Мировой порядок, каким его видит Россия
Несмотря на короткий период сближения России и Запада в 1990-е годы, такое положение дел было скорее исторической аномалией, чем исторической нормой. После кратковременной боли от распада Советского Союза переориентация российской внешней политики на глобальную повестку дня во второй половине 1990-х годов происходила очень быстро. С 2000 по 2010 год «отрыв от Запада» не был приоритетом внешней политики только России, а скорее совместным делом всех партнеров, разделяющих национальные интересы России, таких как созданный в 2006 году механизм БРИК. В этом процессе Россия и страны БРИК работают вместе. В рамках этого процесса углубляются отношения России с Китаем, Индией, Турцией и странами Ближнего Востока. Следует отметить, что процесс «отсоединения» России от Запада был не только взаимным, но и произошел раньше, чем в 2000 году. В 1994 году американский политолог Збигнев Бжезинский охарактеризовал сближение США и России как «преждевременное партнерство». Таким образом, несмотря на отсутствие публичных заявлений, Запад во главе с США фактически провел четкую грань между собственными интересами и интересами России.
Россия рассматривает свое отсоединение от Запада как медленный и постепенный процесс. Если в Концепции внешней политики России 1993 года в центре внимания стояла идея «прекращения борьбы между двумя системами во всех сферах международной жизни», то в Концепции внешней политики 2000 года утверждается, что доминирование Соединенных Штатов Америки в области экономики и «жесткой силы» напрямую способствует движению мира к однополярной структуре. Эта тенденция противоречит стремлению России к созданию международного порядка, основанного на равноправии и взаимовыгодном партнерстве. С 2008 года Россия неоднократно осуждала эгоцентричную позицию Запада и давала понять, что сила и потенциал развития мира переместились в Азиатско-Тихоокеанский регион (Восток).
В период с 2022 по 2023 год российское руководство переориентировало свои внешнеполитические приоритеты на незападные страны (которые Россия рассматривает как большую часть мира). Два основных сдвига в 2023 году отражают эту тенденцию. Во-первых, президент России Владимир Путин дал понять российской элите в Федеральном собрании, что «столетия колониализма, диктатуры и гегемонии приучили Запад к состоянию «все дозволено» и что «они пытаются восстановить свое мировое господство после распада Советского Союза». Чтобы противостоять этой тенденции, Путин отметил, что России необходимо «вместе с партнерами работать над созданием устойчивой, надежной и независимой от доллара и других западных резервных валют системы международных расчетов». Эти идеи нашли полное отражение в последней редакции Концепции внешней политики до 2023 года [1].
Таким образом, хотя российская внешняя политика не отказалась от связей с Западом и не разорвала их окончательно, ее дипломатический центр тяжести начал смещаться в сторону незападных регионов с целью создания нового международного порядка.
Ⅲ. Новые вызовы для новой эпохи
В настоящее время китайско-российские отношения переживают важный исторический момент. Китайский народ – народ сентиментальный. Современные китайцы испытали на себе успех китайских реформ и открытости и начинают чувствовать себя уверенно в международных делах. Многие из них, китайцы, родившиеся в 1940–1950-х годах, испытывают сильную привязанность к России. Можно сказать, что Советский Союз занимает особое место в их сердцах. Китайский народ был благодарен Советскому Союзу за огромную помощь в создании Нового Китая, в экономическом строительстве и индустриализации страны, не афишировал притеснения и неравноправное отношение России к Китаю со времен маньчжурской династии Цин, не упоминал о последующих китайско-советских войнах и инциденте на острове Джамбо. Детские песни, воспоминания детства и образ Большого Брата обладают неописуемой психологической силой. Помимо геополитических соображений, эти факторы стали важными причинами быстрого ослабления китайско-советских отношений после того, как Китай встал на путь реформ и открытости. Это поколение все еще оказывает влияние на принятие решений и является важной возможностью для улучшения китайско-российских отношений и преодоления истории.
Глобальное потепление, вызванное выбросами углекислого газа, угроза жизни, создаваемая стремительно развивающимися биотехнологиями, жестокое обращение с людьми с помощью атомных технологий большой мощности, замена человеческого труда автоматизированным вождением, производством, интеллектуальными услугами, образованием и здравоохранением – все это угрозы для мирного мира и стабильной жизни. Мир уже не тот, что был раньше. Если в прошлом технологии меняли средства производства и социальную жизнь, то сегодня технологии искусственного интеллекта и науки о жизни меняют самого человека. Неопределенность в отношении будущего облика людей, социальной жизни и международных отношений растет. Но некоторые вещи становятся более понятными. Во-первых, земля и ресурсы становятся все менее важными, а человеческие ресурсы и интеллектуальный потенциал – все более (Сингапур и Израиль бедны ресурсами, но их потенциал и уровень развития намного превосходят многие богатые ресурсами страны).
Ⅳ. Перспективы и ожидания относительно будущего китайско-российских отношений
Китай и Россия – соседи огромных, оба являются постоянными членами Совета Безопасности ООН и мировыми державами, несущими глобальную ответственность. Китай и Россию связывают как исторические неудачи, так и глубокая дружба и чувства. В частности, многие представители поколения, которое еще живо, имеют сильный культурный резонанс [2]. Поскольку в XXI веке человеческая цивилизация сталкивается с новыми вызовами, народы Китая и России должны проявить широту взглядов и дальновидность, чтобы совместно создать новую цивилизацию мира, красоты, процветания, справедливости и счастья, к которой стремится человечество, будущее, к которому стремимся. Ялтинская система, созданная после Второй мировой войны совместно ведущими державами Востока и Запада, выходит за рамки традиционной европейской Вестфальской системы прошлого и не является полностью западной системой. Эта система, хотя и несовершенная, с трудом обеспечивала мир в мире после Второй мировой войны на протяжении почти восьмидесяти лет. Будущие усилия потребуют еще большего глобального сотрудничества, чтобы выйти за рамки Ялтинской системы и принести человеческому обществу более стабильный и прочный мир и процветание. Китай и Россия, будучи мировыми державами и имея прочный фундамент доверия, должны стремиться ставить перед собой высокие цели и вносить свой вклад в развитие мировой цивилизации в условиях новых технологий.