Главная
Конференции
Социально-экономические и гуманитарные науки: идеи, гипотезы, результаты
Кто он – герой нашего времени, и есть ли он вообще у современной молодежи?

Кто он – герой нашего времени, и есть ли он вообще у современной молодежи?

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

подростки
школьники
современные ценности
герои Великой Отечественной войны
анкета социологического опроса

Аннотация статьи

В данной статье прослеживается конкретная ситуация с образом «героя нашего времени» у современных подростков. Проводится параллель во времени, начиная со времени перестройки и до современности. Статья опирается на локальное социологическое исследование, проведенное на базе школ г. Санкт-Петербурга.

Текст статьи

Как известно, каждое поколение занималось поисками своего героя. Вспомним, в советские годы патриотическое воспитание ставилось на государственном уровне. И у каждого советского человека уже с детства формировался устойчивый образ героя – этакий пример для подражания (например Штирлиц из фильма «Семнадцать мгновений весны» или Павка Корчагин из книги и особенно фильма «Как закалялась сталь»). Каждое время рождало своих героев. Когда советское время кануло в лету, у молодежи 90-х появились совсем другие герои - порой жестокие, беспринципные, но зато умеющие держать в руках оружие, например герои из фильмов «Брат», «Жмурки», «Бригада», «Сестры». Так кто же герой XXI века?

Для того чтобы ответить на вопрос о необходимости образа героя и о том, нужны ли в современной России вообще герои, мы должны понять причину, так как сами герои или антигерои − это следствие. Поэтому мы считаем, что первый вопрос тесно связан со вторым. То есть все основывается на ценностях, в котором живет наше общество. Ведь образ героя логически вытекает из того, что в обществе принято считать добром, а что злом.

Мы живём в совершенно в другое, быстро меняющееся время, поэтому те образы героев, которые, к примеру, были в прошлом столетии, нас особо не интересуют, поскольку они просто не актуальны, а соответственно, и непонятны современной молодежи. Правильно это или неправильно − это уже другой вопрос. Со времён развала СССР прошло уже 20 лет, и проблема нашего общества состоит в том, что за двадцать лет суверенитета в нашем Отечестве не сформировалась национальная идея и нет четкого образа будущего. И это мы считаем основной причиной того, что у нас на сегодня отсутствуют герои. Также большая проблема состоит в том, что в связи с вышесказанным нам навязывается культура и ценности из европейских стран или по голливудским стандартам.

Современный герой, безусловно, нужен, иначе, на чем будут расти наши дети и внуки, к чему они будут стремиться, кем гордиться?! Но какой он должен быть? Кто он?

Что бы ответить на этот вопрос, мы должны понять и решить, какими качествами он должен обладать? Безусловно, что это должен быть человек, которым мы не только будем восхищаться, но и за которым будем стремиться, на кого равняться.

Вряд ли для нашего русского менталитета подойдёт образ всем известного Джеймса Бонда или Супермена. Такие образы могут лишь на короткое время занять умы – как было, например, с героями фильмов о Гарри Потере или не менее известных вампирских фильмов «Сумерки», когда фанатизм вокруг главных героев доходил до истерики – и так же быстро заканчивался, и сейчас уже никто про это даже не вспоминает. Исторически так сложилось, что Россия идёт по своей, совершенно отличной от других, культурной и политической линии, это выражается, в особенностях русского менталитета. В связи с этим и герой наш должен быть Настоящим патриотом, который бы любил Родину и понимал её. Он должен суметь повести за собой народ, должен думать не только о личном благополучии, но и о процветании страны и государства.

В связи с этим нами была предпринята попытка выяснить, что думают по поводу образа современного героя наши старшеклассники. Мы сформулировали самую, на наш взгляд, простую анкету и провели опрос в 8–11 классах. С каждого класса было взято по системе случайной выборки по 10 человек для проведения анкетирования, т. к. количество человек в каждом классе у нас в школе самое разное (от 29 человек в 8 классе до 15 в 11 классе, поэтому была взята средняя цифра). После этого мы решили расширить круг опрашиваемых и провели аналогичный опрос по той же самой анкете среди учеников 8–11 классов в школах города Зеленогорска (№ 450 и 445). Всего получилось в каждой параллели по 30 человек опрашиваемых (вместо 10 ранее). Ниже приводится анкета и результаты анкетирования:

Таблица

Классы

Нужен ли в современной России образ героя?

Кого бы ты мог назвать современным героем?

Нужен ли нам мировой опыт в определении образа современного героя?

