Сектор туризма требует особого подхода из-за взаимоотношений, возникающих между всеми агентами или заинтересованными сторонами, которые формируют спрос и предложение в сфере туризма, причем последние относятся к туристам. Таким образом, туристический спрос ищет новые впечатления вдали от многолюдных мест, где они могут найти этические, естественные и реальные особенности благодаря аутентичности места назначения. Улучшения, происходящие в течение многих лет в сфере коммуникаций, как на уровне инфраструктуры, так и на уровне технологий, расширяют возможности для туристического спроса совершать поездки, предпочитая, прежде всего, более короткие по времени пребывания, но с большей частотой в течение года, чтобы реагировать на различные вкусы и потребности, которые в настоящее время пользуются спросом [5, с. 110-131].
В этом смысле новые туристические типологии появляются благодаря событиям, связанным с культурой, природой, гастрономией, промышленностью, наследием и т. д., которые создают новые возможности дохода для жителей, путем создания рабочих мест и создания новых компаний в географическое предназначение. Появление этих туристических типологий приводит к тому, что критерии классификации этих видов туризма становятся все более разнообразными. Таким образом, эти новые туристские типологии разрабатываются в районах с потенциалом туристической деятельности, где происходит взаимодействие между туристами, территорией назначения и местным населением. Некоторые из направлений, где происходит такое туристическое взаимодействие, расположены в приграничных районах.
Цель данной исследовательской работы – концептуально изучить понятие трансграничного туризма, узнать его основные сильные и слабые стороны посредством обзора литературы.
Прежде чем давать какое-либо определение трансграничного туризма, мы должны четко понимать, что такое граница, понимая ее как линию разделения и соприкосновения между двумя или более государствами, где проявляется существование очевидного разрыва между пространствами каждой страны. Мы подчеркиваем, что этот разрыв может иметь не только территориальный характер, но также может быть обусловлен культурной, религиозной, экономической и т. д. значимостью, поэтому эти уже упомянутые культуры не обязательно должны точно совпадать с географическими границами. Что касается концепции трансграничного туризма, Брингас (2004:8) [4] определяет его как «временное перемещение людей за пределы их обычного места жительства в города, прилегающие к разделительной линии между двумя странами, происходящее по причинам досуга, развлечения, отдыха, здоровье, бизнес, посещение семьи и/или друзей, религия, общественные мероприятия или шопинг, среди прочего, пребывание которых не превышает одного года и предполагает как минимум одну ночевку в посещаемом месте».
Трансграничный туризм – это вид туристической деятельности, охватывающий трансграничные территории, который представляет собой организацию маршрутов по данным территориям, строительство и улучшение туристской инфраструктуры, создание совместных рекреационных, природоохранных зон и организацию на них экологических маршрутов [1, c. 56].
Трансграничное туристическое пространство понимается не только через его физические атрибуты, но и через символические компоненты, в результате чего возникает концепция социального построения туристического пространства, которое определяется отношениями и взаимодействиями, возникающими между туристами и хозяевами, с другими субъектами, также играющие важную роль. Такие, как: государственные и частные учреждения, которые способствуют развитию туризма, тем самым создавая отношения между пространством, в котором осуществляется туристическая деятельность, и различными группами интересов.
Таким образом, регион невозможно понять без границы как причины для притяжения и сотрудничества. В результате вышесказанного во многих исследованиях были предложены модели для изучения регионального формирования. Благодаря этим исследованиям можно прийти к выводу и создать модель, которая учитывает четыре элемента при изучении приграничного региона. Принять во внимание [3, c. 16]:
- Общую территорию: территорию, на которой осуществляется действие, расположенную вокруг границы;
- Политико-институциональная мобилизация: посредством реализации общих проектов, одобренных конкретными организациями сотрудничества;
- Экономические и рыночные стратегии: границу следует рассматривать как элемент союза, а не разделения, поэтому разработка экономико-деловых и рыночных стратегий, которые усиливают политическую мобилизацию, имеет важное значение;
- Общая культура и символы: установление этого измерения при проектировании идеи совместного использования территории является основой для измерения успеха предпринимаемых проектов.
Трансграничный туризм должен использоваться через общественный туризм, который «основан на создании туристических продуктов в соответствии с основным принципом необходимого участия местного сообщества».
Таким образом, члены местного населения, где осуществляется деятельность, имеют высокий контроль над деятельностью и участием в выгодах, в ущерб другим, контролируемым в подавляющем большинстве внешними туроператорами или правительством. Можно выделить несколько целей общественного туризма, связанных с сохранением природных, культурных ресурсов и ресурсов наследия, а также с социально-экономическим развитием местных сообществ и, что не менее важно, с качеством, получаемым туристическим спросом [2, c. 27].
Индустрия туризма требует особого отношения из-за взаимоотношений, которые возникают между всеми заинтересованными сторонами, которые составляют спрос и предложение туризма, появляются новые типологии туризма, которые создают новые возможности получения дохода для местного населения. Некоторые из направлений, где происходит такое туристическое взаимодействие и приносят выгоды принимающим сообществам, расположены в приграничных районах.
Среди основных выводов исследования стоит выделить то, что понятие трансграничного туризма глубоко не изучено, и лишь немногие исследования дают определение этому понятию. Среди основных сильных сторон мы можем найти продвижение местной экономики, создание экономических ресурсов для местного населения, улучшение жизни жителей, содействие культурному обмену и разработку более либеральной политики. Среди основных недостатков мы находим социально-экономические различия между местным населением приграничных стран, низкую безопасность некоторых границ, возможную политическую нестабильность региона и проявления загрязнения окружающей среды и экологической деградации.
В качестве будущих направлений исследований было бы привлекательно провести новые исследования с использованием методологий из первоисточников, с качественными и количественными исследованиями, анализируя отношение посетителей, ценность туристического направления или мотивацию посетителя. Наконец, еще одним возможным направлением будущих исследований могло бы стать предложение гипотез, в которых анализируются различия в отношении к разным сегментам интереса в приграничном пункте назначения, например выяснение того, существуют ли различия между отношением туристического спроса, местного населения, сотрудников или местных администраторов в отношении таких переменных, как ценность и воспринимаемое удовлетворение в пункте назначения.