Развитие уголовного законодательства России в области обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств всегда являлась и является важной частью развитии правовой системы страны на всех ее этапах. Уголовное законодательство, регулирующее преступления в сфере дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, постепенно развивалось и совершенствовалось с течением времени, отражая изменения в общественных отношениях и технологическом прогрессе.
Так, в период с XVII века по XVIII век, гужевой транспорт регламентировался правилами и предписаниями свода законов Русского царства 1649 года «Соборное уложение», указанного в XXII главе «Указ за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание» [2].
Следующим важным шагом в развитии уголовного законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является появление железнодорожного транспорта и развитие транспортной инфраструктуры.
Так, 15.08.1845 года Указом императора Николая I, утверждено уложение «О наказаниях уголовных и исправительных», которое вступило в законную силу 01.05.1846 года. Уложение «О наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года следует считать первым уголовным кодексом в истории России, содержащего положения, устанавливающие юридическую ответственность за совершение конкретных противоправных действий на гужевом и железнодорожном транспорте, которые вошли в 8 раздел «О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния» [7].
Следующим важным этапом развития законодательства в области преступлений на транспорте стало новое «Уголовное уложение» 1903 года, состоящее из 37 глав и 687 статей, подписанное 23.03.1903 года Указом императора Николая II, но не вступившее в законную силу. Новое «Уголовное уложение» 1903 года признавало не только умышленное преступление, но и неосторожное нарушение безопасности железнодорожного движения [1].
Так, в XVIII главе «О нарушении постановлений о производстве строительных работ и о пользовании путями сообщения и средствами сношения» усиливалась ответственность за нарушения правил пользования железнодорожным транспортом.
После Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 году, важным этапом в развитии уголовного законодательства России являлось принятие первого советского Уголовного Кодекса РСФСР 1922 года (далее УК РСФСР), который вступил в законную силу 01.06.1922 года, включающего в себя 8 глав, состоящих из 227 статей [3].
Ответственность за нарушение безопасности движения содержалась в статье 218 главы VIII «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок» УК РСФСР.
Затем с многочисленными изменениями и дополнениями, в 1926 году на второй сессии Всероссийского центрального исполнительного комитета XII созыва (далее ВЦИК) был принят УК РСФСР 1926 года, который вступил в законную силу 01.01.1927 года, постановлением ВЦИК от 22.10.1926 года. УК РСФСР включал в себя 10 глав, состоящих из 205 статей [4].
В УК РСФСР 1926 года, в первой главе особенной части, предусматривалось строгое наказание за разрушение или повреждение с контрреволюционной целью взрывом, поджогом или другими способами железнодорожных или иных путей и средств сообщения. Особо опасными преступлениями против порядка управления для СССР признавались разрушения или повреждения железнодорожных путей, дорог и мостов, вызванные массовыми беспорядками, бандитизмом, а также осознанным разрушением или повреждением железнодорожных и иных путей сообщения, в результате нарушения работниками транспорта трудовой дисциплины. За данные виды преступлений были предусмотрены разные виды наказания, от лишения свободы с конфискацией имущества до высшей меры наказания [4].
Принятие УК РСФСР 1960 года является следующим этапом в развитии законодательства в сфере транспорта. Впервые в истории законодательства появляется статья 211 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами», где описаны различные виды уголовного наказания за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшее причинение различной степени тяжести здоровья или смерти одного, или нескольких лиц [5].
Ранее данные виды нарушений, рассматривались в статьях за преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности.
В настоящее время, завершающим этапом истории развития уголовного законодательства России об уголовной ответственности за преступления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является принятый Государственной Думой 24.05.1996 года, одобренный Советом Федерации 05.06.1996 года Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее УК РФ) [6].
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, отражены в 27 главе «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта».
Так, за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (статья 263), нарушение требований в области транспортной безопасности (статья 263.1), нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264) предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, ограничением свободы, принудительных работ, лишением свободы [6].
Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость (статья 264.1), нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами (статья 264.2), управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость (статья 264.3), уголовная ответственность назначается в виде штрафа, обязательных или принудительных работ, лишением свободы.
Уголовная ответственность также назначается за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (статья 266), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267), действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств (статья 267.1), нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (статья 268) [6].
В заключении хочется отметить, что первые шаги в направлении формирования уголовного законодательства в этой области были предприняты с 1649 года, когда были приняты нормы, регулирующие правила дорожного движения и устанавливающие ответственность за их нарушение. В последующие годы, в связи с увеличением различных видов транспорта, уголовное законодательство совершенствовалось и дополнялось новыми нормами, отражающими современные требования безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.