8 класс

«Да» – 21

«Нет» – 4

«Не знаю» – 5

«Никого» – 20

«Не знаю» – 5

Известных артистов – 5

«Да» – 10

«Нет» – 8

«Не знаю» – 12

9 класс

«Да» – 29

«Нет» – 1

«Никого» – 12

«Не знаю» – 4

В.В.Путина – 5

Ветеранов войны – 2

Известных артистов – 7

«Да» – 13

«Нет» – 13

«Не знаю» – 4

10 класс

«Да» – 29

«Нет» – 1

«Никого» – 11

«Не знаю» – 5

В.В.Путина – 5

Участников волонтерских движений – 2

Сотрудников МЧС, работающих в «горячих точках» – 2

Ветеранов войны – 5

«Да» – 2

«Нет» – 24

«Не знаю» – 4

11 класс

«Да» – 29

«Нет» – 0

«Не знаю» – 1

«Никого» – 9

«Не знаю» – 9

В.В. Путина – 4

Военных (в т. ч. ветеранов войны) – 5

Сотрудников МЧС, работающих в «горячих точках» – 3

«Да» – 2

«Нет» – 27

«Не знаю» – 1

Патриотическое воспитание таких людей должно начинаться в семье, но, безусловно, оно должно поддерживаться государством. Политика патриотического воспитания в нашей стране, к сожалению, хромает. С чем это связано сказать трудно. Было время, когда подобная политика была направлена на введение в школьный курс уроков патриотической подготовки, вместо таких уроков как русский язык и математика. Это не совсем правильно. Нельзя вместо обязательных предметов вводить уроки, которые будут проводиться по схеме классической игры «Зарница». Нужно что-то новое в отношении воспитания патриотизма. Начать нужно с малого. Мы часто замечаем, например, в метро и переходах на стенах наклейки с имперским флагом и надписью «Гордись тем, что русский». Это не содержит никаких экстремистских воззваний, но почему-то это остаётся только в переходах. Почему патриотическое воспитание русского человека висит на стенах в метро? Ведь если СМИ начнёт взывать к патриотизму, если кроме американских фильмов на экранах будут показывать больше исторического материала, если новые государственные патриотические лозунги заменят старые, всем давно надоевшие, то только в таких условиях мы сможем вырастить героя XXI века.

  • Героями могут быть и наши ровесники, друзья, знакомые и одноклассники. Те, кто не только сам отлично учиться, но и помогает учиться другим.
  • Те, кто не только успевает учиться, но успевает заниматься исследованиями и научными проектами.
  • Те, кто занимается спортом, своим примером, на деле, а не на словах показывая, что такое здоровый образ жизни.
  • Те, кто занимает активную жизненную позицию, помогая пожилым людям, ветеранам, участвуя в волонтерском движении и других молодежных организациях.

Выводы

  1. Современная молодежная среда достаточно неоднородна, разрознена, что при определенных обстоятельствах может привести к повышению ее агрессивности и даже ее криминализации. Чтобы этого не случалось, у нее должен быть свой образ героя, свой пример для подражания и даже (может быть) восхищения.
  2. При всем этом даже из поверхностного анализа, приведенного в работе, видно, что современная российская молодежь не нуждается в ссылках на мировой опыт, ей нужен свой, самобытный путь. Но какой путь – она не очень представляет, и это очень большая и болезненная проблема современности, т. к. именно в подростковой и молодежной среде больше всего нуждаются в авторитетах, примерах для подражания, примерах для восхищения. При этом, как видно даже из нашей короткой анкеты, современные герои, как правило, неизвестны по фамилиям и иным анкетным данным. Даже в ходе опроса мы получали ответы – «Те ребята, которые спасают бездомных животных», «Спасатели, которые ищут пропавших детей и стариков», «Те, которые помогали во время последнего стихийного бедствия на юге страны» и т. д. Это говорит о недоработке прежде всего официальной пропаганды, т. к. именно ее задача сделать таких простых, но очень важных для нашей жизни людей кумирами не только молодежи, но вообще всего общества, а не рассказывать в СМИ только политический и экономический негатив и сплетни про артистов, политиков и спортсменов, причем опять же известных!
  3. И самое, на наш взгляд, важное – современная молодежь очень сильно нуждается в интересном и важном деле, которое бы смогло их заинтересовать и в какой-то мере объединить, и отвлечь от много плохого, в том числе и от влияния агрессивных молодежных группировок и стоящих за ними политических сил. Как раз с этим в настоящее время много проблем, так как реальных интересных и важных задач, причем конкретного содержания, перед молодежью со стороны государства не ставиться, а если и ставится, то они довольно обобщающего характера – «Нужно работать для блага государства», «Нужно быть патриотом своей страны», «Нужно учиться» и т.д. Этого явно недостаточно, прежде всего потому, что для современной достаточно практичной и рационально мыслящей молодежи это просто не звучит.

Список литературы

  1. Потемкин В.К. Молодежь в системе современных общественных отношений //Журнал правовых и экономических исследований. – 2018. – №. 2. – С. 270-276.
  2. Потёмкин В.К. Социально-профессиональное самоопределение молодёжи. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2020.
  3. Реан А.А., Шагалов И.Л. Личностные ценности как предикторы переживания счастья подростками // Вопросы психологии, № 6, 2018/.
  4. Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (дата обращения 27.03.2024).
  5. Ценности молодёжи. Топ-3 жизненных ориентиров российской молодёжи: высокий уровень благополучия, спокойная жизнь и возможность приносить пользу своему народу [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. – Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi (дата обращения 05.02.2024).

Поделиться

1419

Балошина Н. Ю. Кто он – герой нашего времени, и есть ли он вообще у современной молодежи? // Социально-экономические и гуманитарные науки: идеи, гипотезы, результаты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 49-52. URL: https://apni.ru/article/8911-kto-on-geroj-nashego-vremeni-i-est-li-on-voob

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря